Введение 4
1. Теоретические основы формирования лексических навыков на
уроках английского языка в начальной школе с помощью ассоциативного метода 7
1.1. Понятие и сущность ассоциативного метода 7
1.2. Применение ассоциативного метода при обучении лексике английского
языка 15
1.3. Требования к формированию лексических навыков обучающихся
начальной школы 22
Выводы по главе 1 26
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексических
навыков у обучающихся начальной школы на уроках английского языка с помощью ассоциативного метода 28
2.1. Разработка и проведение уроков по формированию лексических навыков
у обучающихся начальной школы с помощью ассоциативного метода 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 35
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А 47
Приложение Б 48
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Ж 63
Приложение И 64
Приложение К 69
Приложение Л 74
Приложение М 75
В процессе обучения педагогами применяются различные методы для успешного освоения учениками учебной программы. Обучение может производиться как с применением цифровых технологий, интерактивных решений, так и классическими способами.
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности, включающей в себя аудирование, говорение, письмо и чтение. Этим определяется важное место лексического навыка на каждом уроке английского языка. Немаловажным является обучение именно младших школьников, поскольку овладение лексическими навыками на раннем этапе определяет успешное обучение английскому языку в средней школе. Для успешного овладения лексическими навыками, механизмы в образовательном процессе должны быть выстроены таким образом, чтобы обучение происходило в доступном и интересном формате. Одним из методов для обучения младших школьников является ассоциативный метод. Ассоциативная методика помогает обучающимся решить проблему с запоминанием и написанием словарных слов изучаемого языка.
Объектом исследования является процесс формирования лексического навыка на уроках английского языка.
Предметом исследования является ассоциативный метод как средство формирования лексического навыка на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность использования ассоциативного метода при формировании лексического навыка на уроках английского языка в начальной школе.
В соответствии с целью были определены и задачи выпускной квалификационной работы:
1) дать характеристику понятия «ассоциативный метод»;
2) изучить применение ассоциативного метода при формировании лексического навыка на уроках английского языка;
3) разработать и провести уроки по формированию лексического навыка обучающихся начальной школы на уроках английского языка с помощью ассоциативного метода;
4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, метод сравнительного, сопоставительного анализа, синтез, метод обобщения.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, среди которых Н.Д. Гальскова [Гальскова, 2009; Гальскова, 2017], Т.В. Албахтина [Албахтина, 2019], О.А. Мелишникова [Мелишникова, 2005; 2007], Л. Н. Мишатина [Мишатина, 2017], Н.Е. Шуркова [Шуркова, 2001], А.В. Хуторской [Хуторской, 2000] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем при разработке эффективного урока английского языка по формированию лексического навыка в начальной школе с помощью ассоциативного метода.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования.
В главе 1 выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе с помощью ассоциативного метода. В главе 2 выпускной квалификационной работы описана опытноэкспериментальная работа по формированию лексических навыков у обучающихся начальной школы на уроках английского языка с помощью ассоциативного метода. В Заключении осуществляется анализ результатов опытно-экспериментальной работы, приводятся полученные выводы и обобщения.
Ассоциация - это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о ином, который сочетается с ним [Жиглова, 2023].
Сущность ассоциативного метода заключается в том, что при выполнении определённого упражнения по конкретному предмету предлагается ряд вопросов для установления ассоциативных связей между различными объектами [Мелишникова, 2005].
Ассоциативная методика увеличивает мотивацию и интерес к новым знаниям, ускоряет запоминание и повышает объем новых слов. Это еще и хорошая работа для креативной мозговой деятельности.
Ассоциативный метод включает в себя несколько разновидностей, такие как: карта мыслей, ситуативный метод, фонетический метод, но более эффективным выделяют метод карточек, так как его можно трансформировать в игру, что способствует повышению мотивации к обучению у обучающихся.
При разработке уроков английского языка, применяя ассоциативный метод, важно чтобы формирование лексического навыка соответствовало Федеральному государственному образовательному стандарту. Особенно это важно в начальной школе, так как сформированные лексические навеки на данном этапе являются показателями успешного обучения в средней и старшей школах.
В ходе практики во втором классе Гимназии № 3 г. Красноярск были разработаны уроки английского языка с помощью ассоциативного метода на основе школьного учебника.
Были представлены ожидаемые результаты обучающей программы по обучению английскому языку с применением ассоциативного метода. Было отмечено, что ожидается повышение уровня владения английским языком в целом на 36%. Данное значение было выбрано на основании предположения, что существует необходимости минимизации доли обучающихся с низким уровнем владения английским языком. Поскольку их доля составляет 35% была применена минимальная отметка в 35%.
Была проведена диагностика уровня владения английским языком в младших классах перед внедрением ассоциативного метода. В соответствии с проведённой диагностикой было установлено, что, в основном, обучающиеся в данном классе обладают базовым уровнем владения английским языком, однако существует значительная доля учеников с низким уровнем владения английским языком.
Была проведена повторная диагностика уровня владения английским языком в младших классах после внедрения ассоциативного метода. По завершении обучения с применением ассоциативного метода ученики прошли повторную диагностику, по результатам который было отмечено увеличение уровней владения английским языком среди обучающихся данного класса.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Акбаров. А. применение методов активного обучения в учебном процессе: науч. изд. М.: Традиционные и инновационные методы обучения, 2013. 52-56 с.
3. Албахтина, Т. В. Ассоциативный метод обучения английского языка в школе / Т. В. Албахтина // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, г. Йошкар-Ола, 31 июля 2019 г. - Йошкар-Ола. М.: изд-во МарГУ, 2019. 85-88 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. М.: изд-во Просвещение, 2016. №5. С. 39-43.
5. Ассоциативный подход: специфика организации и методического
обеспечения образовательного процесса. 2020. [Электронный ресурс] - URL: https://uskepp.ru/wp-content/uploads/2020/03/Прикл-аспекты-3.pdf (дата
обращения: 31.03.2024)
6. Балли Ш. Жизнь и язык. М.: Едиториал УРСС, 2003.
7. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. 2-е изд. Минск: Попурри, 2003. 304 с.
8. Валиуллина Ф.М. Применение метода ассоциативного мышления в обучении иностранному языку. // Научный альманах. 2022. № 6. С. 92-95.
9. Вершинина Т.С., Илюшкина М. Ю., Киряков О. В. Экспериментальное исследование эффективности и механизмов реализации ассоциативного метода обучения иностранному языку: перспективы внедрения изд-во. М.: Педагогическая статистика, 2017. 57-63 с.
10. Гальскова Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
11. Горошко Е. И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 3. С. 53-61.
12. Гуц Е. Н. Исследовательский потенциал категории «психологическое значение» (комплексная методика изучения репрезентации образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками) // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, 10-13 дек. 2007 г.) / отв. ред. О. А. Турбина. - Челябинск: ЮУрГУ, 2007. Ч. 2. С. 18-22.
13. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2004. 576 с.
14. Егорова Н. А. Организация процесса адаптации первоклассников. //Практика административной работы в школе. 2016. No5. С.39.
15. Жиглова О. А. Ассоциация - эффективное средство запоминая
информации. 2023. 6 ноября. [Электронный ресурс]. URL:
https://solncesvet.ru/book work/59468/ (дата обращения: 13.03.2024)...39