Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции обучающихся на уроках иностранного языка с помощью песен 7
1.1. Сущность языковой компетенции 7
1.2. Дидактический потенциал песен в обучении иностранным языкам 13
Выводы по главе 1 22
2. Опытно-экспериментальная работа по применению песен для развития языковой компетенции обучающихся старшей школы на
уроках английского языка 24
2.1. Особенности обучения английскому языку в старшей школе 24
2.2. Разработка уроков по применению песен для развития языковой
компетенции обучающихся старшей школы на уроках английского языка.. 28
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А 67
Приложение Б 71
В сфере образования наблюдается тенденция к обновлению теоретических и практических аспектов преподавания, особенно это касается поиска инновационных методик для изучения иностранных языков. Такие изменения затрагивают выбор учебного материала и внедрение передовых техник, цель которых - ускорить процесс освоения языка. Анализ учебной литературы выявил, что для развития языковой компетенции на уроках иностранного языка часто привлекаются песни и стихи, - ведь работа с аутентичными текстами обладает значительными преимуществами.
Песни играют многофункциональную роль в обучении. Они не только способствуют формированию грамматических, лексических и фонетических навыков, но и содержат полезные для коммуникации языковые структуры, гармонично подобранные звуки и слова, которые способны совершенствовать разговорные навыки учащихся. К тому же, песня - это эффективный инструмент влияния на эмоциональное состояние человека, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к изучению языка. Данный вид работы способен привлечь внимание всех учеников и активизировать их учебный процесс, что весьма эффективно способствует восприятия учебного материала. Применение в образовательном процессе музыкальных произведений поддерживает интерес учащихся к дисциплине и стимулирует их желание учиться, как в группе, так и в индивидуальном порядке, особенно при изучении иностранных языков. Также стоит подчеркнуть, что вовлечение песен в обучение способствует повышению социокультурной осведомленности обучающихся и стимулирует развитие их творческих способностей.
Тем не менее, анализ научных источников и собственный опыт, полученный в рамках педагогической практики, показывают, что в процессе работы с песенными текстами часто используется простое повторение, механический перевод, запоминание и последующее воспроизведение текста наизусть. Такой подход недостаточно способствует глубокому усвоению материала и активному использованию его учащимися в речи. Кроме того, хотя современные учебники часто содержат разнообразные стихи и песни, как оригинальные, так и специально созданные, их выбор и использование при обучении иностранному языку не всегда дает ощутимый практический эффект.
В связи с вышесказанным тема выпускной квалификационной работы «Развитие языковой компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка с помощью песен» является актуальной.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в старшей школы.
Предметом исследования является песенный материал, направленный на развитие языковой компетенции обучающихся старшей школы на уроках английского языка.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений для развития языковой компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка с помощью песен.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие структуру и содержание языковой компетенции.
2. Раскрыть дидактический потенциал использования песен в обучении иностранному языку.
3. Выявить особенности и цели обучения иностранному языку в старшей школе.
4. Разработать серию уроков, способствующих развитию языковой компетенции у обучающихся старшей школы посредством использования песенного материала.
5. Провести опытно-экспериментальную работу соответствующие выводы.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, поиск и структурирование информации; практические методы: наблюдение, сравнение, разработка дидактического материала, статистический анализ, анализ и синтез теоретических материалов, интерпретация полученных результатов, методы графической интерпретации информации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых: И.Л. Бим [Бим, 2001], Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2005], Е.Н. Солововой [Соловова, 2006], Е.И. Пассова [Пассов, 1989], А.А. Миролюбова [Миролюбов, 2010], А.Н. Шамова [Шамов, 2022] и др.
База исследования: работа выполнена по заявке МАОУ СШ № 157 г.Красноярска на базе МАОУ «КУГ №1-Универс» г. Красноярска.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обозначены актуальность темы, предмет и объект, цель, задачи, методы и практическая значимость данного исследования.
В первой главе раскрывается сущность языковой компетенции, ее характеристика, дидактический потенциал песен в обучении иностранному языку, а также особенности и цели обучения иностранному языку на этапе старшей школы.
Вторая глава посвящена рассмотрению аутентичной песни как средства развития языковой компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка. Также во второй главе были рассмотрены и выделены критерии отбора песенного материала, этапы использования песни на уроке иностранного языка. Кроме этого, описывается опытно - экспериментальная работа по использованию песенного материала для развития языковой компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка.
В заключении сделаны соответствующие выводы.
В данном исследовании были представлены варианты применения песен на уроках английского языка в старшей школе с методической и педагогической точки зрения.
В начале нашего исследования мы поставили перед собой задачу - теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений для развития языковой компетенции старшеклассников на уроках английского языка с использованием песен. Для этого мы изучили различные источники, включая печатные и электронные.
В первой главе исследования мы глубоко проанализировали процесс развития языковой компетенции у старшеклассников, который имеет важное значение для преподавания иностранного языка. Языковая компетенция, как ключевой аспект общей коммуникативной компетенции, играет существенную роль в освоении и использовании иностранного языка в общении. Систематический анализ литературы и теоретических материалов позволил нам разработать и обосновать модель формирования языковой компетенции. Эта модель опирается на принципы коммуникативности, ориентированности на личность, активного обучения, а также основана на системно-деятельностном и интегрированном предметно-языковом подходах, что составляет теоретико-методологическую основу исследования.
Также в этой же главе мы выяснили, что аутентичный песенный материал - это произведения, авторство которых принадлежит самым настоящим носителям иностранной речи. Эти произведения не предназначены для учебных целей, а отражают естественное использование языка в его первозданной форме. Применение таких материалов является ключевым, так как они служат образцом живого иностранного языка и способны воссоздать ощущение полноценного участия в бытовой жизни страны, язык которой изучается на уроках.
Во второй части нашего исследования мы изучили психологопедагогическую литературу, которая позволила нам выявить, что подростковый период является одним из наиболее сложных этапов в развитии человека. Для того чтобы подросток чувствовал себя комфортно в образовательной среде и был мотивирован к саморазвитию, учитель должен учитывать особенности возрастной психологии при разработке учебных программ. С учетом того, что подростков непросто заинтересовать школьным материалом, уроки должны быть спланированы таким образом, чтобы учащиеся без труда усваивали новые знания и выполняли задания без стресса. Поэтому использование песен является эффективным способом мотивации подростков к изучению иностранного языка. Однако следует помнить, что музыка на уроке не является просто развлечением, а служит для увеличения продуктивности учения и лучшего усвоения материала.
К тому же, творческий подход к формированию языковой компетенции помогает не только избавиться от скучного и неэффективного запоминания, но и способствует развитию памяти, мыслительных процессов и творческого потенциала учащихся.
В этой же главе были проанализированы УМК по английскому языку, где мы выяснили, что большинство из них не обеспечивают достаточного количества упражнений для развития языковой коммуникации в реальных условиях. В свете этого мы создали комплекс упражнений вместе с оригинальными песнями. Данный материал направлен на улучшение аудиальных, фонетических и лексико-грамматических навыков у учеников. Мы выбрали три аутентичные песни, которые полностью соответствуют учебным целям, преследуемым в 10 классе. К каждой песне прилагается около 5-7 упражнений, разнообразных по своему направлению.
Проверено практическим опытом эффективность применения комплексов упражнений с использованием аутентичных песен для развития языковой компетенции на уроках английского языка в старших классах. Разработанные методики могут быть полезны учителям для улучшения у старшеклассников коммуникативных навыков, стимулирования интереса к изучению английского языка, расширения словарного запаса, развития внимательности и разнообразия учебного процесса.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы успешно достигли поставленных целей. Мы теоретически доказали и эмпирически подтвердили, что использование песенного материала на уроках иностранного языка крайне положительно влияет на развитие языковой компетенции у старшеклассников.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов М.: Академический проект, 2000. 228 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009. 121 с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам, Москва: Просвещение, 1969. 279 с.
4. Балалаева М. А. Об использовании УРУ на этапе формирования грамматических навыков / М. А. Балалаева // НС-портал. - 2019. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2019/11/28/ob-ispolzovanii-uru-na-etape, свободный. (дата обращения: 09.05.2024).
5. Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. О подготовке к межкультурному языковому общению// Педагогика, 1998. 55 с.
6. Белкина М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опта школы)/ М.Ю. Белкина// Иностранные языки в школе, 2006. с. 53 - 54.
7. Береговская Э.М., Поэзия вокруг нас, Москва: Просвещение, 1993. 123 с.
8. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника, Москва: Русский язык, 1977. 228 с.
9. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. Проблемы и перспективы, Москва: Просвещение, 1988. 254 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. 237 с.
11. Бухбиндер В.А. Берман И.М. Плахотник В.А. Основы методики преподавания иностранных языков, 1986. 336 с.
12. Бэрон Р. Бирн Д. Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи, 2003. 512 с.
13. Варзанова, С. И. Использование условно-речевых ситуаций на уроках
английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию / С. И. Варзанова // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 35-37. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-uslovno-rechevyh-situatsiy-na- urokah-angliyskogo-yazyka-v-protsesse-formirovaniya-umeniya-formulirovat- sobstvennoe-mnenie, свободный. (дата обращения: 29.03.2024).
14. Веренинова Ж.Б. Песня как методический прием при фонетической отработке английских средних сонатов/ Ж.Б. Веренинова// Иностранный язык в школе, 2000. c.26 - 31.
15. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому
произношению/Ж.Б. Веренинова// Иностранный язык в школе, 1998. с.65 - 70.
16. Виноградов В.А. Проблемы литературных языков и закон их образования и развития, 1990. 279 c.
17. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь/С.М.
Вишнякова. М.: Новь, 1999. 530 с....59