Введение 3
1. Теоретические основы формирования навыков монологической речи на уроках английского языка в начальной школе с помощью смысловых
ассоциаций 6
1.1. Требования к формированию навыков говорения в начальной
школе 6
1.2. Понятие и сущность смысловых ассоциаций 13
1.3. Использование приемов порождения смысловых ассоциаций при обучении говорению на уроках английского языка в начальной школе 17
Выводы по главе 1 24
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках английского языка в начальной школе с помощью смысловых ассоциаций 26
2.1. Разработка и проведение уроков по формированию навыков
монологической речи на уроках английского языка в начальной школе с помощью смысловых ассоциаций 26
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 36
Выводы по главе 2 38
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А 47
Приложение Б 48
Приложение В 49
Приложение Г 50
Приложение Д 57
Приложение Е 58
Приложение Ж 59
Приложение И 60
Приложение К 65
Приложение Л 66
Приложение М 71
Приложение Н 72
Приложение П 73
В современном образовании одной из ключевых целей изучения иностранных языков в школах является умение говорить и общаться на них. Изучение иностранного языка способствует формированию компетенций и развитию различных навыков у обучающихся. Коммуникативная компетенция помогает обучающимся выражать свои мысли на иностранном языке в различных ситуациях общения.
Умение говорить на иностранном языке включает в себя как диалогическую, так и монологическую форму общения. Диалог представляет собой разговор между несколькими людьми, в то время как монолог означает высказывание одного человека к другим или к самому себе. В отличие от диалога, монолог требует выражения собственных мыслей в целостном сообщении, что делает его более сложным в плане организации информации. Также, обучающиеся имеют различные уровни знаний языка и способы восприятия информации, что затрудняет подготовку монологических высказываний. А современные учебники часто требуют от учеников составления монологических высказываний без должной инструкции и различных методов подготовки, что может усложнять процесс обучения.
Все это служит основанием для того, что исследование и использование приемов порождения смысловых ассоциаций при обучении монологической речи является весьма актуальным в настоящее время.
Объект исследования - процесс формирования навыков
монологической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Предмет исследования - использование приемов порождения смысловых ассоциаций при обучении монологической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность использования приемов порождения смысловых ассоциаций при формировании навыков монологической речи у обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность смысловых ассоциаций;
2) изучить приемы порождения смысловых ассоциаций при обучении говорению на уроках английского языка;
3) разработать и провести уроки по формированию навыков монологической речи на уроках английского языка в начальной школе с помощью смысловых ассоциаций;
4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать соответствующие выводы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, метод сравнительного, сопоставительного анализа, синтез, метод обобщения.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных: И.А. Зимней [Зимняя, 2001; Зимняя, 1978], Л.С. Выготского [Выготский, 1967; Выготский, 2001], Е.И. Пассова [Пассов, 1989], В.М. Филатова [Филатов, 2004], В.М. Соловову [Соловова, 2008], Е.И. Горошко [Горошко, 2006], С.Ф. Шатилова [Шатилов, 1986], О.М. Дьяченко [Дьяченко, 1990], Г.Г. Кравцова [Кравцов, 1990], С.В. Дюминой [Дюмина, 2015], Л.В Буры [Бура, 2018], М.Р Ванягиной [Ванягина, 2019], Б.С Волкова [Волков, 2008], В.В Давыдова [Давыдов, 2009], Т.Г Камяновой [Камянова, 2017], Р.К Миньяра-Белорувеа [Миньяр-Белоручев, 1996], О.В Мурашовой [Мурашова, 2021], Р.С Немова [Немов, 2003].
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанные уроки, ориентированные на использование приемов порождения смысловых ассоциаций при формировании навыков монологической речи, в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования. В Главе 1 раскрываются теоретические основы формирования навыков монологической речи, роль ассоциативного метода и приемов порождения смысловых ассоциаций в этом процессе. В Главе 2 описывается разработка и апробация уроков с использованием приемов порождения смысловых ассоциаций при формировании монологической речи в начальной школе. В Заключении осуществляется анализ результатов опытно-экспериментальной работы, приводятся полученные выводы и обобщения. Библиографический список включает в себя 30 наименований использованной литературы, учебных пособий и информационных порталов из Интернета.
На основании проведенного исследования в первой главе мы пришли к выводу, что ассоциативные методы в обучении монологической речи значительно помогают обучающимся успешно усвоить и систематизировать новый лексический материал, а также на основе этого лексического материала самостоятельно построить и воспроизвести монологическое высказывание. Данный метод является нетрадиционным, и мы вынуждены прибегать к нему, так как традиционные методы в обучении иностранному языку неразнообразны и редко включаются в УМК. Следовательно, учителям нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы в равной мере развить коммуникативную компетенцию обучающихся. Таким образом, использование метода ассоциаций при обучении монологической речи значительно улучшает как процесс изучения иностранного языка, так и процесс овладения языком.
Во второй главе мы рассмотрели преимущества использования семантических ассоциаций при формировании навыков монологической речи в начальной школе, проанализировали УМК, провели опытноэкспериментальную работу и определили эффективность ее использования на уроках иностранного языка. Исходя из анализа УМК «Spotlight», мы пришли к выводу, что обучающиеся нуждаются в дополнительных «инструментах» в формировании навыка монологической речи. Тем самым, разработали уроки с использованием смысловых ассоциаций в начальной школе направленные на формирование навыка монологической речи. Кроме того, были проведены входное и контрольное тестирование уровня сформированности навыка монологической речи. Качественное изменение результатов контрольного тестирования показало, что опытно-экспериментальная работа проведена успешна и применение смысловых ассоциаций на уроках иностранного языка в начальной школе имеет положительный эффект.
Анализ результатов экспериментальной работы показал, что применение методики, основанной на ассоциациях, способствует:
1. Значительному повышению уровня развития монологической речи: Дети демонстрировали более богатый словарный запас, грамматически правильное построение предложений и способность создавать связные и логичные высказывания.
2. Росту мотивации к изучению иностранного языка: Ученики проявляли большую заинтересованность в уроках, активно участвовали в заданиях и играх, связанных с ассоциациями.
3. Развитию творческого мышления и воображения: Дети демонстрировали способность находить нестандартные решения, создавать оригинальные истории и использовать язык более креативно.
4. Повышению уровня коммуникативной компетенции: Ученики стали увереннее общаться на иностранном языке, выражать свои мысли и идеи, а также понимать речь собеседника.
Полученные данные свидетельствуют о том, что использование смысловых ассоциаций является перспективным и эффективным подходом к формированию навыков монологической речи у младших школьников на уроках иностранного языка. Данная методика позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным, а также способствует развитию важных когнитивных и коммуникативных способностей у детей.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на:
• Разработку новых методических приемов и упражнений, основанных на использовании смысловых ассоциаций.
• Адаптацию методики для работы с детьми разных возрастных групп и уровней владения иностранным языком.
• Изучение влияния смысловых ассоциаций на развитие других аспектов языковой компетенции, таких как чтение и письмо.
Внедрение методики использования смысловых ассоциаций в практику преподавания иностранного языка в начальной школе позволит повысить эффективность образовательного процесса и подготовить детей к успешной коммуникации в современном мире.
1. Английский язык. Английский в фокусе: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений/Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2007. 168 с.
2. Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности / О. А. Аторина.
Молодой ученый. 2022. № 3 (398). С. 67-69. URL:
https://moluch.ru/archive/398/88045/ (дата обращения: 25.03.2023).
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
4. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. URL:
https://psychological.slovaronline.com/163-ASSOTSIATSIYA (дата
обращения: 25.03.2023).
5. Бура Л.В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании // Гуманитарные науки. 2018. №4. С. 106-113
6. Ванягина М.Р. Применение мнемотехники для обучения иноязычной лексики // Педагогика и психология образования. 2019. №3. С. 71-85.
7. Волков Б.С. Возрастная психология // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. 343 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. 126 с
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2001.
10. Горошко Е.И. Языковое сознание. СПб.: Алетейя, 2006. 329 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: «ИНТОР», 2009. 541 с.
12. Дьяченко О.М. О возможностях дифференциального подхода к развитию творческих способностей у дошкольников / О.М. Дьяченко / / Психология познавательной деятельности учащихся и студентов: межвузовский сборник научных трудов. М.: изд-во «Прометей», МГПУ им. Ленина, 1990. 241 с.
13. Дюмина С.В. Условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи как компонента личностных универсальных учебных действий. 2015. С. 286-290.
14. Единые критерии оценивания устной части ВПР по английскому языку в
начальной школе, 2020 (утвержден приказом Минобрнауки России от 24.07.2018 №1954) [Электронный ресурс] //URL:
https://gymmg.mskobr.ru/files/doc/kriterii-ustno-english-4klass-2020.pdf (дата обращения 08.05.2024).
15.Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. 32...30