Введение 4
1. Теоретические основы изучения звукопроизношения у детей 8
1.1 Научные подходов к формированию звукопроизношения у детей.--8
1.2.Общая характеристика нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией 21
1.3 Анализ существующих методик коррекции 28
2. Экспериментальное изучение особенностей детей с разной степенью сложности при дизартрии. 38
2.1 Цель, задача организации и методики констатирующего эксперимента 38
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения 42
2.3 Методические рекомендации по коррекции звукопроизношения
Заключение 63
Список литературы 68
Приложение А. Упражнение на формирование грудобрюшного типа дыхания. 76
Приложение Б. Развитие артикуляционной моторики. 78
Приложение В. Развитие моторики пальцев рук с использованием игровых приёмов. 81
Приложение Г. Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти. 84
Приложение Д. Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения 88
Приложение Е. Протокол логопедического обследования звукопроизношения 4-5 лет 92
Приложение З. Мониторинг уровня звукопроизношения детей дошкольного возраста 4- 5 лет с дизартрией лёгкой и средней степени тяжести. 94
Актуальность исследования. Речь, это одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития у детей формируется познавательная деятельность, а так же способность понятийного мышления. Речевая деятельность дает ребёнку способность к общению, что ведёт к развитию, формированию представлений об окружающем мире, а так же постоянному совершенствованию форм его отражения.
Нарушение детской речи, которое проявляется в разной степени, ведёт к отрицательным влияниям на психическое развитие ребёнка, это отражается в деятельности ребёнка и в его поведении.
Ограниченность речевого общения ребёнка, вызванная следствием нарушения звукопроизношения, может отрицательно сказаться на формировании его личности. Такие проблемы, как психические наслоения, явные характерные особенности эмоционально-волевой сферы являющихся следствием речевых нарушений, а это такие нарушения как, стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что негативно сказывается на успеваемости ребенка и овладению им навыков обучения (Е.А Стребелева, Т.Б. Филичева).
Ведущие учёные Г.А.Каше, Р.Е.Левена, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, И.К. Копповская доказали прямую зависимость между уровнями развитие детской речи и овладения грамотностью ребёнка. Всё это указывает на серьёзность проблемы и требует решения, т. к. практика показывает, что у большого количества детей при поступлении в школу обнаруживается нарушение речи, и все эти нарушения отражаются на успеваемости, в частности на письменной речи, т.к. младшие школьники большей частью пишут так, как говорят.
Звукопроизношение это важная составляющая основы речевого процесса. Правильное формирование звукопроизношения у детей является сложным, длительным процессом. Как правило, у детей с нарушением звукопроизношения, трудности происходят при управлении собственными органами артикуляции (речи), восприятия обращенной речи. Нарушения в звукопроизношении сами по себе не устраняются, но при правильно построенной специалистом коррекционной работе исправляются.
При дизартрии у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения, это нарушения разнообразны, имеют множество вариантов, которые определяются качеством звучащей речи. Как правило, для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушением мышечного тонуса, характер которого зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга.
Нарушения звукопроизношения могут быть разнообразны при одной и той же форме дизартрии, в тоже время несущественно различаться при разных её формах.
Специфичность чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии это стойкость дефектов, что связанно с трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.
Объект исследования - звуковое произношение детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Предмет исследования - особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста 4-5 лет с дизартрией разной степени тяжести.
Гипотеза: исходя, из современных представлений о состоянии звукопроизношения у детей мы предполагаем, что прослеживается связь между дизартрии с различной степенью тяжести, и степени выраженности нарушений.
Выявленные уровни звукопроизношения будут зависеть от степени тяжести.
Выявленные нарушения звукопроизношения позволят нам составить дифференцированные рекомендации.
Цель работы выявить и дифференцировать особенности звукопроизношения у детей с дизартрией с лёгкой и средней степени тяжести нарушения....
При дизартрии у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения, это нарушения имеют множество вариантов, которые определяются качеством звучащей речи. Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушением мышечного тонуса, характер которого зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга.
у детей экспериментальной группы с дизартрией легкой и средней степени тяжести наблюдалось общие сложности при выполнении задания выявляющего нарушений в строении, подвижности артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Если сравнивать группы детей с легкой и средней степени тяжести видно, то у детей имеющих среднюю степень тяжести дизартрии нарушений наблюдается больше.
Обследование фонематического восприятия у детей экспериментальной группы при повторении слогов с оппозиционными звуками показало незначительную разницу между группой детей с легкой и средней степенью тяжести дизартрии. Обследование нарушений при дифференциации оппозиционных звуков в словах у детей экспериментальной группы показало нарушения только у детей со средней степенью тяжести.
Исследования состояния звукопроизношения показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения преимущественно шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Преобладающими являлись такие дефекты произношения как, в виде шипящего, свистящего, межзубного сигматизма. Характерны для многих детей нарушения в виде смягчения согласных звуков из-за подъёма спинки языка, произнесения шипящих из нижнего положения. Наблюдались замены по месту и способу образования ( [ш]—[с],[ж]—[з],[р]——[л]). У всех детей «смазанность» произношения возрастает в речевом потоке.
Установлено, что большинство детей при изолированном произнесении звука проговаривают его правильно, но при более сложных фонематических условиях допускают ошибки. К сложным фонематическим условиям можно отнести следующие факторы: место звука в слове, нахождение звука в ударной или безударной позиции, длинна слова, сложность слоговой структуры. В словах простой слоговой структуры нарушение звуков реже, чем в словах сложной слоговой структуры, а это слова, имеющие более трёх слогов в слове и наличие стечения согласных.
Результат выполненных заданий показал, что у детей с лёгкой и средней степенью тяжести дизартрии наибольшие трудности произнесения сонорных звуков, где в основном прослеживались пропуски звуков по сравнению с искажением и заменами.
В группе свистящих звуков прослеживались как искажения, так и замены. В группе детей с лёгкой степенью тяжести дизартрии просматривались только замены в произнесении звуков, что нельзя сказать о группе детей со средней степенью тяжести дизартрии, где преобладали искажения в сравнении с заменами в произнесении звуков.
В группе шипящих звуков замены и искажения звуков прослеживаются в двух экспериментальных группах, но преобладает у детей со средней степенью тяжести дизартрии. При сравнении групп звуков по форме нарушения видно, замены звуков происходят чаше, чем искажение звуков. Пропуски звуков наблюдались только в одной экспериментальной группе с легкой степенью тяжести дизартрии.
Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста со средней степенью тяжести дизартрии наиболее высок процент ошибочного произнесения звуков словах.
Дошкольники с легкой и средней степенью тяжести наибольшую сложность испытывали при воспроизведении звуков в середине слова, несколько реже дети допускали ошибки в начале и в конце слова. Отмечается прямая зависимость произношения звуков различных фонематических групп от места в слове, особенно выражается у дошкольников со средней степенью тяжести дизартрии. Наиболее благоприятная позиция для всех групп звуков положение в начале слова. При произнесении в начале или в конце слова, звук попадает по влияние только одного соседствующего с ним звука. При произнесении в середине слова звук попадает под влияние двух других звуков (предыдущий и последующий). И, так при произнесении ребёнком звука в середине, ему нужно применять более сложную артикуляционную программу....
1. Агаева, И.Б. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие / И.Б. Агаева, Г.А. Проглядова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188с.
2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.В. Александрова.- СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с
3. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - 2е Изд.,испр. - М.:АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2012. -123с.
4. Бабина, В.Г. Практикум по логопедии / В.Г. Бабина, Л.И. Белякова , Е.Р. Идес .- Москва, 2012г.
5. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. -2 е Изд., перераб.- Москва: Просвещение. - 1987. - 332с.
6. Барсукова, Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. - Ростов н/Д .- Феникс, 2010. - 316с.
7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, . - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 287с.
8. Белякова, Л.И. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специализации «Логопедия» /Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. -М.: В. Секачев, 1998. -304с.
9. Берлибо, Е.П. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня 1 года обучения / Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Издательско- торговый дом «Корифей», 2010. - 96с.
10. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ И.В. Блыскина.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.-112с.
11. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература»./ Л.В. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1977. -175 с.
12. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Л.А. Брюховских. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. -180с.
13. Брюховских, Л.А. Дислалия: учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения по специальности «Логопедия» / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. -104с.
14. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель -М.: АСТ: Астрель, 2012. - 222с.
15. Власичкин В.И. Большой справочник по массажу / В.И. Власичкин.- Москва: Издательство АСТ, 2018.-416с....(72)