Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме нарушений слоговой структуры 7
1.1. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития слоговой структуры слова у детей с различными формами речевой патологии 12
1.3. Обзор методик логопедической работы по развитию слоговой структуры 20
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Методические рекомендации по развитию слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и алалией 42
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Приложение 64
Актуальность исследования.
За последнее десятилетие отмечена устойчивая тенденция к увеличению количeствa дeтeй с рaзличными речевыми нарушениями, в том числе центрального органического характера: алалия и дизартрия.
Большинство исследователей, которые занимаются изучением проблем развития речи у детей данной категории, отмечают у них нарушения слоговой структуры слова, стойкость данного дефекта и низкую динамику его преодоления (Г.В.Бабина, А.К. Маркова, В.А. Ковшиков и др.). Изучением данных нарушений и процесса формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР занимались, такие авторы как Усанова О.С., Ковшиков В.А., Маркова А.К., Левина Р.Е. и многие другие. Такие нарушения затрудняют общение ребенка с окружающим миром.
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у дошкольников является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Данный дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов различного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление новых слоговили звуков).
В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в ходе коррекционного обучения выясняется, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания.
Анализ программ, регламентирующих обучение и воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи показал, что данному разделу работы над речью, как развитие слоговой структуры уделяется значительное внимание в такой образовательной области, как речевое развитии. В частности работу в этом направлении рекомендуют начинать со средней группы. О том, что нужно эту сторону речи развивать написано в адаптированных основных образовательных программах для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н.В. Нищевой, Л.В. Лопатиной. [46,48]
Поэтому проблемы изучения и развития слоговой структуры приобретает особую актуальность.
Объект исследования: слоговая структура слов.
Предмет исследования: особенности и уровни сформированности слоговой структуры старших дошкольников с дизартрией и алалией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует различия в нарушениях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрий и моторной алалией. У детей с дизартрией будет больше страдать звуконаполняемость слов, а у детей с моторной алалией будет грубее нарушено количество и последовательность слогов. В связи, с чем нами сформулирована следующая цель исследования.
Цель исследования: произвести сравнительный анализ нарушений слоговой структуры у старших дошкольников с дизартрией и алалией.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированности умения произносить слова различной слоговой структуры у старших дошкольников с нормой речевого развития, дизартрией и алалией
3. Выявить количественные и качественные различия сформированное™ слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и алалией
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию слоговой структуры у испытуемых с разными формами речевой патологии (дизартрия, алалия)...
В настоящее время детей с речевыми патологиям! становится все больше и больше. И остро встает вопрос о методах выявления и коррекции этих нарушений. Прежде чем приступить к проведению констатирующего эксперимента, мы изучили психолого-педагогическую, лингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования. В ходе изучения литературы было выявлено: как развивается слоговая структура слом, в онтогенезе у детей с нормой речевого развития. Также были изучены особенности развития слоговой структуры у детей, кж с моторной алалией, тж и с дизартрией. Мы выявили особенности и уровни сформированности умения произносить слова различной слоговой структуры у старших дошкольников с нормой речевого развития, дизартрией и алалией.
В ходе данной работы при проведении констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей и уровней сформированности слоговой структуры у старших дошкольников с алалией и дизартрией, мы выявили различия количественные и качественные в нарушениях слоговой структуры у детей с моторной алалией и дизартрией. Составили дифференцированные методические рекомендации по развитию слоговой структуры у испытуемых с разными формами речевой патологии (дизартрия, алалия).
В ходе выполнения данной работы поставленная гипотеза подтверждена.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа, по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа. по преодолению стертой дизартрии детей. М.:АСТ: Астрель., 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007
4. Бабию. Г. В., Сафонкина. Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М. : Книголюб, 2005.- Серия «Логопедические технологии».-96 с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н., Логопедия. Дизартрия.М.:Гуманитар., изд.центр Владос., 2009. - 287 с.
6. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слою у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56с. (Логопед в ДОУ).
7. Большакова С.Е. Конфетка. Формирование слоговой структуры слова. - ТЦ Сфера. ,2007. - 32 с.
8. Бондарко Л.В. Структура слога и характеристика фонем //Вопросы языковедения. - М., 1967 № 1
9. Брюховских Л.А. Дизартрия .Учебно-методическое пособие. — Изд-е 2, перераб. и доп. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. — 180 с.
10. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 175 с. произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе. // Дефектология,1974 №3
12. Епифанова О.В. Уточнение и коррекция слоговой структуры слова. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 2. - изд. АСТ.,2004. - 96 с.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития рейну дошкольников.- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990.-239с.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 стр.
15. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006. — 320 с....(50)