Введение 3
Глава 1. Движение Сопротивления во Франции и его влияние на французскую художественную литературу 6
1.1 Литературное творчество и участие французских поэтов и писателей в
Движении Сопротивления 6
1.2 Творчество Луи Арагона во время Движения Сопротивления 12
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Военная поэзия Луи Арагона и ее особенности 24
2.1 Тематические особенности военной поэзии Луи Арагона 24
2.2 Своеобразие использования лексики в поэзии Луи Арагона 29
2.3 Изобразительно-выразительные средства в военной поэзии Луи
Арагона 36
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение
Актуальность исследования. Луи Арагон является общепризнанным классиком французской литературы, представителем наиболее эстетских и авангардных течений в западноевропейской культуре первой половины ХХ века, одним из основателей сюрреализма в литературе. В своем творчестве он часто балансировал на грани дозволенного, стремился выйти за рамки обще-принятых норм и бросить вызов обществу. Арагон представляет собой один из немногих художественных феноменов в литературе ХХ века, одинаково успешных и в прозе, и в поэзии.
Арагон участвовал в Первой мировой войне, где увидел жизнь без иллюзий и прикрас, испытал все ужасы войны, что привело к формированию у него протеста против капиталистического мира и разочарованию в буржуазной культуре. Этот протест у Арагона вылился в бунт против взглядов на искусство, которые доминировали в буржуазном мире, против мещанских вкусов читателей-буржуа. Именно поэтому в конце 1910-х гг. Арагон примкнул к литературному направлению дадаистов.
Во время Второй мировой войны Арагон участвовал в движении Сопротивления, организованном противодействии оккупации Франции нацистской Германией в 1940-1941 гг. В этот период Арагон осуществил множество своих творческих замыслов: написал роман «Орельен» («Aurelien»), свои лучшие поэтические страницы, классически отточенные новеллы; были начаты «Коммунисты» («Les Communistes») и эссе, сложившиеся позднее в роман «Анри Матисс» («Henri Matisse»); рождаются одни из лучших его поэтических сборников.
В период оккупации и Сопротивления постепенно формировалась тема, ставшая центральной для целого периода биографии Арагона. В своей военной поэзии Арагон смог уравнять любовь к женщине и любовь к родине. И в поэтических сборниках, и в сборниках рассказов горечь поражения Франции в войне неразрывно связана с призывом к борьбе.
Кроме того, изучение военной поэзии Луи Арагона позволит понять эволюцию поэтической мысли поэта.
К настоящему времени опубликованы воспоминания участников движения Сопротивления во Франции (Вале О., 1985, с. 176), достаточно подробно изучена деятельность участников движения Сопротивления (Р.В. Лебеденко, Н.М. Молева, М.М. Наринский, В.Г. Овчинников, И.С. Савина, В.П. Смирнов, П.П. Черкасов и др.). Жизнь и творчество Арагона рассматриваются в работах Т. Балашовой, А.А. Исбаха, Р. Когана, Н. Козловой, Е.Ф. Трущенко и др., а также в учебниках по западноевропейской литературе и во вступительных статьях к произведениям автора.
Однако творчество Луи Арагона остается недостаточно изученным. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие диссертационных исследований по данной теме.
Стилистические особенности военной поэзии Луи Арагона до сегодняшнего дня не становились предметом специального исследования. Между тем, изучение тематических особенностей его лирики и используемых им изобразительно-выразительных средств позволит понять, каким образом со-бытия войны были отражены в творчестве поэта.
Следовательно, недостаточная изученность темы исследования свидетельствует о ее актуальности и новизне.
Объектом исследования является поэзия Луи Арагона 1939 - 1944 г.г.
Предметом исследования данной работы стали стилистические особенности военной поэзии Луи Арагона.
Цель исследования заключается в лингвостилистическом анализе военной поэзии Луи Арагона.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть литературное творчество французских поэтов и писателей движения Сопротивления;
2. Проанализировать творчество Луи Арагона во время движения Сопротивления 1939 - 1944 г.г. ;
3. Проанализировать тематические особенности военной поэзии Луи Арагона;
4. Выявить своеобразие использования лексики в военной поэзии Луи Арагона;
5. Провести анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в военной поэзии Луи Арагона.
6. Сделать выводы по лингвостилистическому анализу военной поэзии Луи Арагона.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, классификация, метод лингвостилистического описания (для характеристики лингвистических и стилистических особенностей поэтических текстов); метод синтеза (для обобщения результатов исследования стилистических особенностей поэзии).
Материалами исследования являются работы литературоведческого и критико-биографического характера, посвященные жизни и творчеству Луи Арагона, поэтические сборники «Нож в сердце» («Le Creve-creur», 1941 г.), «Глаза Эльзы» («Les Yeux d’Elsa, 1942 г.»), «Французская заря» («La Dianefrangaise», 1945 г.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и классификации стилистических приемов и изобразительно-выразительных средств, используемых в военной поэзии Луи Арагона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов, связанных с изучением поэтического наследия Луи Арагона и лингвостилистических особенностей его произведений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
В результате данного исследования была достигнута поставленная цель, которая заключалась в лингвостилистическом анализе военной поэзии Луи Арагона. Были решены следующие задачи: рассмотрено литературное творчество французских поэтов и писателей движения Сопротивления; про-анализировано творчество Луи Арагона во время движения Сопротивления 1939 - 1944 г.г. ; проанализированы тематические особенности военной поэзии Луи Арагона; выявлено своеобразие использования лексики в военной поэзии Луи Арагона; проведён анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в военной поэзии Луи Арагона; сделаны выводы по лингвостилистическому анализу военной поэзии Луи Арагона.
Анализ сборников стихов, написанных Луи Арагоном во время войны, показал, что поэт обращается к классическим темам патриотизма и любви. Это чувства, без опоры на которые победа над врагом невозможна. В поэзии Арагона неотделимыми оказываются самые противоречивые чувства: горечь поражения и призыв к борьбе, любовь и ненависть, нежность и ярость. Любовь к женщине для поэта - это единственная опора, помогающая выживать в борьбе против фашизма и бороться.
Своеобразие лексики в военной поэзии Луи Арагона заключается в использовании нескольких лексико-семантических групп: «военная» лексика противопоставлена лексике «мирной жизни»; победа и свобода (в данную лексико-семантическую группу входят лексические единицы, выражающие: несогласие поэта со сложившимся положением в стране, светлое будущее, символы победы, призывы к борьбе с врагом и др.); топонимическая лексика; национальные герои Франции, великие военные и политические деятели (антропонимы).
Военная поэзия Луи Арагона имеет свои стилистические особенности, отличающие поэта от его современников.
Автор использует различные изобразительно-выразительные средства: метафору, олицетворение, сравнение, повторы, номинативные предложения, восклицательные предложения, риторические вопросы, отсутствие пунктуации.
Несомненно, данная тема требует дальнейшего изучения. Представляется перспективным исследование стилистических особенностей поэзии Ара-гона довоенного и послевоенного периодов для сравнительного анализа творчества поэта.
1. Арагон Л. Избранные стихи. - М., 1946.
2. Балашова Т. Творчество Арагона. К проблеме реализма XX века. - М.: Наука, 1964.
3. Безелянский Ю. Знаменитые писатели Запада. 55 портретов. - М., 2010. - 810 с.
4. Вале О. де Незаживающие раны памяти / пер. с нидерл. Федоровского В., Семеновой М. - М.: Прогресс, 1985. - 176 с.
5. Великовский С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. - М.: Советский писатель, 1987.
6. Великовский С.И. К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара. - М.: Художественная литература, 1968.
7. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ - начала XXI века: учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015. - 290 с.
8. Гуленина Н.В. Движение Сопротивления во Франции [Электронный ресурс]. URL: http://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-sovremennykh-obshchestvennykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhduna/sektsiya-2-vseobshchaya-istoriya-spetsialnost-07-00-03/dvizhenie-soprotivleniya-vo-frantsii/.
9. Голль Ш. Де. Военные мемуары. - Т. 1. - М., 2003.
10. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста. - Москва: изд. «Наука», 2006. - 289 с.
11. Движение Сопротивления в Западной Европе, 1939-1945: общая проблематика / редкол.: Комолова Н.П. (отв. ред.) и др.; АН СССР, Ин-т все-общей истории. - М.: Наука, 1990. - 237 с.
12. Дранов А.В., Ильин И.П., Козлов А.С. и др. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. - М.: INTRADA, 1999.
13. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 2008.
14. Исбах А.А. Луи Арагон. Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1962.
15. Коган Р. Луи Арагон на пути к социалистическому реализму. - Л., 1957.
16. Козлова Н. Творчество Луи Арагона. - М.: Детский мир, 1963.
17. Костриков С.П. «Фран-Тирер»: политический курс буржуазно-патриотической организации французского Сопротивления // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. - 1986. - №1. - С. 24-38.
18. Крувко Н.А. Лингвопрагматические характеристики французского рекламного текста: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010.
19. Лавнов В.В. Французская коммунистическая партия в движении Сопротивления // Вопросы истории. - 1969. - №4.
20. Молева Н.М. Деятель французского Сопротивления Кассу // Вопросы истории. - 1988. - №8. - С. 145-149.
21. Наринский М.М. Коминтерн и вооруженное сопротивление во Франции // Россия в контексте мировой истории. - СПб., 2002. - С. 149-162.
22. Парадоксы Луи Арагона [Электронный ресурс]. URL:
http://vokrugknig.blogspot.ru/2017/10/blog-post_82.html.
23. Овчинников В.Г. Историография движения Сопротивления в Бельгии // Зарубежная историография антифашистского движения Сопротивления в странах Западной Европы. - М., 1988. - С. 126-134.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд. - М.: Рус. яз., 1990.
25. Письма расстрелянных коммунистов / Пер. с фр. Н. Жарковой и Н. Немчиновой; Предисл. И. Эренбурга. - М., 1949. - 64 с.
26. Савина И.С. Французская историография движения Сопротивления во Франции // Зарубежная историография антифашистского движения Сопротивления в странах Западной Европы. - М., 1988. - С. 13-65.
27. Сануйе М. Дада в Париже. - М.: Ладомир, 1999.
28. Смирнов В.П. К истории объединения французского движения Сопротивления // Французский ежегодник. 1984. - М., 1986. - С. 34-49.
29. Смирнов В.П. Коммунисты и французское движение Сопротивления в 1940-1941 гг. // Россия в контексте мировой истории. - СПб., 2002. - С. 162-167.
30. Смирнов В.П. Начало французского движения Сопротивления. Новые данные // Новая и новейшая история. - 1999. - №2. - С. 16-28.
31. Смирнов В.П. Франция во время второй мировой войны. - М., 1961.
32. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.
33. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. - М., 1999.
34. Трущенко Е.Ф. Луи Арагон. Критико-биографический очерк. - М.: Гослитиздат, 1958.
35. Тупицына И.Н., Скороходова Е.Ю. Природа метафоры и ее ис-пользование в современной российской прессе // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». - Вып. 33. - 2009. - № 22 (160).
36. Французская новелла XX века. 1940-1970 / Пер. с французского. - М.: Художественная литература, 1976. - 577 с.
37. Черкасов П.П. Возникновение Сопротивления во Франции и ФКП (22 июня 1940 г. - 22 июня 1941 г.) // Новая и новейшая история. - 1990. - №4. - С. 23-36.
38. Яхонтова М.А. Луи Арагон // Яхонтова М.А., Соловьева О.М. Литература Франции: 1917-1945. - М.: Просвещение, 1984. - С. 18-57.
39. Aragon L. Pour un realisme socialiste. - P.: Denoel et Steele, 1935. - 122 p.
40. Olivera P. Le jeu D’Aragon [Электронный ресурс]. URL: www.adpf.asso.fr/adpf-publi/folio/aragon/biblio.htm/.