ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Фразеологические единицы как элементы лексической системы
языка 6
1.2. Особенности развития понимания фразеологической лексики в
старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Средства и условия развития понимания фразеологической лексики
в старшем дошкольном возрасте 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение особенностей понимания детьми фразеологической
лексики 31
2.2. Система работы по развитию понимания фразеологической лексики
у детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Контрольный этап изучения особенностей понимания детьми
фразеологической лексики 51
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Фразеологические единицы как элементы лексической системы
языка 6
1.2. Особенности развития понимания фразеологической лексики в
старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Средства и условия развития понимания фразеологической лексики
в старшем дошкольном возрасте 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение особенностей понимания детьми фразеологической
лексики 31
2.2. Система работы по развитию понимания фразеологической лексики
у детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Контрольный этап изучения особенностей понимания детьми
фразеологической лексики 51
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Формирование языка и словаря детей, овладение языковыми средствами является одним из основных элементов формирования личности. В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) [29], коммуникативная компетентность занимает особое место в структуре компетентностей. Несомненно, основы развития умений, навыков коммуникации закладывают в период дошкольного образования. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строения является не самоцелью, а средством развития навыков общения.
Скудость словаря препятствует полноценному общению и, в конечном счете, ограничивает возможности развития ребенка в целом. Работа со словарным запасом в детских образовательных учреждениях имеет еще и большое значение, так как она очень тесно связана с познавательным развитием ребенка. Осознанное овладение словарным запасом является неотъемлемым и решающим фактором в процессе накопления и уточнения представлений, формирования понятий и развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим, и когнитивное развитие немыслимо без усвоения новых слов. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению языка: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, скорее всего, не будет успешно пройден и на более поздних возрастных этапах.
Фразеологические выражения имеют эмоциональную и экспрессивную силу в языке, они являются интерпретацией народной мудрости, основы которой лежат в истории, традициях и ценностях общества. Они представляют отношение людей к нравственным и духовным ценностям, отражают наблюдения за социальными явлениями, а также опыт конкретной группы либо отдельного лица со своими характерными чертами.
Фразеологические выражения играют важную роль в развитии речи детей, так как представляют неотъемлемую частью литературно-нормативной лексики и постоянно используются в речи. Они являются выразительными стереотипными средствами, не требующими внутреннего программирования речи, поскольку это - устойчивые сочетания двух и более слов, которые воспроизводятся как готовая словесная формула.
Проблема формирования фразеологической лексики у старших дошкольников неоднократно провозглашалась как одна из актуальных такими учеными, как: М.М. Алексеева, А.М. Богуш, Н.В. Горбунова, Н.В. Гавриш, Л.А. Калмыкова, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, В.И. Яшина и др. Но до сих пор она остается системно не разработанной. Трудности при работе с фразеологизмами констатируют и педагоги дошкольных учреждений (ДОУ) из-за отсутствия научно-методического обеспечения этого звена учебноречевой работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основы и особенности развития понимания фразеологической лексики в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть средства и условия развития понимания фразеологической лексики.
3. Изучить уровень развития понимания у детей фразеологической лексики.
4. Реализовать психолого-педагогические условия для развития у детей фразеологической лексики.
5. Провести контрольный этап исследования с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объект исследования: развитие понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: научно-теоретический анализ психологопедагогической и лингвистической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, опытно-экспериментальная работа.
Гипотеза: предполагается что, процесс развития понимания детьми старшего дошкольного возраста фразеологической лексики будет результативным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• учет дефицитов развития фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений;
• отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала;
• разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.
Скудость словаря препятствует полноценному общению и, в конечном счете, ограничивает возможности развития ребенка в целом. Работа со словарным запасом в детских образовательных учреждениях имеет еще и большое значение, так как она очень тесно связана с познавательным развитием ребенка. Осознанное овладение словарным запасом является неотъемлемым и решающим фактором в процессе накопления и уточнения представлений, формирования понятий и развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим, и когнитивное развитие немыслимо без усвоения новых слов. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению языка: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, скорее всего, не будет успешно пройден и на более поздних возрастных этапах.
Фразеологические выражения имеют эмоциональную и экспрессивную силу в языке, они являются интерпретацией народной мудрости, основы которой лежат в истории, традициях и ценностях общества. Они представляют отношение людей к нравственным и духовным ценностям, отражают наблюдения за социальными явлениями, а также опыт конкретной группы либо отдельного лица со своими характерными чертами.
Фразеологические выражения играют важную роль в развитии речи детей, так как представляют неотъемлемую частью литературно-нормативной лексики и постоянно используются в речи. Они являются выразительными стереотипными средствами, не требующими внутреннего программирования речи, поскольку это - устойчивые сочетания двух и более слов, которые воспроизводятся как готовая словесная формула.
Проблема формирования фразеологической лексики у старших дошкольников неоднократно провозглашалась как одна из актуальных такими учеными, как: М.М. Алексеева, А.М. Богуш, Н.В. Горбунова, Н.В. Гавриш, Л.А. Калмыкова, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, В.И. Яшина и др. Но до сих пор она остается системно не разработанной. Трудности при работе с фразеологизмами констатируют и педагоги дошкольных учреждений (ДОУ) из-за отсутствия научно-методического обеспечения этого звена учебноречевой работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основы и особенности развития понимания фразеологической лексики в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть средства и условия развития понимания фразеологической лексики.
3. Изучить уровень развития понимания у детей фразеологической лексики.
4. Реализовать психолого-педагогические условия для развития у детей фразеологической лексики.
5. Провести контрольный этап исследования с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объект исследования: развитие понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: научно-теоретический анализ психологопедагогической и лингвистической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, опытно-экспериментальная работа.
Гипотеза: предполагается что, процесс развития понимания детьми старшего дошкольного возраста фразеологической лексики будет результативным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• учет дефицитов развития фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений;
• отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала;
• разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.
Поставленная в начале исследования цель, а именно необходимость теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста, была реализована в ходе выполнения поставленных задач. А именно были реализованы следующие аспекты: охарактеризованы основы и особенности развития понимания фразеологической лексики в старший дошкольный возраст; рассмотрены средства и условия развития понимания фразеологической лексики; изучен уровень развития понимания у детей фразеологической лексики на начало исследования; реализованы психолого-педагогические условия для развития у детей фразеологической лексики; проведен контрольный этап исследования в ходе, которого выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В теоретической части исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей развития фразеологической лексики детей в дошкольный период - наиболее благоприятный для развития речи детей в тесной связи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, образность. Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так, как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. Словарь ребенка старшего дошкольного возраста насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.
У маленьких детей возникает достаточное количество препятствий при усвоении выражений. Кроме того, дети не всегда понимают значение этих 70
выражений, испытывают трудности с их точным произношением и правильным использованием. Анализ особенностей понимания значения выражений показал, что некоторые дети имеют трудности в восприятии и понимании образного содержания этих выражений. Но стремление детей к пониманию истоков фразеологизмов явно преобладает. Изучение образных выразительных средств языка продолжается и развивается у детей. Дети начинают осваивать фразеологизмы, понимать их и осознанно использовать в речи.
Поэтому важно способствовать созданию условий для успешного формирования фразеологического словаря: отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста; наглядные методы и приемы; создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что уже к пяти годам проявляется способность детей использовать фразеологизмы в своей речи. И чем ярче, образнее и интереснее речь взрослых, тем в большей мере это влияет на богатства речи детей, на своеобразии использования ими фразеологического пласта языка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. При помощи реализованных педагогических условий, а именно: учет дефицитов развития
фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений; отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала; разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.
О достоверности подтверждения заявленной гипотезы свидетельствуют результаты контрольного этапа диагностики, который показал значительный прирост показателей у экспериментальной группы детей, с которой был реализован разработанный комплекс игровых упражнений, в то время как показатели у детей из контрольной группы остались не изменены, или улучшились, но с минимальным значением.
В теоретической части исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей развития фразеологической лексики детей в дошкольный период - наиболее благоприятный для развития речи детей в тесной связи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, образность. Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так, как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. Словарь ребенка старшего дошкольного возраста насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.
У маленьких детей возникает достаточное количество препятствий при усвоении выражений. Кроме того, дети не всегда понимают значение этих 70
выражений, испытывают трудности с их точным произношением и правильным использованием. Анализ особенностей понимания значения выражений показал, что некоторые дети имеют трудности в восприятии и понимании образного содержания этих выражений. Но стремление детей к пониманию истоков фразеологизмов явно преобладает. Изучение образных выразительных средств языка продолжается и развивается у детей. Дети начинают осваивать фразеологизмы, понимать их и осознанно использовать в речи.
Поэтому важно способствовать созданию условий для успешного формирования фразеологического словаря: отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста; наглядные методы и приемы; создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что уже к пяти годам проявляется способность детей использовать фразеологизмы в своей речи. И чем ярче, образнее и интереснее речь взрослых, тем в большей мере это влияет на богатства речи детей, на своеобразии использования ими фразеологического пласта языка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. При помощи реализованных педагогических условий, а именно: учет дефицитов развития
фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений; отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала; разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.
О достоверности подтверждения заявленной гипотезы свидетельствуют результаты контрольного этапа диагностики, который показал значительный прирост показателей у экспериментальной группы детей, с которой был реализован разработанный комплекс игровых упражнений, в то время как показатели у детей из контрольной группы остались не изменены, или улучшились, но с минимальным значением.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018





