Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №171684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Фразеологические единицы как элементы лексической системы
языка 6
1.2. Особенности развития понимания фразеологической лексики в
старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Средства и условия развития понимания фразеологической лексики
в старшем дошкольном возрасте 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение особенностей понимания детьми фразеологической
лексики 31
2.2. Система работы по развитию понимания фразеологической лексики
у детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Контрольный этап изучения особенностей понимания детьми
фразеологической лексики 51
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Формирование языка и словаря детей, овладение языковыми средствами является одним из основных элементов формирования личности. В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) [29], коммуникативная компетентность занимает особое место в структуре компетентностей. Несомненно, основы развития умений, навыков коммуникации закладывают в период дошкольного образования. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строения является не самоцелью, а средством развития навыков общения.
Скудость словаря препятствует полноценному общению и, в конечном счете, ограничивает возможности развития ребенка в целом. Работа со словарным запасом в детских образовательных учреждениях имеет еще и большое значение, так как она очень тесно связана с познавательным развитием ребенка. Осознанное овладение словарным запасом является неотъемлемым и решающим фактором в процессе накопления и уточнения представлений, формирования понятий и развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим, и когнитивное развитие немыслимо без усвоения новых слов. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению языка: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, скорее всего, не будет успешно пройден и на более поздних возрастных этапах.
Фразеологические выражения имеют эмоциональную и экспрессивную силу в языке, они являются интерпретацией народной мудрости, основы которой лежат в истории, традициях и ценностях общества. Они представляют отношение людей к нравственным и духовным ценностям, отражают наблюдения за социальными явлениями, а также опыт конкретной группы либо отдельного лица со своими характерными чертами.
Фразеологические выражения играют важную роль в развитии речи детей, так как представляют неотъемлемую частью литературно-нормативной лексики и постоянно используются в речи. Они являются выразительными стереотипными средствами, не требующими внутреннего программирования речи, поскольку это - устойчивые сочетания двух и более слов, которые воспроизводятся как готовая словесная формула.
Проблема формирования фразеологической лексики у старших дошкольников неоднократно провозглашалась как одна из актуальных такими учеными, как: М.М. Алексеева, А.М. Богуш, Н.В. Горбунова, Н.В. Гавриш, Л.А. Калмыкова, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, В.И. Яшина и др. Но до сих пор она остается системно не разработанной. Трудности при работе с фразеологизмами констатируют и педагоги дошкольных учреждений (ДОУ) из-за отсутствия научно-методического обеспечения этого звена учебно­речевой работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­
экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основы и особенности развития понимания фразеологической лексики в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть средства и условия развития понимания фразеологической лексики.
3. Изучить уровень развития понимания у детей фразеологической лексики.
4. Реализовать психолого-педагогические условия для развития у детей фразеологической лексики.
5. Провести контрольный этап исследования с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объект исследования: развитие понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: научно-теоретический анализ психолого­педагогической и лингвистической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, опытно-экспериментальная работа.
Гипотеза: предполагается что, процесс развития понимания детьми старшего дошкольного возраста фразеологической лексики будет результативным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• учет дефицитов развития фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений;
• отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала;
• разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставленная в начале исследования цель, а именно необходимость теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия развития понимания фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста, была реализована в ходе выполнения поставленных задач. А именно были реализованы следующие аспекты: охарактеризованы основы и особенности развития понимания фразеологической лексики в старший дошкольный возраст; рассмотрены средства и условия развития понимания фразеологической лексики; изучен уровень развития понимания у детей фразеологической лексики на начало исследования; реализованы психолого-педагогические условия для развития у детей фразеологической лексики; проведен контрольный этап исследования в ходе, которого выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В теоретической части исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей развития фразеологической лексики детей в дошкольный период - наиболее благоприятный для развития речи детей в тесной связи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, образность. Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так, как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. Словарь ребенка старшего дошкольного возраста насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.
У маленьких детей возникает достаточное количество препятствий при усвоении выражений. Кроме того, дети не всегда понимают значение этих 70
выражений, испытывают трудности с их точным произношением и правильным использованием. Анализ особенностей понимания значения выражений показал, что некоторые дети имеют трудности в восприятии и понимании образного содержания этих выражений. Но стремление детей к пониманию истоков фразеологизмов явно преобладает. Изучение образных выразительных средств языка продолжается и развивается у детей. Дети начинают осваивать фразеологизмы, понимать их и осознанно использовать в речи.
Поэтому важно способствовать созданию условий для успешного формирования фразеологического словаря: отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста; наглядные методы и приемы; создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что уже к пяти годам проявляется способность детей использовать фразеологизмы в своей речи. И чем ярче, образнее и интереснее речь взрослых, тем в большей мере это влияет на богатства речи детей, на своеобразии использования ими фразеологического пласта языка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. При помощи реализованных педагогических условий, а именно: учет дефицитов развития
фразеологической лексики у детей, при разработке комплекса игровых упражнений; отбор произведений художественной литературы, включающей фразеологические единицы, и соответствующего наглядного материала; разработка комплекса игровых упражнений с опорой на произведения художественной литературы, направленных на развитие у детей понимания фразеологической лексики.
О достоверности подтверждения заявленной гипотезы свидетельствуют результаты контрольного этапа диагностики, который показал значительный прирост показателей у экспериментальной группы детей, с которой был реализован разработанный комплекс игровых упражнений, в то время как показатели у детей из контрольной группы остались не изменены, или улучшились, но с минимальным значением.


1. Абраменко Л.П. Фразеология в современных художественных произведениях для детей. М., 1985. 160 с.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998. 240 с.
3. Белобородова, Е.В. Семантизация фразеологических оборотов детьми старшего дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. № 10 (31). С. 28-31.
4. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Нижний Новгород, 1995. 138 с.
5. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. Вопросы языкознания. М., 1953. 129 с.
6. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины. М., 1974. 145 с.
7. Гавриш Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников. Проблемы изучения речи дошкольников. М., 1994. 210 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 471 с.
9. Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи. Детская речь как предмет лингвистического изучения. М., 1987. 97 с.
10. Колунова Л.А. Особенности понимания детьми смысловых оттенков слова. Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1993. 136 с.
11. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971. 415 с.
12. Ляховская Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста // Ученые записки МГЗПИ. 1970. № 8 (29). С. 26-29.
13. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. М., 2007. 80 с.
14. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Воронеж, 2004. 511 с.
15. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 173 с...38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ