Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В АДАПТАЦИИ 13
1.1. Понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей» в
научной литературе 13
1.2. Возрастные собенности детей младшего школьного возраста с
трудностями в адаптации 21
1.3. Формы и методы формирования психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В АДАПТАЦИИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 44
2.3. Комплекс мероприятий, направленный на формирование психолого-
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 48
2.4. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы по развитию психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего
школьного возраста с трудностями в адаптации 55
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Окружающий ребенка мир в современное время характеризуется неустойчивой культурой, нарушением устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, большим количеством агрессивных источников информации (телевидение, интернет). Ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, а также наличие многочисленных вредных, негативно влияющих на здоровье детей факторов, как физических, так и психических, приводят к неуклонному росту проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители. В силу этих причин роль педагога- психолога в современном обществе становится все более значимой.
Семья - это ближайшее окружение ребенка. Ее влияние на развитие личности огромно. Это первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной теплой атмосфере дома. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка.
Современное образование должно быть направлено на воспитание и обучение, интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие человека (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») [5]. Для достижения данной цели должны быть созданы специальные условия, базирующие на принципе психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе - в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится сложной или, в крайних случаях, невозможной.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает проблему некомпетентности родителей или законных представителей детей младшего школьного возраста в вопросах сопровождения адаптации детей к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанности данной проблемы в научной литературе.
На сегодняшний день большинство родителей стихийно, интуитивно воспитывают и развивают своих детей, опираясь на опыт собственного детства. Копирование моделей воспитания и развития от родителей и прародителей, приводит к тому, что многие взрослые не справляются с ключевыми функциями, в том числе с образованием [12].
Недостаточная осведомленность родителей, нововведения в системы образования, усугубляют проблему сформированности психологопедагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Анализ научной литературы выявил противоречия: между
необходимостью формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации и недостаточностью практических аспектов проблемы, эффективных практик психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей по вопросам адаптации младших школьников.
Указанное противоречие обусловило проблему исследования, которая заключается в определении психолого-педагогического содержания, а также форм и методов эффективного формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования комплекса мероприятий для формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Объект исследования: процесс формирования психолого
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Предмет исследования: комплекс коррекционно-развивающих
мероприятий психолого-педагогического сопровождения, направленный на формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Гипотеза исследования: формирование психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации будет результативным если:
на теоретическом уровне:
компетентность родителей по вопросам адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения»;
• выделены компоненты сформированности психологопедагогической компетентности родителей по вопросам адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
на методическом уровне:
• разработан и апробирован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи.
1. Проанализировать научные источники с целью раскрытия сущности следующих понятий: «психолого-педагогическая компетентность родителей», «компоненты и уровни сформированности психологопедагогической компетентности родителей.
2. Охарактеризовать особенности протекания школьной адаптация детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы и методы формирования психологопедагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
4. Определить уровень сформированности психолого
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
5. Разработать и экспериментально проверить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
6. Оценить эффективность проделанной работы.
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент.
Методика исследования: Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназии №Х г. Красноярска. В исследовании приняло участие 30 родителей: 24 матери и 6 отцов.
Основные этапы исследования.
Исследование проходило с сентября 2022 г. по май 2024 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2022 - февраль 2023), предполагал: изучение проблемы формирования психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников с трудностями в адаптации; обоснование ключевых идей; формирование цели, задач, гипотезы исследования.
Второй этап - исследовательский (март 2023 - март 2024), включал в себя разработку плана эмпирического исследования и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Осуществлялась оценка психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников с трудностями в адаптации. Был разработан и апробирован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного с трудностями в адаптации.
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2024 - май 2024), нацелен на обработку, оценку и систематизацию полученной информации, формулирование выводов и оформление материалов диссертационного исследования....
Данная диссертационная работа позволила нам раскрыть проблему сформированное™ психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования нами было проанализировано понятие «психолого-педагогическая компетентность». Анализ литературы позволил определить, что психолого-педагогическая компетентность родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации считается сформированной если у родителя гармонично развиты все три компонента (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) психолого-педагогической компетентности. Это значит, что родители способны к прочным эмоциональным связям с ребенком; проявляют эмпатию; способны эмоционально взаимодействовать с друг другом; могут поддерживать положительную атмосферу в семье; у родителей достаточно знаний по проблеме; они способны к поиску и отбору информации в рамках запроса; родители демонстрируют гибкость в ситуациях воспитания; их действия последовательны и непротиворечивы.
Помимо этого, были рассмотрены формы, методы и средства формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации. Анализ литературы по данному вопросу позволил заключить, что наиболее эффективными будет использование в своей работе разнообразных способов, методов и средств (консультации, лекции, тренинги, упражнения, круглые столы и др.), при учете принципа «подход к родителям не как к объекту работы, а как к активному субъекту процесса взаимодействия».
На экспериментальном этапе исследования был определен уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации, что позволило нам выявить слабые стороны проблемы. Констатирующей этап
исследования стал основанием для разработки комплекса мероприятий, реализация которых позволила нам расширить научные представления в рамках темы исследования.
На контрольном этапе работы была проведена повторная диагностика. Затем данные были сопоставлены и проанализированы. Анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике развития уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Таким образом, использование разработанного комплекса мероприятий, является эффективным средством повышения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
Цель исследования была достигнута, задачи решены полностью. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Адамова Л. К. Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (на опыте Республики Саха (Якутия)): дисс. ... канд. пед. наук. М, 2005. 220 с.
2. Андреева Е.И. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.И. Андреева // Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования: сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. Оренбург: без издания, 2022. С. 132-136.
3. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник КемГУ. 2018. №2 (74). [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskie- osnovy-organizatsii-iprovedeniya-programmy-psihologo-pedagogicheskoy- podderzhki-formirovaniyaroditelskoy (дата обращения: 10.09.2023 ).
4. Беляева Н.Д. Психолого-педагогическая компетентность
родителей как инструмент профилактики девиаций в образовательной среде / Н.Д. Беляева // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: Электронный ресурс: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: УГПУ, 2017. С. 98-101.
5. Беседа как метод обучения от античности до современности / С.А. Одинцова, Ж.Е. Сарсекеева, К.А. Айдарбекова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 286-294.
6. Бихметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 86-92.
7. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийнотерминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики. 2012. № 37. С. 56.
8. Бондарева И.И. Педагогическое сопровождение в повышении психолого-педагогической компетентности родителей // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 152-158.
9. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод.пособие. М.: Моск.психол.- социал.ин-т, 2005. 656 с.
10. Варданян Ю.В., Масанова Е.П., Былкина Т.Г. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 12-16.
11. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 80-96.
12. Вербианова О.М., Улыбина Е.В. Современное родительство: трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2022. Вып. 6 (46), C.149-158. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-149- 158. (Дата обращения 08.11.2023).
13. Володько Н.В., Суворова И.Г. Развитие психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников как показателя их субъектной позиции в системе деятельности центра детского развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 73-82.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во Лабиринт, 1999. 352 с.
15. Галакова О.В. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования Мир науки, культуры, образования. М, 2011. 56 с....60