Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В АДАПТАЦИИ

Работа №171681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО­
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В АДАПТАЦИИ 13
1.1. Понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей» в
научной литературе 13
1.2. Возрастные собенности детей младшего школьного возраста с
трудностями в адаптации 21
1.3. Формы и методы формирования психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В АДАПТАЦИИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 44
2.3. Комплекс мероприятий, направленный на формирование психолого-
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации 48
2.4. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы по развитию психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего
школьного возраста с трудностями в адаптации 55
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Окружающий ребенка мир в современное время характеризуется неустойчивой культурой, нарушением устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, большим количеством агрессивных источников информации (телевидение, интернет). Ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, а также наличие многочисленных вредных, негативно влияющих на здоровье детей факторов, как физических, так и психических, приводят к неуклонному росту проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители. В силу этих причин роль педагога- психолога в современном обществе становится все более значимой.
Семья - это ближайшее окружение ребенка. Ее влияние на развитие личности огромно. Это первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной теплой атмосфере дома. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка.
Современное образование должно быть направлено на воспитание и обучение, интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие человека (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») [5]. Для достижения данной цели должны быть созданы специальные условия, базирующие на принципе психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе - в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо­психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится сложной или, в крайних случаях, невозможной.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает проблему некомпетентности родителей или законных представителей детей младшего школьного возраста в вопросах сопровождения адаптации детей к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанности данной проблемы в научной литературе.
На сегодняшний день большинство родителей стихийно, интуитивно воспитывают и развивают своих детей, опираясь на опыт собственного детства. Копирование моделей воспитания и развития от родителей и прародителей, приводит к тому, что многие взрослые не справляются с ключевыми функциями, в том числе с образованием [12].
Недостаточная осведомленность родителей, нововведения в системы образования, усугубляют проблему сформированности психолого­педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Анализ научной литературы выявил противоречия: между
необходимостью формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации и недостаточностью практических аспектов проблемы, эффективных практик психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей по вопросам адаптации младших школьников.
Указанное противоречие обусловило проблему исследования, которая заключается в определении психолого-педагогического содержания, а также форм и методов эффективного формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования комплекса мероприятий для формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Объект исследования: процесс формирования психолого­
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Предмет исследования: комплекс коррекционно-развивающих
мероприятий психолого-педагогического сопровождения, направленный на формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Гипотеза исследования: формирование психолого-педагогической
компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации будет результативным если:
на теоретическом уровне:

компетентность родителей по вопросам адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения»;
• выделены компоненты сформированности психолого­педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
на методическом уровне:
• разработан и апробирован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи.
1. Проанализировать научные источники с целью раскрытия сущности следующих понятий: «психолого-педагогическая компетентность родителей», «компоненты и уровни сформированности психолого­педагогической компетентности родителей.
2. Охарактеризовать особенности протекания школьной адаптация детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы и методы формирования психолого­педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
4. Определить уровень сформированности психолого­
педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
5. Разработать и экспериментально проверить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
6. Оценить эффективность проделанной работы.
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент.
Методика исследования: Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназии №Х г. Красноярска. В исследовании приняло участие 30 родителей: 24 матери и 6 отцов.
Основные этапы исследования.
Исследование проходило с сентября 2022 г. по май 2024 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2022 - февраль 2023), предполагал: изучение проблемы формирования психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников с трудностями в адаптации; обоснование ключевых идей; формирование цели, задач, гипотезы исследования.
Второй этап - исследовательский (март 2023 - март 2024), включал в себя разработку плана эмпирического исследования и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Осуществлялась оценка психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников с трудностями в адаптации. Был разработан и апробирован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного с трудностями в адаптации.
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2024 - май 2024), нацелен на обработку, оценку и систематизацию полученной информации, формулирование выводов и оформление материалов диссертационного исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная диссертационная работа позволила нам раскрыть проблему сформированное™ психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования нами было проанализировано понятие «психолого-педагогическая компетентность». Анализ литературы позволил определить, что психолого-педагогическая компетентность родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации считается сформированной если у родителя гармонично развиты все три компонента (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) психолого-педагогической компетентности. Это значит, что родители способны к прочным эмоциональным связям с ребенком; проявляют эмпатию; способны эмоционально взаимодействовать с друг другом; могут поддерживать положительную атмосферу в семье; у родителей достаточно знаний по проблеме; они способны к поиску и отбору информации в рамках запроса; родители демонстрируют гибкость в ситуациях воспитания; их действия последовательны и непротиворечивы.
Помимо этого, были рассмотрены формы, методы и средства формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации. Анализ литературы по данному вопросу позволил заключить, что наиболее эффективными будет использование в своей работе разнообразных способов, методов и средств (консультации, лекции, тренинги, упражнения, круглые столы и др.), при учете принципа «подход к родителям не как к объекту работы, а как к активному субъекту процесса взаимодействия».
На экспериментальном этапе исследования был определен уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации, что позволило нам выявить слабые стороны проблемы. Констатирующей этап
исследования стал основанием для разработки комплекса мероприятий, реализация которых позволила нам расширить научные представления в рамках темы исследования.
На контрольном этапе работы была проведена повторная диагностика. Затем данные были сопоставлены и проанализированы. Анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике развития уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего школьного возраста с трудностями в адаптации.
Таким образом, использование разработанного комплекса мероприятий, является эффективным средством повышения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
Цель исследования была достигнута, задачи решены полностью. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.


1. Адамова Л. К. Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (на опыте Республики Саха (Якутия)): дисс. ... канд. пед. наук. М, 2005. 220 с.
2. Андреева Е.И. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.И. Андреева // Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования: сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. Оренбург: без издания, 2022. С. 132-136.
3. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник КемГУ. 2018. №2 (74). [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskie- osnovy-organizatsii-iprovedeniya-programmy-psihologo-pedagogicheskoy- podderzhki-formirovaniyaroditelskoy (дата обращения: 10.09.2023 ).
4. Беляева Н.Д. Психолого-педагогическая компетентность
родителей как инструмент профилактики девиаций в образовательной среде / Н.Д. Беляева // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: Электронный ресурс: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: УГПУ, 2017. С. 98-101.
5. Беседа как метод обучения от античности до современности / С.А. Одинцова, Ж.Е. Сарсекеева, К.А. Айдарбекова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 286-294.
6. Бихметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 86-92.
7. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно­терминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики. 2012. № 37. С. 56.
8. Бондарева И.И. Педагогическое сопровождение в повышении психолого-педагогической компетентности родителей // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 152-158.
9. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод.пособие. М.: Моск.психол.- социал.ин-т, 2005. 656 с.
10. Варданян Ю.В., Масанова Е.П., Былкина Т.Г. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 12-16.
11. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 80-96.
12. Вербианова О.М., Улыбина Е.В. Современное родительство: трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Научно­педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2022. Вып. 6 (46), C.149-158. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-149- 158. (Дата обращения 08.11.2023).
13. Володько Н.В., Суворова И.Г. Развитие психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников как показателя их субъектной позиции в системе деятельности центра детского развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 73-82.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во Лабиринт, 1999. 352 с.
15. Галакова О.В. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования Мир науки, культуры, образования. М, 2011. 56 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ