Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения английского языка в процессе
обучения чтению с использованием интерактивных приемов в основной школе 6
1.1 Требования ФГОС к сформированности умений чтения в основной школе
6
1.2 Обучение чтению как виду речевой деятельности 13
1.3 Интерактивные приемы обучения чтению 21
Выводы по главе 1 32
2. Практические аспекты использования интерактивных приемов
обучения чтению на уроках английского языка в основной школе 33
2.1 Анализ умк по английскому языку solutions elementary на наличие
интерактивных приемов 33
2.2 Практическая апробация приемов интерактивного обучения чтению на
уроке английского языка в 6-х классах 40
2.3 Результаты и эффективность использования приемов интерактивного
обучения чтению на уроках английского языка в 6-х классах 45
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 59
Приложение Б 76
Приложение В 78
Приложение Г 79
Приложение Д 80
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется разработке и применению интерактивных приемов обучения, особенно в контексте изучения иностранных языков. В связи с этим актуальность темы исследования «Интерактивные приемы обучения чтению на уроках английского языка в основной школе» остается высокой.
Актуальность интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка в основной школе основывается на нескольких важных аспектах современной образовательной практики. Во-первых, в условиях растущей цифровизации и доступности информации учащиеся сталкиваются с множеством разнообразных развлекательных форматов, что увеличивает вызовы в привлечении их внимания к традиционным методам обучения, включая чтение. Интерактивные приемы предоставляют возможность создать привлекательное и стимулирующее учебное окружение, которое может удержать внимание учащихся и сделать процесс обучения более эффективным.
Во-вторых, современное образование акцентирует внимание на развитии не только языковых навыков, но и широкого спектра компетенций, таких как критическое мышление, коммуникационные умения, креативность и сотрудничество. Интерактивные приемы обучения чтению способствуют развитию этих компетенций, поскольку включают в себя элементы обсуждений, групповой работы, ролевых игр и совместного анализа текстов. Такой подход не только улучшает понимание иностранного языка, но и формирует у учащихся ключевые навыки, необходимые для успешной адаптации в современном информационном обществе.
Кроме того, интерактивные приемы обучения чтению на уроках английского языка в основной школе позволяют учителям индивидуализировать обучение и адаптировать его к различным стилям обучения и уровням подготовки учащихся. Это особенно важно в условиях разнообразия в классе, где присутствуют учащиеся с разным уровнем языковых навыков и индивидуальными потребностями. Интерактивные приемы позволяют учителям создавать дифференцированные уроки, которые максимально соответствуют потребностям каждого ученика, повышая эффективность обучения и улучшая его результативность.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках английского языка в основной школе.
Предметом исследования являются интерактивные приемы, применяемые при обучении чтению на уроках английского языка в основной школе.
Цель данной работы заключается в исследовании и анализе эффективности применения интерактивных приемов в обучении чтению на уроках английского языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели перед исследованием ставятся следующие задачи:
1. Выделить требования ФГОС к сформированности умений чтения в основной школе;
2. Рассмотреть обучение чтению как виду речевой деятельности;
3. Изучить интерактивные приемы обучения чтению на уроках английского языка в основной школе;
4. Разработать серию уроков по английскому языку с использованием интерактивных приемов обучению чтению в основной школе (в дополнение к УМК Solutions Elementary. Авторы: Фэлла Тим, Хадсон Джейн);
5. Выделить результаты и эффективность использования приемов интерактивного обучения чтению на уроках английского языка в основной школе.
В данном исследовании теоретико -методологическая база опирается на работы нескольких ведущих исследователей в области образования и методики преподавания английского языка. Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Ривин А. Г. [Мкртчян, 1989], Дьяченко В. К. [Дьяченко, 1991], Гальскова Н. Д. [Гальскова, 2004], Пассов Е. И. [Пассов, 1989], Алексеева И. Я. [Алексеева, 2016], Яшина Т. Р. и Чернякова Ю. С. [Яшина, Чернякова, 2021] и другие.
Эти ученые внесли значительный вклад в понимание процессов обучения и развития языковых навыков, что делает их работы важным источником для теоретического обоснования исследования интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка в основной школе.
Методы исследования включают в себя анализ педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом, опросы учащихся и преподавателей.
Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективных интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка в шестом классе основной школы.
Практическая ценность исследования заключается в оптимизации и использовании интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка в основной школе.
Апробация результатов исследования проходила во время педагогической практики в МАОУ СШ «Комплекс Покровский». В апробации приняли участие 15 учеников 6 класса.
Объем работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В ходе исследования осуществлен анализ проблем обучения чтению на уроках английского языка в шестом классе основной школы и рассмотрены возможности применения интерактивных приемов для их решения. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Обучение чтению на уроках английского языка в шестом классе сталкивается с рядом проблем, таких как недостаточная мотивация учащихся, слабые навыки владения языком, ограниченный словарный запас и т. д.
В ходе исследования были проанализированы основные теоретические подходы к обучению чтению на английском языке, а также рассмотрены принципы использования интерактивных приемов в образовательном процессе. Также было отмечено, что использование интерактивных приемов в обучении чтению на английском языке способствует активизации учебной деятельности учеников и развивает коммуникативные навыки.
Применение интерактивных приемов в обучении чтению на уроках английского языка может значительно улучшить эффективность учебного процесса. Интерактивные приемы стимулируют активное участие учащихся, помогают им развивать навыки чтения, понимания текста и общения на английском языке.
Эффективное использование интерактивных приемов требует компетентного подхода со стороны преподавателя, а также тщательной подготовки учебного материала и выбора соответствующих учебных задач и упражнений.
Научное исследование в области использования интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка в шестом классе основной школы является актуальным и важным для современного образования. Результаты данного исследования могут быть использованы для улучшения практики преподавания английского языка в школах, а также для разработки новых методических рекомендаций и программ обучения.
В целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса рекомендуется проведение дополнительных исследований по разработке и апробации новых интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка, а также обмен опытом между педагогами и исследователями в данной области.
В целом, исследование позволяет сделать вывод о том, что использование интерактивных приемов является эффективным средством повышения качества обучения чтению на уроках английского языка в шестом классе основной школы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
2. Авазова Г.Р. Роль и актуальность интерактивных методов, интернет-
технологий в обучении английскому языку // Бюллетень науки и практики. 2022. № 11. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-aktualnost-interaktivnyh-metodov- internet-tehnologiy-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 06.05.2024).
3. Азизова Ф.С. Эффективные стратегии в обучении чтению на
английском языке // Проблемы науки. 2023. № 1. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-strategii-v-
obuchenii-chteniyu-na-angliyskom-yazyke (дата обращения: 12.03.2024).
4. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.
5. Ангел А. В., Волкова Е. А. Метод jigsaw на занятиях по иностранному
языку в неязыковом вузе: теория и практика // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-1. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-jigsaw-na-zanyatiyah-po- inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-teoriya-i-praktika (дата
обращения: 21.02.2024).
6. Бадулина Ю. О., Устюжина О. Н. Информационно -коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся Information and communication technologies as a means of forming students'cognitive interest //Редакционный совет. - 2021. - 133 с.
7. Барабина, И. Е. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе / И. Е. Барабина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 5. - С. 5-9.
8. Бондаренко Л. В. Методика Ривина. Изучение учебных и научных текстов в диалоге // Народное образование. 2016. № 4-5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rivina-izuchenie- uchebnyh-i-nauchnyh-tekstov-v-dialoge (дата обращения: 08.06.2024).
9. Быхун Н. С. Интерактивные технологии обучения в современной системе образования // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 8186.
10. Вайцель М. П. Методики преподавания английского языка // Наука о
человеке: гуманитарные исследования. 2011. № 2. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-prepodavaniya- angliyskogo-yazyka-1 (дата обращения: 02.04.2024).
11. Вислобоков Н. Ю., Вислобокова Н. С. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - № 6. - С. 111-114.
12. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - 2010. - 315 с.
13. Галмагова Г. М. Чтение как вид речевой деятельности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. -
2008. - № 1. - С. 50-52.
14. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. - 2004. - 240 с.
15. Гулая Т. М. Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 1-2. - С. 72-74...39