ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
|
Введение 3
1. Теоретические основы развития учебной самостоятельности старших подростков с помощью технологии «Перевернутый
класс» 7
1.1. Понятие учебной самостоятельности и способы ее диагностики у
старших подростков 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристики возрастных особенностей
старших подростков 13
1.3. Потенциал использования педагогической технология «Перевернутый класс» как средства, способствующего развитию учебной самостоятельности
у старших подростков на уроках английского языка 19
Выводы по главе 1 25
2. Опытно-экспериментальная работа по применению педагогической
технологии «Перевернутый класс» на уроках английского языка как средства развития учебной самостоятельности старших
подростков 27
2.1. Оценка исходного уровня проявления учебной самостоятельности
старших подростков 27
2.2. Разработка и апробация уроков английского языка в формате
педагогической технологии «Перевернутый класс» 32
2.3. Анализ результатов развития учебной самостоятельности старших
подростков в рамках педагогической технологии «Перевернутый класс» 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 54
Приложение В 57
Приложение Г 60
1. Теоретические основы развития учебной самостоятельности старших подростков с помощью технологии «Перевернутый
класс» 7
1.1. Понятие учебной самостоятельности и способы ее диагностики у
старших подростков 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристики возрастных особенностей
старших подростков 13
1.3. Потенциал использования педагогической технология «Перевернутый класс» как средства, способствующего развитию учебной самостоятельности
у старших подростков на уроках английского языка 19
Выводы по главе 1 25
2. Опытно-экспериментальная работа по применению педагогической
технологии «Перевернутый класс» на уроках английского языка как средства развития учебной самостоятельности старших
подростков 27
2.1. Оценка исходного уровня проявления учебной самостоятельности
старших подростков 27
2.2. Разработка и апробация уроков английского языка в формате
педагогической технологии «Перевернутый класс» 32
2.3. Анализ результатов развития учебной самостоятельности старших
подростков в рамках педагогической технологии «Перевернутый класс» 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 54
Приложение В 57
Приложение Г 60
В настоящее время в современном образовательном пространстве от выпускников школ ожидается наличие определенных компетенцией. Основным и важнейшим требованием к школе является развитие индивидуальных, творческих и активных личностей, способных к самостоятельной деятельности, необходимой для принятия решений в учебной, профессиональной и личной деятельности. Для достижения данной цели активно разрабатываются и практикуются различные образовательные методики и технологии, направленные на раскрытие творческого и познавательного потенциала обучающихся, который позволит им стать полноценными членами современного общества. Школа ставит перед собой цель воспитать модель такого выпускника, который способен на самостоятельные, нетипичные и творческие действия для решения образовательных и профессиональных задач, а не на стандартные шаблонные действия.
Однако, роль учителя занимает очень важную позицию при формировании и развитии таких востребованных качеств. Сейчас от учителя требуется быть не просто транслятором знаний и информации, а организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
Отсутствие навыка самостоятельной деятельности может грозить слабым уровнем личных учебных достижений и нехваткой академического опыта у выпускников для продолжения обучения на следующих ступенях образования. Педагогическая технология «Перевернутый класс» представляет собой один из инструментов развития автономности и самостоятельности обучающихся, так как способствует развитию множества необходимых навыков, среди которых можно выделить способность к логическому мышлению, к проявлению личной инициативности к познавательной деятельности и к самостоятельной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные школы все активнее отходят от традиционных методов обучения с целью подготовки выпускников к дальнейшему академическому и профессиональному пути и к жизни в современном обществе в целом. В данном контексте педагогическая технология «Перевернутый класс» призвана выступить сродством, способствующим формированию полноценной самостоятельной личности.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку в старших классах.
Предмет исследования — педагогическая технология «Перевернутый класс» как средство развития учебной самостоятельности старших подростков в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования — теоретически обосновать возможность использования педагогической технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности старших подростков в процессе обучения иностранному языку и опытным путем установить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию учебной самостоятельности и рассмотреть способы ее диагностики;
2. Описать психолого-педагогические особенности старших подростков;
3. Рассмотреть возможности технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности у старших подростков;
4. Провести диагностику исходного уровня учебной самостоятельности старших подростков;
5. Провести опытную работу, направленную на развитие учебной самостоятельности у старших подростков, с использованием технологии «Перевернутый класс», а также проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проведение эксперимента, сопоставительный метод, метод диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследовательской работы для проектирования уроков педагогами и студентами.
База исследования: МАОУ «Гимназия № 9».
Работа выполнена по заказу образовательной организации МАОУ СШ 157.
Теоретическую базу работы составляют труды исследователей по вопросам учебной самостоятельности (Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер, А.К. Осницкий, Л.И. Божович и др.); по психолого-педагогическим особенностям старших подростков (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); по использованию технологии «Перевернутый класс» в образовательном пространстве ( J. Bergman, A. Sams и др.); Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Английский язык».
Структура исследовательской работы — настоящая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В введении содержится общая информация об исследовательской работе, раскрывается суть рассматриваемой темы, ее актуальность, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются подходы к понятию и диагностики учебной самостоятельности старших подростков, описываются психолого
педагогические особенности данной возрастной группы, рассматривается потенциал использования технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности. Во второй главе описываются этапы диагностики развития учебной самостоятельности старших подростков. Описываются изначальная фиксация данных, экспериментальная работа и сопоставление результатов. В заключении осуществляется анализ выполненных действий, описываются выводы, полученные в ходе проведения исследовательской работы. В списке использованных источников отражены работы, вошедшие в теоретическую основу содержания настоящего исследования.
Однако, роль учителя занимает очень важную позицию при формировании и развитии таких востребованных качеств. Сейчас от учителя требуется быть не просто транслятором знаний и информации, а организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
Отсутствие навыка самостоятельной деятельности может грозить слабым уровнем личных учебных достижений и нехваткой академического опыта у выпускников для продолжения обучения на следующих ступенях образования. Педагогическая технология «Перевернутый класс» представляет собой один из инструментов развития автономности и самостоятельности обучающихся, так как способствует развитию множества необходимых навыков, среди которых можно выделить способность к логическому мышлению, к проявлению личной инициативности к познавательной деятельности и к самостоятельной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные школы все активнее отходят от традиционных методов обучения с целью подготовки выпускников к дальнейшему академическому и профессиональному пути и к жизни в современном обществе в целом. В данном контексте педагогическая технология «Перевернутый класс» призвана выступить сродством, способствующим формированию полноценной самостоятельной личности.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку в старших классах.
Предмет исследования — педагогическая технология «Перевернутый класс» как средство развития учебной самостоятельности старших подростков в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования — теоретически обосновать возможность использования педагогической технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности старших подростков в процессе обучения иностранному языку и опытным путем установить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию учебной самостоятельности и рассмотреть способы ее диагностики;
2. Описать психолого-педагогические особенности старших подростков;
3. Рассмотреть возможности технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности у старших подростков;
4. Провести диагностику исходного уровня учебной самостоятельности старших подростков;
5. Провести опытную работу, направленную на развитие учебной самостоятельности у старших подростков, с использованием технологии «Перевернутый класс», а также проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проведение эксперимента, сопоставительный метод, метод диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследовательской работы для проектирования уроков педагогами и студентами.
База исследования: МАОУ «Гимназия № 9».
Работа выполнена по заказу образовательной организации МАОУ СШ 157.
Теоретическую базу работы составляют труды исследователей по вопросам учебной самостоятельности (Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер, А.К. Осницкий, Л.И. Божович и др.); по психолого-педагогическим особенностям старших подростков (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); по использованию технологии «Перевернутый класс» в образовательном пространстве ( J. Bergman, A. Sams и др.); Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Английский язык».
Структура исследовательской работы — настоящая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В введении содержится общая информация об исследовательской работе, раскрывается суть рассматриваемой темы, ее актуальность, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются подходы к понятию и диагностики учебной самостоятельности старших подростков, описываются психолого
педагогические особенности данной возрастной группы, рассматривается потенциал использования технологии «Перевернутый класс» для развития учебной самостоятельности. Во второй главе описываются этапы диагностики развития учебной самостоятельности старших подростков. Описываются изначальная фиксация данных, экспериментальная работа и сопоставление результатов. В заключении осуществляется анализ выполненных действий, описываются выводы, полученные в ходе проведения исследовательской работы. В списке использованных источников отражены работы, вошедшие в теоретическую основу содержания настоящего исследования.
В результате проделанного исследования мы рассмотрели понятие учебной самостоятельности и его составляющие, что позволило определить нам, на формирование чего должна быть направлена деятельность современного преподавателя для удовлетворения потребности общества в воспитании самостоятельных личностей. Также нами были изучены психолого-педагогические характеристики обучающихся старшего подросткового возраста, что помогло нам прийти к выводу, что внедрение данной технологии в образовательный процесс может удовлетворить и потребности самих обучающихся, выражающиеся в стремлении к самоопределению и самостоятельности.
Рассмотрев сущность педагогической технологии «Перевернутый класс», особенности организации деятельности обучающихся в данном формате и факторы влияющие на гипотетический успех использования данной технологии, мы проделал опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление изменений в деятельности обучающихся на уроке английского языка. Так, нами фиксировались результаты деятельности обучающихся по критериям, разработанным на основе методических рекомендаций по оценке предметных результатов и на основе работ А.К. Осницкого. Сравнив результаты полученные в ходе деятельности на уроке в традиционном и «перевернутом» формате, нами были зафиксированы положительные изменения, отразившиеся на успеваемости обучающихся, участвующих в опытной работе.
Подводя итог исследовательской работы, мы можем заметить что внедрение в процесс обучения педагогической технологии «Перевернуты класс» сможет поспособствовать активизации и развитию учебной самостоятельности обучающихся старших классов, так как данная педагогическая технология способна задействовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся при подготовке домашних заданий, а также во время деятельности на уроках, которая приобретает практикоориентированный характер, в результате чего обучающиеся способны сформировать компетенции самостоятельной познавательной деятельности и компетенции самоорганизации, самоуправления и самооценки, которыми должен обладать выпускник школы согласно федеральному государственному образовательному стандарту.
Таким образом, цель и задач исследовательской работы были выполнены. Данное исследование призвано быть использованным при проектировании уроков в формате педагогической технологии «Перевернутый класс», а также призвано быть направленным на изучение долгосрочных эффектов применения данной технологии на образовательный процесс.
Рассмотрев сущность педагогической технологии «Перевернутый класс», особенности организации деятельности обучающихся в данном формате и факторы влияющие на гипотетический успех использования данной технологии, мы проделал опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление изменений в деятельности обучающихся на уроке английского языка. Так, нами фиксировались результаты деятельности обучающихся по критериям, разработанным на основе методических рекомендаций по оценке предметных результатов и на основе работ А.К. Осницкого. Сравнив результаты полученные в ходе деятельности на уроке в традиционном и «перевернутом» формате, нами были зафиксированы положительные изменения, отразившиеся на успеваемости обучающихся, участвующих в опытной работе.
Подводя итог исследовательской работы, мы можем заметить что внедрение в процесс обучения педагогической технологии «Перевернуты класс» сможет поспособствовать активизации и развитию учебной самостоятельности обучающихся старших классов, так как данная педагогическая технология способна задействовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся при подготовке домашних заданий, а также во время деятельности на уроках, которая приобретает практикоориентированный характер, в результате чего обучающиеся способны сформировать компетенции самостоятельной познавательной деятельности и компетенции самоорганизации, самоуправления и самооценки, которыми должен обладать выпускник школы согласно федеральному государственному образовательному стандарту.
Таким образом, цель и задач исследовательской работы были выполнены. Данное исследование призвано быть использованным при проектировании уроков в формате педагогической технологии «Перевернутый класс», а также призвано быть направленным на изучение долгосрочных эффектов применения данной технологии на образовательный процесс.





