ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 11
1.1. Понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей в
вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», структура и уровни сформированное™ 11
1.2. Подходы к формированию интеллектуальной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе 28
1.3. Программа родительского клуба «Клуб успешных родителей» как
средство формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 37
Выводы по главе 1 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 54
2.1. Организация и методики исследования 54
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 86
2.3. Реализация программы родительского клуба «Клуб успешных родителей» как средства формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе 98
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 112
Выводы по главе 2 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 130
ПРИЛОЖЕНИЯ 150
Актуальность исследования. На сегодняшний день высокая значимость семьи в жизни ребенка не подлежит сомнению, а обусловлено это прежде всего тем, что в семье ребенок находится в течение существенной части своей жизни. Родители и другие родственники демонстрируют основные модели поведения и выступают в качестве важного источника эмоционального и социального опыта. В связи с этим семья занимает центральное место в аспекте ее влияния на формирование и дальнейшее развитие личности ребенка.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обозначены участники образовательных отношений, к их числу относятся родители, обладающие преимущественным правом на обучение и воспитание своих детей [104]. Однако анализ современной образовательной практики свидетельствует о том, что не все родители способны действовать ответственно и компетентно, когда это касается обязанностей по исполнению воспитательной функции, что ведет к возникновению негативных тенденций в формировании и развитии личности ребенка, которые, в частности оказывают влияние на его интеллектуальную готовность к обучению в школе. Существующие взгляды, представленные в психолого-педагогической литературе, приводят к заключению о том, что современные родители заинтересованы в раннем формировании функциональной грамотности своих детей, задолго до того, как они готовы к этому, не уделяя достаточного внимания игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте и компонентам психологической готовности детей к обучению в школе (А.Д. Андреева, М.В. Климакова, М.А. Ковалева, Ю.А. Кочетова, К.Н. Поливанова и др.).
Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей является одним из значимых стратегических ориентиров, заявленных во многих программных документах (Концепция 3 государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года; Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Федеральная образовательная программа дошкольного образования и др.) [86; 103].
Анализ современных научных публикаций, посвященных раскрытию особенностей психолого-педагогической компетентности родителей, позволяет заключить, что в отношении данной проблематики выполнено достаточно исследований (Е.А. Быкова, Я.И. Гостунская, Е.А. Иванова, В.В. Коробкова, Е.А. Кудашева, Н.Г. Миносянц, Е.К. Погодина, В.А. Романенко, О.Г. Холодкова, Е.Н. Чумакова и др.), однако психологопедагогическая компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе не является предметом исследований. Ряд авторов, рассматривая компетентность родителей, в своих исследованиях обращаются к общему и психологическому аспекту готовности детей к обучению в школе (А.С. Ефимова, Е.Э. Иванова, В.Д. Радзевич, Т.Н. Тютюнникова и др.).
С этой позиции актуализируется необходимость поиска новых решений проблемы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, вследствие этого важно обозначить современные работы, которые раскрывают опыт применения различных форм, методов и средств в формирования психологопедагогической компетентности родителей в целом. В частности, в научных публикациях представлены психолого-педагогические семинары
(М.Н. Богданова, Н.В. Широбокова и др.); родительские клубы (М.Р. Имайкина, Н.А. Михайлова и др.); консультации различной формы (М.А. Герасименко, С.В. Майтак, О.Г. Тавстуха, Л.Ю. Шавшаева,
Е.Е. Шепелева и др.); школы для родителей (Е.Л. Норсеева и др.); мастерские (И.Г. Каблукова, Т.А. Шкерина и др.); авторские технологии 4
(В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов и др.); комплексные программы сотрудничества родителей (законных представителей) с дошкольной образовательной организацией (Н.В. Володько, Л.А. Голыгина, Н.В. Давиденко, Е.В. Инявина, Н.П. Кондратьева, И.А. Меркуль,
Э.В. Обухова, Е.Б. Попова, Е.В. Приходько, Н.А. Рыкунова, И.Г. Суворова и др.); образовательные проекты (Т.И. Шулепова и др.); авторские курсы (В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова и др.); модели психолого-педагогического сопровождения семьи с детьми (О.О. Андронникова, Н.Г. Баженова, Е.А. Борисова, О.В. Буховцева, А.В. Гришина, М.А. Евдокимова, Е.М. Кочнева и др.); модели досуговой деятельности родителей с ребенком (Е.В. Мигунова, И.А. Пфейфер и др.) и др.
Необходимо подчеркнуть, что вышеперечисленные формы, методы и средства представляют собой общее практическое применение в формировании психолого-педагогической компетентности родителей. Однако исследований по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе выявлено в меньшей степени.
Анализ официальных документов, современных научных исследований и образовательной практики позволяет выявить противоречие между потребностью государства, современного общества и семьи в формировании психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и недостаточной разработанностью психологопедагогических средств, нацеленных на ее формирование.
Выявленное противоречие также позволяет определить проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске психологопедагогических средств, нацеленных на формирование психологопедагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование психолого-педагогической
компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством программы родительского клуба «Клуб успешных родителей».
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать программу родительского клуба «Клуб успешных родителей», нацеленную на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование психолого-педагогической компетентности родителей
в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе будет результативным, если:
на теоретическом уровне:
• конкретизировано понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»;
• выделены компоненты, показатели и охарактеризованы уровни сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
на методическом уровне:
• разработан и реализован оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компонентов психологопедагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
• разработана, обоснована и реализована программа родительского клуба «Клуб успешных родителей» как средство, нацеленное на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования.
1. Конкретизировать сущность понятия «психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», выделить ее компоненты, показатели и охарактеризовать уровни сформированности.
2. Выделить актуальные подходы к формированию интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Обосновать потенциал программы родительского клуба «Клуб успешных родителей» в формировании психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
4. Разработать и реализовать оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность программы родительского клуба «Клуб успешных родителей» в формировании психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.И. Субетто, А.В. Хуторской и др.);
• работы, отражающие проблему формирования психологической компетентности родителей (Е.А. Кабанченко, О.И. Пец, О.В. Суворова, О.Г. Холодкова и др.);
• работы, отражающие проблему формирования педагогической компетентности родителей (А.Н. Ганичева, Ю.А. Гладкова, А.З. Дьяконова, М.А. Евдокимова, О.Л. Зверева, В.В. Коробкова, М.Н. Попова, М.М. Прокопьева, В.В. Селина и др.);
• работы, отражающие проблему формирования психологопедагогической компетентности родителей (К.М. Антонова, Н.Д. Беляева, Е.Н. Григорян, Н.В. Давиденко, Н.А. Игнатьева, И.А. Меркуль, И.В. Пшеничнова, Е.В. Спасова, Н.П. Сулимова и др.);
• теоретические и практические аспекты проблемы психологической готовности детей к обучению в школе (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, В.А. Губина, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования.
Теоретические: анализ научных работ по проблеме исследования, анализ программных документов, сравнение, обобщение.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, эксперимент.
Статистические: угловое преобразование ф* Фишера.
Этапы исследования.
Первый (ориентировочный) этап (2022 г.) нацелен на анализ научных работ по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, постановку проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований разработки и реализации в дошкольной образовательной организации психолого-педагогического средства, способствующего 8
формированию исследуемого феномена в условиях дошкольной образовательной организации.
Второй (проектировочный) этап (2022-2023 гг.) нацелен на выявление и обоснование психолого-педагогического средства, способствующего формированию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.
Третий (констатирующий) этап (сентябрь 2023 г.) нацелен на выявление первоначального уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством разработанного оценочно-диагностического инструментария.
Четвертый (формирующий) этап (сентябрь 2023 г. - май 2024 г.) нацелен на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством программы родительского клуба «Клуб успешных родителей».
Пятый (обобщающий) этап (май - июнь 2024 г.) нацелен на завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
• конкретизировано понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»;
• выделены компоненты, показатели и охарактеризованы уровни сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
• разработан и реализован оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компонентов психологопедагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
• разработана, обоснована и реализована программа родительского клуба «Клуб успешных родителей» как средство, нацеленное на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе...
На сегодняшний день высокая значимость семьи в жизни ребенка не подлежит сомнению, а обусловлено это прежде всего тем, что в семье ребенок находится в течение существенной части своей жизни. Родители и другие родственники демонстрируют основные модели поведения и выступают в качестве важного источника эмоционального и социального опыта. В связи с этим семья занимает центральное место в аспекте ее влияния на формирование и дальнейшее развитие личности ребенка.
Анализ современной образовательной практики свидетельствует о том, что не все родители способны действовать ответственно и компетентно, когда это касается обязанностей по исполнению воспитательной функции, что ведет к возникновению негативных тенденций в формировании и развитии личности ребенка, которые, в частности оказывают влияние на его интеллектуальную готовность к обучению в школе. Существующие взгляды, представленные в психолого-педагогической литературе, приводят к заключению о том, что современные родители заинтересованы в раннем формировании функциональной грамотности своих детей, задолго до того, как они готовы к этому, не уделяя достаточного внимания игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте и компонентам психологической готовности детей к обучению в школе, интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Настоящее исследование ориентировано на разработку, обоснование и реализацию средства, представленного в виде программы родительского клуба «Клуб успешных родителей», нацеленной на формирование психологопедагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачами исследования выступили анализ теоретических источников по основным понятиям работы; разработка оценочно-диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компонентов 127 психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; разработка программы родительского клуба «Клуб успешных родителей», нацеленной на формирование компонентов исследуемого феномена.
В первой главе исследования проанализировано актуальное состояние проблемы в трудах исследователей. В основу работы положена трехкомпонентная структура психолого-педагогической компетентности: мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Обобщение теоретических данных позволило выявить актуальные подходы к формированию интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Во второй главе исследования представлена характеристика разработанного оценочно-диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в виде теста-опросника и компетентностно-ориентированное задания.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволяет заключить, что у 33,33% родителей (10 чел.) выявлен низкий уровень сформированности мотивационного компонента, у 60,00% (18 чел.) выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента, а у 73,33% (22 чел.) выявлен низкий уровень сформированности
деятельностного компонента. Исследование позволило выявить дефициты родителей в контексте психолого-педагогической компетентности в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Для устранения выявленных дефицитов разработана и обоснована программа родительского клуба «Клуб успешных родителей», нацеленная на формирование психолого-педагогической компетентности родителей 128
в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Программа родительского клуба выстраивается с учетом компетентностного подхода, предполагает разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия.
Для достижения поставленной цели, а именно разработки, обоснования и реализации программы родительского клуба «Клуб успешных родителей», нацеленной на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в ходе работы выполнено:
• конкретизировано понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»;
• выделены компоненты, показатели и охарактеризованы уровни сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
• разработан и реализован оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компонентов психологопедагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
• разработана, обоснована и реализована программа родительского клуба «Клуб успешных родителей» как средство, нацеленное на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ проделанной работы позволяет заключить, что гипотеза настоящего исследования подтвердилась. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.
1. Авдеева А.В. Информационные технологии в работе
с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения / А.В. Авдеева, М.В. Богданова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 25 марта 2020 года / под ред. А.А. Малева. Воронеж, 2020. С. 5-10. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=44015817 (дата обращения: 23.10.2022).
2. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2018. № 2(74). С. 77-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35394924 (дата обращения: 10.10.2022).
3. Арбатская Н.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. Иркутск, 2017. 104 с.
4. Ахмедпашаева К.А. Современные подходы к проблеме готовности
детей к школьному образованию // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2022. № 75-3. С. 33-36. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=48682172 (дата обращения: 17.10.2022).
5. Баженова Н.Г., Борисова Е.А., Буховцева О.В. Школа родительства
как механизм повышения психолого-педагогической компетентности семьи // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. М., 2019. № 6. С. 42-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42566005 (дата обращения:
10.10.2022) .
6. Базарова Е.Г., Убогаева Л.М., Никитина Э.В. Управление организацией консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста // Педагогический журнал. Ногинск, 2019. Т. 9. № 4-1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41857362 (дата обращения: 12.10.2022).
7. Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андриенко О.А. Социальное
партнерство учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ и семьи по подготовке ребенка к школе // Перспективы науки и образования. Воронеж, 2018. № 5(35). С. 127-135. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36332871 (дата обращения: 17.10.2022).
8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М., 2005. 256 с.
9. Бембетова Б.С. Влияние семьи на формирование личности ребенка //
Современные исследования. Самара, 2018. № 5(09). С. 142-143. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155199 (дата обращения: 09.10.2022).
10. Богданова М.Н., Широбокова Н.В. Психолого-педагогический семинар для родителей как одна из форм развития их родительской компетентности // Вестник педагогического опыта. Глазов, 2018. № 41. С. 114121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35645599 (дата обращения: 09.10.2022).
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М., 1968. 464 с.
12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. М., 2003. № 10. С. 8-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21847503&ysclid=ldfyy56pln760524116 (дата обращения: 09.10.2022).
13. Бондарева С.И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи
и совместное взаимодействие в дошкольном учреждении // Преемственность в образовании. М., 2019. № 21(03). С. 34-38. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41116722 (дата обращения: 12.10.2022).
14. Борзова О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников // Мир науки. Педагогика и психология. М., 2019. Т. 7. № 6. С. 61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42596533 (дата обращения: 22.09.2023).
15. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. Воронеж, 2020. № 4(46). С. 111-125. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43917946 (дата обращения: 12.10.2022)...130