Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Работа №171606

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГОВ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ 10
1.1. Сущность понятия «общекультурные компетенции» 10
1.2. Сущность и структура студенческого самоуправления 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ 33
2.1. Организация эмпирического исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Актуальность исследования обусловлена изменением парадигмы образования со знаниевой на компетентностно-ориентированную и общественно-государственным заказом на подготовку бакалавров, обладающих сформированными общекультурными компетенциями (ОК). В связи с этим возникает необходимость переосмысления возможностей студенческого самоуправления в подготовке будущих специалистов.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» отводится значимая роль институтам самоуправления в профессиональном сообществе. Предполагается, что студенческому самоуправлению будет оказываться содействие в развитии и укреплению его роли в организации профессионального образования.
Современному обществу необходим выпускник, умеющий ориентироваться в информационном потоке, работать в команде, с активной гражданской позицией, готовый профессионально развиваться, нести ответственность за свои профессиональные решения, осознанно относящийся к своим достоинствам и недостаткам. Для этого специалисту важно обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями.
Высокий уровень общекультурных компетенций определяет активную жизненную позицию человека, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом, а также может рассматриваться как основа формирования профессиональной мобильности специалиста.
Теоретические основы понятия «общекультурная компетенция» рассматривались в трудах классиков, в том числе А. Дистервега, К. Ушинского, В. Сухомлинского. В их работах шла речь о таком понятии как «педагогическая культура», которое рассматривалось в нескольких аспектах: педагогическая культура общества в целом, педагогическая культура семьи, педагогическая культура образовательного учреждения и педагогическая культура учителя.
Ряд учёных (Т.В. Ежова, А.Ю. Петров, Л.Б. Соколова), указывая на наличие объективной связи между сформированностью общекультурных компетенций и профессиональной успешностью, связывают общекультурные компетенции с личностным ростом и способностью ориентироваться в различных сферах социально-профессиональной жизни, мобильностью.
В настоящее время важно учитывать все средства, с помощью которых возможно формирование компетенций. Данный процесс происходит как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Одна из форм активного включения обучающихся во внеучебную деятельность - участие в студенческом самоуправлении. В настоящее время роль студенческого самоуправления в формировании социально значимых качеств личности находится в центре внимания педагогического сообщества.
Изучению феномена студенческого самоуправления посвящен ряд диссертационных исследований: Н.А. Помелова, И.И. Тимерманис, Г.Ю. Баландина, В.В. Овчинников рассматривают студенческое самоуправление как социальный институт и ресурс общественного развития; с позиции организации воспитательной работы и внеучебной деятельности в образовательном учреждении студенческое самоуправление исследуют В.М. Певзнер, Т.Н. Волоткевич, С.Г. Заяц, А.Н. Чиж; с точки зрения формирования гуманистической направленности личности - Л.Д. Варламова, Г.Б. Жанбуршина; как средство формирования лидерских качеств и социальной активности студентов - Л.П. Шигапова, С.И. Карпенко; с позиции профессионального становления личности специалиста - О.А. Колмогорова, Г.В. Гарбузова, А.И. Давыдкова, И.С. Клименко. Несмотря на наличие значительного числа трудов, посвященных проблемам формирования общекультурных компетенций, а также студенческому самоуправлению и его роли в образовательном процессе, взаимосвязь данных феноменов изучена недостаточно....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Требования ФГОС ВО и общества ставят перед вузами задачу формирования компетенций у будущих специалистов, как результата образовательного процесса. В образовательном стандарте выделяют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Именно сформированные общекультурные компетенции позволяют специалисту быть успешным не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Специалист высокой культуры, умеющий подстраиваться под изменяющиеся условия, умеющий работать в команде и выстраивать эффективную коммуникацию, более востребован на рынке труда независимо от своей специальности. Высокий уровень общекультурных компетенций определяет активную жизненную позицию человека, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом и выступает как основа профессиональной мобильности специалиста.
Общекультурные компетенции определяются как интегративные профессионально-личностные характеристики, включающие способность и готовность решать личностные, социальные и профессиональные проблемы с учетом базовых ценностей общечеловеческой культуры. Они носят стойкий, неугасаемый характер. Ядром компетенции являются деятельные способности - совокупность способов действий. Формирование и проявление компетенций происходит только в деятельности. В формировании компетенции важна интеграция знаний, умений и опыта с социально-профессиональной ситуацией, на основе представлений об окружающем мире, ценностей и традиций, а также особенностей национальной и общечеловеческой культуры.
Компетенции формируются не в рамках одной дисциплины, а в течение всего периода обучения, в учебной и внеучебной деятельности.
Изучение проблемы формирования общекультурных компетенций в педагогической литературе позволило определить структуру компетенции, включающую такие компоненты: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Оценивание компетенций должно происходить по компонентам компетенций для объективного результата.
Анализ нормативно-правовых актов, законодательства Российской Федерации позволил акцентировать внимание в системе образования вообще, и в высшем образовании - в частности, на значение процесса воспитания обучающихся, в том числе в рамках внеучебной деятельности вузов, для чего предусматривается создание специальных программ, методик, условий и др.
Отметим, что в контексте формирования и развития общекультурных компетенций студентов в высшем образовании роль внеучебной деятельности студентов возрастает, поскольку важно учитывать все средства, с помощью которых возможен этот процесс.
С целью формирования общекультурных компетенций, считается целесообразным расширять участие молодого поколения в решении и собственных, и общественных проблем. Студенческое самоуправление - одна из форм воспитательной работы вуза, форма активного включения студентов в различные виды социально значимой деятельности - направлено на формирование личности и подготовку ее к будущей самостоятельной жизнедеятельности, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда.
В студенческом самоуправлении происходит соединение интересов личности в самореализации и интересов государства в формировании сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров. В процессе участия в студенческом самоуправлении формируются ключевые личностные качества будущего конкурентоспособного специалиста, навыки управленческой деятельности, лидерские качества....


1. Артюхов М.В., Миронова Т.Н. Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению // Вестник КемГУ. 2011. № 2(46). С. 58-63.
2. Бабаева Е.В. Из истории развития студенческого самоуправления в России // Сервис в России и за рубежом: сетевой журн. 2010.№2. URL: http://service-rusjoumal.ru/index.php?do=cat&category=2010_2 (дата обращения 18.02.2016).
3. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
4. Баландина Т.Ю. Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ: дис. ... канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2006. 155 с.
5. Богданов В.В., Емцов Г.Н. Азбука студенческого самоуправления. Красноярск: Тренд, 2011. 193 с.
6. Бояркина В.В. Формирование общекультурных компетенций у будущих менеджеров в воспитательной работе вуза: автореф. дис. . канд . пед. наук. Чебоксары, 2014. 23 с.
7. Бырылова Е.А. Методика формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 21 с.
8. Валюх Е.П., Валюх В.Н., Василькевич И.В. и др. Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 52-56.
9. Варламова Л.Д. Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2009. 186 с.
10. Викулина М.А. Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста // Вестник ТГПУ. 2015. № 12(165). С. 120-124.
11. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 254 с.
12. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 11(55). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8310(дата обращения: 17.09.2016).
13. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 186 с.
14. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 976 с.
15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/3409 (дата обращения: 19.02.2016)....(85)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ