Образ студента в русской прозе XIX века (на материале произведений Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.Г. Гарина-
Михайловского «Студенты» и Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО БЫТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 4
1.1. Тема студенчества в русской литературе: историографический аспект 4
1.2. Историко-культурный и художественный контекст «студенческой темы» в
русской литературе 12
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ОБРАЗОВ СТУДЕНТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 40
2.1. Тип студента как идеальная модель «нового человека» в романе Н.Г.
Чернышевского «Что делать?» 40
2.2. Предметная среда как условие формирования характера в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» 44
3.3. Типы студентов в романе Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 63
XIX век - это время, когда студент стал заметным и значимым персонажем истории. Публицисты, писатели стали писать о студенческих типах, активно изучали студенческий быт и мировоззрение молодых людей. Сформировались образы студентов-страдальцев, романтиков, борцов. Постепенно студент начинает рассматриваться не только как конкретная личность, но и как социальный тип.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, закономерным интересом к образу студента как психологическому и социокультурному типу и, во-вторых, недостаточной изученностью вопроса, несмотря на обширную литературно-критическую, социологическую и художественную литературу. Будучи разнообразно представленным как художественный образ, студент как тип личности в контексте времени и культурной среды остается все же некоторой загадочной величиной, требующей специального изучения.
Научная новизна работы обусловлена особым ракурсом научного исследования - сопоставительным анализом трех знаковых произведений XIX века, в которых в разном контексте и в разных аспектах рассматриваются типы студентов, представляющих свое время.
Объектом исследования являет образ студента в произведениях русской литературы XIX века.
Предметом исследования является образ студента в романах Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), Н.Г. Гарина-Михайловского («Студенты») и Н.Г. Чернышевского («Что делать?»).
Материалом для исследования послужили произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты».
Цель работы - определить основные черты студента как характерного представителя своего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
• систематизировать научную и критическую литературу по выбранной проблеме и определить наиболее значимые исследования;
• выявить характерные для каждого романа аспекты рассмотрения образа студента;
• определить на основе сопоставления романов целостный образ студента как отражения своего времени.
Методологическая основа исследования...
Будучи востребованной в XIX веке, тема студенчества не утратила своей актуальности и в наше время. Многие работы посвящены исследованию истоков ее зарождения, активно изучается быт, мировоззрение, типология студентов. Во множестве художественных, социологических,
публицистических работ формируется образ студенчества и определяется широкий спектр художественных приемов, при помощи которых конструируется этот образ в художественной системе каждого из выбранных авторов.
Материалом исследования послужили три знаменитых произведения - «Что делать» Н.Г. Чернышевского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Студенты» Н.Г. Гарина-Михайловского. На примере главных героев выявлены типы студентов, особенности студенческого быта, своеобразие студенческих характеров и образа мыслей. Роман Чернышевского позволяет представить прогнозируемый идеальный образ «новых людей» завтрашнего дня. «Преступление и наказание» дает возможность погрузиться в трагическую глубину рефлексирующего молодого человека, сопротивляющегося нищете и бесчеловечности общественного устройства. «Студенты» Гарина-Михайловского дают галерею разнообразных типов студентов, имеющих сложный жизненный опыт, наполненных прогрессивными мыслями, мечтами и планами. Наиболее показательными для понимания собирательного образа отечественного студенчества является исследование студенческого быта, студенческого жилища, нищенских интерьеров, бедного и мрачного вещного мира, ужасающего питания, беспросветного одиночества и несправедливости - тех условий, которые провоцировали и отчаяние, и бунт.
Неисчерпаемость жизненных коллизий, формирующих человека, обеспечивает теме студенчества непреходящую актуальность и научную перспективу.