Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ студента в русской прозе XIX века (на материале произведений Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.Г. Гарина- Михайловского «Студенты» и Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

Работа №171605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО БЫТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 4
1.1. Тема студенчества в русской литературе: историографический аспект 4
1.2. Историко-культурный и художественный контекст «студенческой темы» в
русской литературе 12
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ОБРАЗОВ СТУДЕНТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 40
2.1. Тип студента как идеальная модель «нового человека» в романе Н.Г.
Чернышевского «Что делать?» 40
2.2. Предметная среда как условие формирования характера в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» 44
3.3. Типы студентов в романе Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 63


XIX век - это время, когда студент стал заметным и значимым персонажем истории. Публицисты, писатели стали писать о студенческих типах, активно изучали студенческий быт и мировоззрение молодых людей. Сформировались образы студентов-страдальцев, романтиков, борцов. Постепенно студент начинает рассматриваться не только как конкретная личность, но и как социальный тип.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, закономерным интересом к образу студента как психологическому и социокультурному типу и, во-вторых, недостаточной изученностью вопроса, несмотря на обширную литературно-критическую, социологическую и художественную литературу. Будучи разнообразно представленным как художественный образ, студент как тип личности в контексте времени и культурной среды остается все же некоторой загадочной величиной, требующей специального изучения.
Научная новизна работы обусловлена особым ракурсом научного исследования - сопоставительным анализом трех знаковых произведений XIX века, в которых в разном контексте и в разных аспектах рассматриваются типы студентов, представляющих свое время.
Объектом исследования являет образ студента в произведениях русской литературы XIX века.
Предметом исследования является образ студента в романах Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), Н.Г. Гарина-Михайловского («Студенты») и Н.Г. Чернышевского («Что делать?»).
Материалом для исследования послужили произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты».
Цель работы - определить основные черты студента как характерного представителя своего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
• систематизировать научную и критическую литературу по выбранной проблеме и определить наиболее значимые исследования;
• выявить характерные для каждого романа аспекты рассмотрения образа студента;
• определить на основе сопоставления романов целостный образ студента как отражения своего времени.
Методологическая основа исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Будучи востребованной в XIX веке, тема студенчества не утратила своей актуальности и в наше время. Многие работы посвящены исследованию истоков ее зарождения, активно изучается быт, мировоззрение, типология студентов. Во множестве художественных, социологических,
публицистических работ формируется образ студенчества и определяется широкий спектр художественных приемов, при помощи которых конструируется этот образ в художественной системе каждого из выбранных авторов.
Материалом исследования послужили три знаменитых произведения - «Что делать» Н.Г. Чернышевского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Студенты» Н.Г. Гарина-Михайловского. На примере главных героев выявлены типы студентов, особенности студенческого быта, своеобразие студенческих характеров и образа мыслей. Роман Чернышевского позволяет представить прогнозируемый идеальный образ «новых людей» завтрашнего дня. «Преступление и наказание» дает возможность погрузиться в трагическую глубину рефлексирующего молодого человека, сопротивляющегося нищете и бесчеловечности общественного устройства. «Студенты» Гарина-Михайловского дают галерею разнообразных типов студентов, имеющих сложный жизненный опыт, наполненных прогрессивными мыслями, мечтами и планами. Наиболее показательными для понимания собирательного образа отечественного студенчества является исследование студенческого быта, студенческого жилища, нищенских интерьеров, бедного и мрачного вещного мира, ужасающего питания, беспросветного одиночества и несправедливости - тех условий, которые провоцировали и отчаяние, и бунт.
Неисчерпаемость жизненных коллизий, формирующих человека, обеспечивает теме студенчества непреходящую актуальность и научную перспективу.



1. Андреева В.Г. Реализм в русской литературе второй половины
XIX века / В.Г. Андреева - Текст: электронный // Языкознание и
литературоведение. - 2014. - Т.1. - №2. - С.193-197. - URL:
https://cyberlenmka.ru/article/n/realizm-v-russkoy-literature-vtoroy-poloviny-xix- v/viewer. - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари, 2002. - 435с.
3. Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании»: Избранные статьи о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского / С.В. Белов. - СПб.: Галина скрипсит, 2015. - 263-266с.
4. Беляев Н.З. Гаршин. Жизнь Замечательных людей / Н.З Беляев. - Москва: Молодая гвардия, 1938. - 180с.
5. Бердникова Г.П. Антон Павлович Чехов:1860-1904: науч. попул. очерки / Г.П. Бердников. - Москва, Ленинград: Искусство, 1950. - 195с.
6. Варламов А.Н. Душа моя Павел: роман взросления / А.Н. Варламов. - Москва: АСТ, 2022. - 409с.
7. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты: повесть / Н.Г. Гарин- Михайловский. - М.: Художественная литература, 1977. - 389c.
8. Гиляровский В.А. Москва и москвичи: очерки / В.А. Гиляровский. - М.: Издательство АСТ, 2023. - 544с.
9. Демиденко Ю.Б. Рестораны, трактиры, чайные. Из истории общественного питания в Петербурге XVIII — начала XX века / Ю.Б. Демиденко. - М.: Центрполиграф, 2011. - 196с.
10. Долгенко А.Н. Русский декаданс как форма выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа XIX - ХХ веков: 10.01.01 «Русская литература»: диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / А.Н. Долгенко; Волгоградский
государственный педагогический университет. - Волгоград, 2005. - 44с. - Библиогр.: с. 36-40. - Текст: непосредственный
11. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: собрание сочинений [В 15 томах]. Т.9-10: Роман / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1991. - 851с.
12. Достоевский Ф.М. Письма [В 35 томах]. Т.30: Студентам Московского университета / Ф.М. Достоевский. - Ленинград: Наука, 1988. - 458с.
13. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: собрание
сочинений [В 15 томах]. Т.5: Роман / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1989. - 344c.
14. Иванов П.К. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы: очерки / П.К. Иванов. - М.: тип. Штаба Моск. воен. окр., 1903. - 296с.
15. Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи / А.С. Изгоев. - М.: тип. В.М. Саблина, 1909. - 182-210с...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ