Актуальность исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Содержание программы включает образовательную область «Речевое развитие», которая определяет владение речью, как средством общения и культуры: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Овладение словарем, в том числе и глагольным, в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает помощь специалистов,
способная изменить неблагоприятный ход развития ребенка. (Н.В. Серебрякова).
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи (в частности с общим недоразвитием речи III уровня) резко увеличивается. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, [38] Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина[41]), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, [15] Е.М. Мастюкова , [34] и др.)
По данным Р.Е. Левиной [10] дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря. Жукова Н.С., Т.Б. Филичева[42], С.Н. Шаховская[45], Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а также на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. Г.А. Волкова[22] считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией, должное внимание следует уделять развитию предикативного глагольного словаря. Предикативный словарь позволяет строить распространенные предложения, «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи».
Рассмотрение темы «Сформированность глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня» позволит более полно понять характер нарушения сформированности глагольного словаря и наметить пути решения этой проблемы.
Проблема исследования: изучение глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня и его формирование. Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной.
Цель предполагаемого исследования: изучение сформированности глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и подборка методик коррекционной направленности.
Объект исследования: глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности словаря глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены следующие особенности:
- в глагольном словаре преобладают часто употребительные слова.
- навыки словообразования и словоизменения глаголов недостаточно сформированны.
- навыки словообразования будут сформированны хуже, чем навыки словоизменения.
- наиболее несформированными окажутся образование приставочных глаголов с противоположным значением....
Дети с III уровнем пользуются развёрнутой фразовой речью, не затрудняются в названии предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В тоже время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательные и наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.
Дети с общим недоразвитием речи при условии систематической логопедической помощи готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя некоторые испытывают определённые трудности в обучении. Эти трудности связаны, главным образом, с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, не редко имеются специфические нарушения письма и чтения.
У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено не резко. Оно характеризуется тем, что нарушение всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Кроме того, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития внимания и памяти, наблюдаются некоторые специфические особенности их мышления. Впоследствии все недостатки речи детей оказывают негативное влияние овладение процессами чтения и письма.
Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, оказать квалифицированную помощь, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо разобраться в их причинах, которые резко снижают уровень речевого развития детей.
Причины можно разделить на три группы: 1-я - связанные со здоровьем детей; 2-я - педагогические причины; 3-я - социальные причины. Подобное деление очень условно, так как все причины тесно взаимосвязаны между собой.
Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены особенности формирования глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. На основе этого составлен комплекс методических рекомендаций по уровням развития детей по блокам. В ходе логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня необходимо с помощью упражнений в игровой форме расширять объём словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнять значения глаголов; формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов; организовывать семантические поля, лексические системы вокруг глаголов; активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска глагола, перевода его из пассивного в активный словарь; овладевать формами словоизменения и способами словообразования, навыками анализа морфологического состава слова. Овладение словообразованием у дошкольников осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
Изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности...
1. Агранович, 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР - СПб.: « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 128 с.
2. Алексеева, М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алифанова, Е.А.Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей Лого - групп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.
4. О.Б. Иншакова. Альбом логопеда. М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.
6. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
7. Бессонова, Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Словарный запас и грамматический строй.- М.: АРКТИ, 1997. - 64с.
8. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982
10. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с
11. А Н Гвоздьев. Вопросы изучения детской речи.1961.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. - 2 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 96 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с....(46)