Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сформированность навыков словообразования приставочных глаголов у обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью

Работа №171588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения сформированное навыков словообразования приставочных глаголов у школьников с умственной отсталостью.
1.1 Онтогенез формирования глаголов, грамматические компоненты усвоения приставок.
1.2 Роль пространственных представлений для формирования глаголов с пространственным значением. Формирование и употребление приставочных глаголов.
1.3 Особенности сформированности навыков словообразования у детей с умственной отсталостью.
Глава 2. Эксперементальное изучение сформированности навыков словообразования приставочных глаголов у школьников с умственной отсталостью.
2.1 Цель, задачи, организация и методики исследования. 17
2.2 Анализ результатов исследования. 21
2.3 Методические рекомендации. 37
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложения 76

Актуальность. В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью знаний и умений.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Особую трудность представляет недоразвитие грамматического строя речи умственно отсталых школьников. У данной категории детей недостаточно сформированы морфологические формы словообразования.
Расстройства речи умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы. Данная тема является актуальной, так как коррекция навыков словообразования приставочных глаголов представляет особую важность для школьников, имеющих умственную отсталость легкой степени.
Проблема исследования представляет собой изучение сформированности навыков словообразования приставочных глаголов у школьников 5 класса с умственной отсталостью легкой степени.
Целью нашего исследования является изучение сформированности навыков словообразования приставочных глаголов у школьников 5 класса с умственной отсталостью легкой степени и подборе методических рекомендаций по коррекции особенностей словообразования приставочных глаголов у данной категории обучающихся.
Объектом нашего исследования являются навыки словообразования приставочных глаголов, навыки пространственной ориентировки школьников 5 класса с умственной отсталостью легкой степени.
Предмет исследования - особенности сформированности приставочных глаголов, особенности сформированности ориентировки в пространстве школьниками 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза. Исходя из положения о связи пространственных представлений (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович) и учитывая, что связь речи с другими сторонами психического развития ребенка осуществляется специфично для каждого, мы предполагаем, что у школьников 5 класса, имеющих умственную отсталость легкой степени, системное недоразвитие речи легкой степени, будут выявлены особенности сформированности приставочных глаголов и пространственных представлений:
— Несформированность пространственной ориентировки;
— Смешение пространственных понятий;
— Неуточненное значение приставок;
— Замена приставок при образовании приставочных глаголов.
Выявленные особенности помогут нам подобрать содержание логопедической работы по коррекции этих нарушений.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. Анализ лингвистической, психологической, методологической литературы по проблеме исследования;
2. Подбор методик для обследования навыков словообразования школьников и проведение констатирующего эксперимента;
3. Подбор методических рекомендаций.
Теоретико-методологической основой исследования явилось положение связи пространственных представлений (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович).
Методы исследования:
1. Изучение литературы;
2. Опрос;
3. Метод экспертных оценок;
4. Изучение и обобщение педагогического опыта;
5. Педагогический эксперимент....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В возрасте от 3 до 4 лет часто нарушается чередование в основах глаголов: «ачисту» (почищу). Ребенок употребляет неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок) и др.
В возрасте от 4 до 7 лет ребенок иногда затрудняется в чередовании в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет происходит самостоятельное образование глаголов от других частей речи, словотворчество.
Глаголы движения или перемещения относятся к тем языковым средствам, которые принимают активное участие в представлении пространственных отношений. Это связано со значением глагольных лексем движения или перемещения, то есть эти глаголы обозначают изменение местоположения субъекта или объекта в пространстве.
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов, а также в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У умственно отсталых детей младшего школьного возраста оказываются недостаточно развитыми как синтаксические структуры предложений, так и морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования.
Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Целью нашего исследования является изучение сформированности навыков словообразования приставочных глаголов у школьников с умственной отсталостью.
Исследование сформированности навыков словообразования проводилось на базе КГБОУ №5.
Для проведения исследования была сформирована экспериментальная группа. В состав группы вошли 20 обучающихся 5 класса. Из них 45% (9 человек) девочки, 55% (11 человек) мальчики. Все 100% испытуемых (20 человек) - обучающиеся 5 класса. Все 100% испытуемых (20 человек) имели умственную отсталость легкой степени, системное недоразвитие речи легкой степени.
Задачи исследования:
— Определение уровня сформированности соматопространственной ориентировки, ориентировки на плоскости листа; понимания предложных конструкций с пространственным значением; умения обозначать в речи пространственные отношения между предметами.
— Изучение навыка словообразования глаголов при помощи приставок.
— Изучение навыка построения предложений с использованием приставочных глаголов.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс на основе методики Хеда, методики Л. И. Плаксиной, Н. М. Трубниковой, М. М.Семаго (Т. А. Фотековой), Е. М. Косиновой и др.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, можно проследить закономерность. Чем выше уровень сформированности пространственных представлений у школьников, тем лучше результаты исследования словообразования приставочных глаголов.


1. Аванесов, Р. И., Сидоров, В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка. - М. : Учпедгиз, 1945. - 234 с.
2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3 изд., стереотип. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
3. Амасьянц, Р. А., Амасьянц, Э. А. Интеллектуальные нарушения. - М., 2004. - 448 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 227 с.
6. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы - М. : Владос, 2007. - 181 с.
7. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников . - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 352 с.
8. Борякова, Н. Ю., Матросова, Т. А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н. Ю. Борякова. — М. : Центр полиграфии АТТИКА, 2010. - 200 с.
9. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008. - № 1. - с. 106-110.
10. Вараксин, Л. А. Семантический аспект русской глагольной префиксации / Л. А. Вараксин. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1996. - 409 с.
11. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики : учеб. пособие. - М., 2003. - 320 с.
12. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004. - № 1. - с. 34-40.
13. Виноградова, А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; сост. А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. - М., 1959. - С. 419-442.
15. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Ф. Ломова. - М. : Известия АПН РСФСР, 1961. - 200 с....(78)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ