Введение 3
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Теоретическое обоснование применения аутентичных видеоматериалов
на уроках английского языка 8
1.2 Возрастные особенности обучающихся основной школы 10
1.3 Специфика развития и совершенствования умений и навыков
аудирования в основной школе 16
1.4 Аутентичные материалы как средство развития и совершенствования
умений и навыков аудирования 20
Выводы по главе 1 24
2 Практические приемы использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в 8 классе 27
2.1 Анализ учебно-методического комплекта (УМК) по английскому языку
для 8 класса на предмет содержания аутентичных видеоматериалов 27
2.2 Методы и приемы работы с аутентичными видеоматериалами 29
2.3 Разработка и апробация комплекса заданий, направленных на развитие навыков и умений аудирования на уроках английского языка при помощи
использования аутентичных видеоматериалов (в дополнение к УМК
«Forward. 8 класс. Учебник английского языка для учащихся
общеобразовательных учреждений» Авторы: М.В. Вербицкая, М.
Гаярделли, П. Редли) 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед основной и старшей школой задачу интегрировать в преподавание иностранных языков развитие коммуникативной компетенции и стимулирование интереса к дальнейшему совершенствованию и использованию иностранного языка для получения информации и расширения знаний в разных областях [ФГОС ООО].
Одним из важных предметных результатов освоения программы по иностранному языку является речевая компетенция, а именно развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании [Там же].
Более того, в эпоху глобализации владение английским языком становится необходимым условием для профессионального роста и успешной социальной адаптации. Умение понимать речь на слух особенно важно, так как оно необходимо в международном общении, при работе с информационными ресурсами, участии в академических и профессиональных программах.
Однако, в отечественной методологии долгое время недооценивалось значение обучения восприятия иноязычной речи на слух. Ранее предполагалось, что навыки аудирования развиваются самостоятельно, без специальных усилий. Несмотря на то, что это мнение не является актуальным, работа над развитием навыков и умений аудирования является сложной задачей как для учителей, так и для учеников [Гальскова, 2022, с. 196].
Недостаточное внимание развитию аудитивных навыков и умений приводит к тому, что обучающиеся, которые способны говорить и читать в своем темпе, могут испытывать трудности при прослушивании записи, которая представляет собой разговор на обычной скорости и чувствовать себя неподготовленными к реальному общению.
Использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка при развитии навыков и умений аудирования могут предотвратить возникновение данной проблемы, так как они имитируют реальные языковые ситуации, где ученикам пришлось бы понимать речь на слух, извлекать при этом необходимую информацию, преодолевая различные звуковые трудности: акцент, интонация, дикция. Более того, аутентичные видеоматериалы являются таким средством обучения, которое способствует достижению не только предметного результата, а именно развитие умения понимать иноязычную речь на слух, но и удовлетворяет требованиям к личностным результатам, предъявляемые федеральным государственным
образовательным стандартом.
Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования: аутентичные видеоматериалы как средство развития и совершенствования навыков и умений аудирования на уроках английского языка в основной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования аутентичных видеоматериалов как средства обучения аудированию на уроке английского языка в 8 классе.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать содержание научно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам в основной школе, для теоретического обоснования использования аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного, в частности английского языка.
2. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся в основной школе в контексте применения видеоматериалов на уроках иностранного языка.
3. Охарактеризовать аутентичные материалы как средство развития совершенствования умений и навыков аудирования.
4. Раскрыть специфику развития и совершенствования умений и навыков аудирования в основной школе и описать методы и приемы работы с аутентичными видеоматериалами для развития и совершенствования навыков и умений аудирования.
5. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичных видеоматериалов, направленный на развитие и совершенствования навыков и умений аудирование на уроке английского языка в 8 классе в дополнение к тематическим блокам «Inspiration», «World capitals: Moscow and London» УМК «Forward. 8 класс. Учебник английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений» (М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли) и апробировать разработанный методический материал на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» (г. Красноярск) в 8 классе на уроке английского языка.
Теоретическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по особенностям обучения аудированию на уроке иностранного языка (Н.Д. Гальскова, А.Н. Щукин); по психолого-педагогической характеристике обучающихся основной школы (Л. С. Выготский, И.А. Зимняя, В. С. Мухина); по работе с аутентичными видеоматериалами на уроке иностранного языка (Е. В. Носович, Г. П. Мильруд, J. J. Wilson); нормативные документы ФГОС основного общего образования; Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
В ходе проведенной работы использованы такие методы исследования как анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме исследования, нормативных документов в сфере основного общего образования, статистические методы обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и уточнении основных теоретических положений по теме исследования, а также в обобщении теоретических взглядов по проблеме обучения аудированию в основной школе с использование аутентичных видеоматериалов.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий с использованием аутентичных видеоматериалов для развития навыков и умений аудирования на уроке английского языка в дополнение к учебнику «Forward. 8 класс. Учебник английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений» (Авторы: Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П.).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при развитии и совершенствовании умений аудирования на уроке английского языка в 8 классе.
Апробация и этапы исследования:
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2023 года по май 2024 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Разработанный комплекс заданий апробирован на практике в МАОУ Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска.
Результаты исследования прошли апробацию через публикацию статьи в сборнике, посвящённом Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2023 г.).
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 49 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава ВКР посвящена теоретическому обоснованию использования аутентичных видеоматериалов при обучении аудированию: рассматривается психолого-педагогические особенности обучающихся в основной школе, специфика развития и совершенствования умений аудирования, типология и классификация аутентичных видеоматериалов.
Вторая глава представляет анализ учебно-методического комплекта «Forward. 8 класс. Учебник английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений»; описание методов и приемов по работе с аутентичными видеоматериалами в процессе развития умений аудирования. Практическая часть раздела содержит авторскую разработку комплекса заданий по развитию умений аудирования с использованием аутентичного видеоматериала на уроке английского языка в 8 классе в дополнение к учебнику «Forward. 8 класс. Учебник английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений» (Авторы: Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П.).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, учебник по английскому языку «Forward» для 8 класса, а также нормативные документы.
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического использования аутентичных видеоматериалов при развитии и совершенствовании навыков и умений аудирования обучающихся на уроке английского языка в 8 классе.
Для достижения цели исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования аутентичных видеоматериалов как средства обучения аудированию на уроке английского языка в 8 классе, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах работы.
В ходе исследования предпринята попытка решить выявленное противоречие между требованием Федерльного Государственного стандарта к изучению иностранного языка в основной школе, к результату освоения данной дисциплины и недостаточным количеством заданий, направленных на осуществление данного процесса, представленных в УМК «Forward. 8 класс».
Для этого был разработан комплекс заданий для развития умений и навыков аудирования при работе с аутентичным видеоматериалом на уроке английского языка в 8 классе в дополнение к разделу «Диалог культур» («Dialogue of cultures») по теме «Мировые столицы: Москва и Лондон» («World capitals: Moscow and London») и к 4 юниту «Вдохновение» («Inspiration») УМК «Forward. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли. Комплекс включает 10 заданий по двум аутентичным видео.
Проанализировав результаты применения аутентичных
видеоматериалов на уроках английского языка в 8 классе, мы пришли к выводу об эффективности их использования в рамках работы по развитию умений и навыков аудирования обучающихся.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке заданий с использованием аутентичных видеоматериалов к другим тематическим блокам УМК «Forward. 8 класс»
1. Ахметзянова С. М., Полькина Г. М. Методика обучения иноязычному
аудированиюна уроке иностранного языка в основной школе: [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-
obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniyu-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v- osnovnoy-shkole (дата обращения: 19.02.2024)
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. Избранные работы. М.: Издательство Юрайт, 2024. 281 с.
3. Гармаева Т В., Климентьева Н. Н., Пестерева О. А. Психология дошкольников, младших школьников и подростков: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2021. 188 с
4. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцев Н.Ф. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: Кнорус, 2022. 390 с.
5. Гончар Н. Н., Гневышева А. В., Шабанова А. Е. Методика подготовки к
экзамену по английскому языку // Научные исследования и инновации. 2021. №10. [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-podgotovki-k-ekzamenu-po- angliyskomu-yazyku (дата обращения: 14.04.2024).
6. Гриднева Н. А. Использование аутентичных материалов в обучении
иностранному языку на уровне а1 // Самарский научный вестник. 2017. Т 6, № 4 (21). [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-autentichnyh-materialov-v- obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-urovne-a1 (дата обращения: 23.02.2024).
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
8. Марданова Г. Семенова А. В. К вопросу о мотивации подростков в
современном мире // Педагогика: история, перспективы. 2021 Том4 №4 С. 70 - 76
9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка- 9-е изд. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. 522 с.
10. Методика обучения восприятию речи на слух: [Электронный ресурс].
URL: https://studfile.net/preview/7625337/page:4/ (дата обращения:
17.03.2024)
11. Моисеенко О.А. Аутентичное аудирование как феномен иноязычного
образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. №28: [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnoe-audirovanie-kak-fenomen- inoyazychnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.03.2024).
12. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов ВУЗов. Том 1. М.: Наука, 2022. 671 с.
13. Названы самые популярные предметы по выбору на ОГЭ в 2023 году.
2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/nazvany-samye- populyarnye-predmety-po-vyboru-na-oge-v-2023-godu/ (дата обращения:
14.04.2024).
14. Никитина О. В Формирование навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку // Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков. 2022 №99: [Электронный ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/118/2/formirovanie-navykov-audirovaniya-v-processe- obucheniya-inostrannomu-yazyku
15. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности текста// Иностранные языки в школе. 1999. №2. С. 11-18...30