Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования цифровых образовательных ресурсов для развития речевой компетенции обучающихся лингвистических направлений
вузов 10
1.1. ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика 10
1.2. Речевая компетенция на иностранном языке: содержание и
структура 16
1.3. Дидактический потенциал цифровых ресурсов в вузе 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевой компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки с использованием цифровых образовательных ресурсов
30
2.1. Анализ учебного плана и рабочих программ по направлению подготовки
45.03.02 Лингвистика 30
2.2. Разработка методических материалов модели развития речевой
компетенции 32
2.3. Диагностика развития речевой компетенции обучающихся СибГУ им. М.Ф. Решетнёва на занятиях иностранного языка с использованием
цифровых образовательных ресурсов 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Библиографический список 53
В динамичном ландшафте современного высшего образования развитие речевой компетенции становится неотъемлемым условием академического успеха и профессионального роста. Хотя традиционно это синоним языковых дисциплин, важность эффективной устной коммуникации выходит за дисциплинарные границы, оказывая глубокое влияние на студентов в различных академических областях. На фоне быстро развивающейся образовательной парадигмы, характеризующейся технологическими инновациями и цифровыми преобразованиями, данная диссертация направлена на изучение потенциала цифровых образовательных ресурсов в повышении речевой компетенции студентов, обучающихся в неязыковых высших учебных заведениях.
По всему миру преподаватели и учебные заведения борются с необходимостью адаптироваться к вызовам и возможностям, предоставляемым цифровой эпохой. Нигде это не проявляется так ярко, как в России, где развивающаяся экосистема цифровых образовательных ресурсов стала катализатором инноваций и реформ в секторе высшего образования.
В последние годы в России интеграция цифровых инструментов и платформ в образовательную среду получила значительное развитие благодаря стечению факторов, включая технологический прогресс, государственные инициативы и меняющиеся потребности учащихся и преподавателей. В то время как страна стремится утвердить свои позиции в качестве мирового лидера в области образования и технологий, усилия по использованию цифровых ресурсов для повышения педагогической эффективности становятся все более заметными, а учебные заведения по всей стране используют потенциал технологий для революционного изменения методов преподавания и обучения.
Актуальность исследования об использовании цифровых образовательных ресурсов для формирования речевой компетенции обучающихся лингвистических направлений обусловлена рядом причин:
1. Технологический прогресс: с развитием информационных
технологий и доступности цифровых инструментов возникают новые возможности для обучения, в том числе иностранным языкам. Это позволяет создавать разнообразные и интерактивные образовательные ресурсы для эффективного развития речевых навыков.
2. Потребности современного рынка труда: Владение иностранным языком становится все более важным для успешной карьеры. Развитие речевой компетенции через цифровые образовательные ресурсы может помочь студентам лингвистических направлений готовиться к будущим профессиональным вызовам.
3. Доступность образования: Цифровые образовательные ресурсы позволяют преодолевать географические и временные ограничения, делая обучение более доступным для различных категорий студентов, включая тех, кто изучает иностранный язык вне родного языкового контекста.
4. Индивидуализация обучения: Цифровые образовательные ресурсы могут быть адаптированы под индивидуальные потребности и темпы обучения студентов, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию речевых навыков.
Опираясь на актуальность и степень изученности вопроса, мы выделили следующие противоречия: между существующей
необходимостью в развитии речевой компетенции обучающихся лингвистических направлений на занятиях иностранного языка и недостаточной изученностью условий и механизмов реализации данного процесса с помощью цифровых образовательных ресурсов; между применением модели развития речевой компетенции с помощью цифровых образовательных ресурсов и недостаточной разработанностью процесса развития данной компетенции на лингвистических направлениях в высших учебных заведениях. Выявленные противоречия и объективные предпосылки их решения, представленные в научной литературе, подтверждают актуальность выбранной темы.
Перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом использование цифровых образовательных ресурсов поможет развивать речевую компетенцию у обучающихся лингвистических направлений на уроках иностранного языка?
Вышеизложенное помогло сформулировать тему исследования: «Использование цифровых образовательных ресурсов для развития речевой компетенции обучающихся лингвистических направлений вузов».
Объектом исследования является: процесс обучения иностранному языку в вузе с использованием цифровых образовательных технологий.
Предметом исследования является: развитие речевой компетенции студентов лингвистических направлений подготовки с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Речевая компетенция - многогранная конструкция, включающая в себя способность убедительно излагать мысли, участвовать в убедительной устной коммуникации и адаптировать коммуникативные стратегии к различным контекстам и аудиториям. Несмотря на то, что традиционно речевая компетенция формируется с помощью традиционных педагогических методов, появление цифровых образовательных ресурсов открыло новые возможности для развития речевой компетенции, предлагая инновационные пути для практики, обратной связи и развития навыков. [Черниговская, 2019].
Данное исследование продиктовано признанием уникальных вызовов и возможностей, предоставляемых российским образовательным ландшафтом, где пересечение традиций и инноваций подчеркивает необходимость тонких подходов к педагогическим реформам. В стране, известной своим богатым культурным наследием и языковым разнообразием, развитие речевой компетенции приобретает особое значение, являясь стержнем для социальной мобильности, профессионального роста и национального развития.
Основная цель данного исследования - теоретически обосновать, разработать и опытным путем проверить эффективность цифровых образовательных ресурсов в развитии речевой компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки. Изучая использование таких ресурсов в контексте различных учебных дисциплин и культурных контекстов, мы стремимся прояснить их потенциальное влияние, выявить лучшие практики и предложить эффективные стратегии интеграции. Из этого появляются следующие задачи данного исследования:
1. Проанализировать существующие цифровые образовательные ресурсы, доступные для обучения речевой компетенции.
2. Определить особенности формирования речевой компетенции у студентов лингвистических направлений.
3. Провести анализ эффективности использования цифровых образовательных ресурсов в формировании речевой компетенции.
4. Разработать методические материалы для активизации развития развитие речевой компетенции студентов лингвистических направлений подготовки с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Проведя всесторонний обзор существующей литературы, мы стремимся создать теоретическую базу, которая прояснит концептуальные основы речевой компетенции и определит роль цифровых ресурсов в ее развитии в российском образовательном контексте. Опираясь на эмпирические данные и примеры из отечественной и зарубежной практики, мы стремимся предложить практическое понимание внедрения цифровых инструментов и платформ, демонстрируя успешные инициативы и одновременно выделяя ключевые проблемы и соображения, характерные для российского контекста.
В конечном счете, данное исследование стремится внести вклад в продолжающуюся дискуссию о пересечении технологий и образования, предлагая практические рекомендации для преподавателей, политиков и заинтересованных сторон, заинтересованных в содействии целостному развитию студентов в российских вузах. Используя преобразующий потенциал цифровых образовательных ресурсов, мы стремимся наделить студентов коммуникативными навыками, необходимыми для успеваемости, профессионального успеха и гражданской активности в XXI веке....
В теоретической главе данного исследования были рассмотрены дефиниции следующих базовых понятий: говорение, диалогическая речь, особенности диалогической речи, умения и навыки диалогической речи, интеракция.
Умения и навыки диалогической речи включают:
• умение слушать и понимать собеседника, анализировать свои реакции на его высказывания;
• умение сформулировать свои мысли и выразить их в понятной и убедительной форме;
• умение задавать вопросы, уточнять информацию и умело вступать в диалог;
• умение поддерживать речевую активность, выражать свое отношение и эмоции;
• умение адаптироваться к различным речевым ситуациям и собеседникам;
• умение использовать различные стратегии коммуникации и речевые средства для достижения желаемого коммуникативного цели.
Интеракция представляет собой процесс взаимодействия между двумя или более участниками речевого общения. Она осуществляется с помощью обмена репликами и включает в себя такие элементы, как слушание, отклик, реакция, взаимодействие на невербальном уровне (мимика, жесты, интонация и т. д.). Взаимодействие в диалогической речи является важным аспектом коммуникативной деятельности, так как позволяет собеседникам активно участвовать в общении, совместно конструировать смысл и достигать взаимопонимания.
Большую роль при построении диалогического высказывания играет интеракция, которая рассматривается как взаимодействие, определенная форма совместной деятельности людей в процессе решения каких -либо 50
задач. Интеракция в процессе реализации иноязычной речевой деятельности предполагает вербальное и невербальное речевое взаимодействие партнеров по общению, в том числе в межкультурном формате [Покровская, 2021, с. 175].
Под умениями и навыками диалогической речи Мешимбаева Б.Ш. понимает такие умения и навыки собеседников, которые помогают взаимодействовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать его в соответствии с правилами речевого этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; высказываться логично, связно; правильно структурно и интонационно оформлять речь [Мешимбаева, 2009].
Щукин А.Н. выделяет несколько этапов обучения говорению на занятиях:
- презентация ситуации с помощью словесного объяснения;
• презентация диалоговой и монологической речи в звуковой и графической форме;
• усвоение языкового материала;
• усвоение способов связи предложений в речи;
• воспроизведение диалога;
• расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации [Щукин, 2006].
Согласно ФГОС ВО и примерной программе (РПД) студенты направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика» 1 курса должны уметь:
• вести устную и письменную иноязычную коммуникацию, включая фонетические, семантические, грамматические, текстуальные и прагматические особенности употребления единиц языка в различных ситуациях межличностного и профессионального общения. - владеть, диалогической речью: вести беседу, интервью, участвовать в дискуссиях в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
• уметь адекватно реализовать коммуникативное намерение, сохраняя логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и структурная завершенность, коммуникация должна соответствовать языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, речь должна быть выразительной и соблюден естественный темп говорения.
В экспериментальной работе, направленной на развитие речевой компетенции, в частности говорения, с помощью применения цифровых образовательных ресурсов и разработанных нами педагогических условий ставились и решались следующие задачи:
• разработка критериев и показателей определения уровней развития диалогических навыков у студентов направления 45.03.02 «Лингвистика»;
• определение реального состояния уровня развития диалогических навыков;
• апробация разработанной нами системы и педагогических условий и проверка влияния цифровых образовательных ресурсов на эффективность обучения;
• обобщение полученных результатов.
В контрольной группе, где использовались традиционные методы обучения, уровень развития диалогических умений и навыков остался на прежнем низком уровне. В экспериментальной группе, где разработанные задания с цифровых образовательных ресурсов, наблюдалось значительное улучшение в развитии этих умений и навыков у студентов.
Таким образом, эксперимент показал, что использование цифровых образовательных ресурсов является эффективным методом для развития навыков говорения студентов лингвистического направления. Это подтверждает необходимость внедрения данного метода в образовательный процесс для повышения качества обучения студентов.
1. Бобылева Г.А. Применение мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку [Текст]: / Г.А. Бобылева, Н.А. Бормосова, Е.Г. Афанасьева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - №10 (200). - С. 33-37.
2. Барышников, А.В. "Практическая направленность в обучении иностранному языку." Педагогика и психология, 2019.
3. Борисенко, Н.М. "Самостоятельная работа студентов как средство формирования речевой компетенции." Высшее образование в России,
2018.
4. Барышников, А.В. "Практическая направленность в обучении иностранному языку." Педагогика и психология, 2019.
5. Гузеев, В.Ю. (2017). Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам. Вестник информационных технологий, 2(6), 98-105
6. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. [Текст]: / И.А. Зимняя М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
7. Капина А.А. Возможности мобильных приложений в процессе обучения
иностранному языку [Электронный ресурс] А.А. Капина // МНКО. 2019. №6 (79). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti- mobilnyh-prilozheniy-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата
обращения: 15.04.2024)
8. Королева А. С. Виртуальная реальность как современная образовательная технология изучения иностранных языков [Текст]: / А.С. Королева // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2021). - 2021. - С. 83- 88.
9. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,
технология, методика [Текст]: / Е. Л. Мельникова.-М.: Баласс, 2015. - 272 с.
10. Мешимбаева Б.Ш. Научные и методические основы диалога [Текст]: / Б.Ш. Мешимбаева. -Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. - 162 с.
11. Ниязова, Л.Е. "Междисциплинарный подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе." Вестник Московского государственного университета, 2020.
12. Николаева, С.Ю. "Цифровые технологии в обучении иностранным языкам." Образование и наука, 2021.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N969 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2020 г. № 59448). - Режим доступа:
https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата
обращения: 18.03.2024)
14. Пак А.В. Интернет вещей в сфере образования: сущность, потенциальное
влияние и ожидания пользователей разных стран [Текст]: / А.В. Пак // European research. 2018. №1 (35). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/internet-veschey-v-sfere-obrazovaniya- suschnost-potentsialnoe-vliyanie-i-ozhidaniya-polzovateley-raznyh-stran (дата обращения: 15.04.2024)....50