Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №171577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретическое обоснование проблемы развития речевой компетенции
обучающихся основной школы с использованием аутентичных материалов на уроках иностранного языка 9
1.1. Содержание и структура иноязычной речевой компетенции 9
1.2. Понятие «аутентичные материалы»: классификации, дидактические
особенности 15
1.3. Особенности овладения речевой компетенцией на уроках иностранного
языка в основной школе 25
Выводы по главе 1 29
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевой
компетенции в процессе использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка в основной школе 32
2.1. Анализ УМК «Deutsch» серии «Wunderkinder PLUS» 8 класс (авторы:
Радченко О. А., Конго И. Ф., Хебелер Г. и др.) 32
2.2. Разработка упражнений и заданий, направленных на развитие речевой
компетенции обучающихся 8 класса с использованием аутентичных материалов в дополнение к УМК «Deutsch» серии «Wunderkinder PLUS» 8 класс (Авторы: Радченко О. А. и др.) 36
2.3. Апробация упражнений и заданий на основе аутентичных материалов с целью развития речевой компетенции обучающихся 8 класса на базе МАОУ
Гимназия №6 г. Красноярска 48
Выводы по главе 2 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение A 68
Приложение Б 71
Приложение В 73
Приложение Г 74
Приложение Д 78
Приложение Е 82
Приложение Ж 84
Приложение И 88
Приложение К 89

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме развития речевой компетенции обучающихся как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в основной школе.
Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения проблемы несоответствия между требованиями современных федеральных государственных образовательных стандартов к уровню сформированности иноязычной речевой компетенции обучающихся основной школы и недостаточным количеством разработанных средств и приемов развития данной компетенции.
Получившие развитие во второй половине XX века процессы глобализации и интернационализации актуализировали такой аспект социальной коммуникации как взаимодействия в межкультурной среде. Сформированность иноязычной коммуникативной компетенции,
необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире, сегодня выдвигается на первый план. Особый акцент делается на функциональном владении необходимыми навыками, формирующими основу для чтения, письма, аудирования, говорения, то есть на развитии речевой компетенции, так как именно она определяет корректность речевого поведение обучающихся, его сообразность коммуникативной задаче и его функциональный потенциал. Речевая компетенция в условиях постоянного расширения и углубления сфер межкультурной коммуникации стала неотъемлемой частью процесса формирования вторичной языковой личности, способной к диалогу культур. Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые, в первую очередь, обусловлены несовпадением фактического уровня владения иностранным языком обучающимися школы и вариативностью коммуникативных задач, которые им предстоит решать в рамках межкультурной коммуникации.
Обращение к текстам федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, к учебно-методическим комплектам по иностранному языку, анализ педагогической практики по формированию речевой компетенции в основной школе позволил выявить определенное противоречие. Это противоречие заключается в необходимости развития речевой компетенции у обучающихся основной школы, с одной стороны, и имеющимся при этом дефиците эффективных учебных материалов, которые бы обеспечивали данный процесс, с другой стороны.
Необходимость разрешить данное противоречие побудила нас к выбору темы выпускной квалификационной работы: «Использование аутентичных материалов для развития речевой компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка».
Объектом исследования является процесс развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся основной школы.
Предмет исследования - развитие речевой компетенции у обучающихся основной школы на уроке иностранного языка с помощью аутентичных материалов.
Цель данной работы - теоретическое обоснование, разработка и апробация упражнений и заданий на основе аутентичных материалов, направленных на развитие речевой компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
Поставленная цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и структуру иноязычной речевой компетенции, специфику ее развития в основной школе.
2. Изучить понятие «аутентичные материалы», их классификации и дидактический потенциал для развития речевой компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
3. Проанализировать критерии отбора аутентичных материалов, особенности и трудности, возникающие при работе с ними на уроках иностранного языка.
4. Разработать упражнения и задания с использованием аутентичных материалов, направленные на развитие речевой компетенции обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций», авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.), и предложить рекомендации по работе с ними.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных упражнений и заданий на базе МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска, проанализировать полученные данные и дать методические рекомендации по использованию упражнений и заданий.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные
документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в основной школе; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода в средней школе, в том числе посвященные формированию и развитию речевой компетенции И.А. Зимней [Зимняя, 2004], И.Л. Бим [Бим, 2007], С.В. Чернышова [Чернышов, 2022], О.И. Трубициной [Трубицина, 2024], Э.Г. Азимова [Азимов, 2009] и др.; по использованию аутентичных материалов в учебных целях Е.В. Носонович и Р.П. Мильруда [Носонович, Мильруд, 1999], Г.Г. Жоглиной [Жоглина, 1998], J.G. Gebhard [Gebhard, 1996] и др.; по особенностям обучения иностранным языкам в основной школе А.А. Миролюбова [Методика обучения..., 2010], В.С. Мухиной [Мухина, 2012] и др.
Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного решения проблемы развития речевой компетенции обучающихся на основе использования аутентичных материалов на уроке иностранного языка, разработке и апробации упражнений и заданий с применением аутентичных материалов, направленных на развитие речевой компетенции обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций», авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов в обучении иностранному языку в основной школе на уроке немецкого языка с целью развития речевой компетенции обучающихся.
В рамках данной работы были использованы такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовой документации в сфере образовательной деятельности, педагогическое наблюдение, анализ
педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, обобщение практического опыта.
Апробация результатов. Сбор материалов и обработка полученных данных проводилась с сентября 2023 г. по май 2024 г. Отдельные результаты исследования изложены в статье на тему «Особенности использования аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка в основной школе» в сборнике XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19 мая 2023 г. [Ломова, 2023] (см. Приложение А).
Базой для проведения исследования послужило МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в период производственной практики с 27 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 8 В класса в количестве 8 человек.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 67 страницах машинописного текста, без учета приложений.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретическое обоснование проблемы развития речевой компетенции обучающихся основной школы с использованием аутентичных материалов на уроках иностранного языка» посвящена описанию особенностей процесса развития речевой компетенции обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе; рассмотрены содержание и структура речевой компетенции обучающихся на иностранном языке, описан дидактический потенциал аутентичных материалов.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по развитию речевой компетенции в процессе использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка в основной школе» представляет анализ возможности применения аутентичных материалов при обучении иностранному языку в 8 классе, а также анализ потенциальных сложностей, связанных с применением аутентичных материалов. Глава содержит разработанные автором исследования упражнения и задания с использованием аутентичных материалов, направленные на развитие речевой компетенции обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций».
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 34 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также учебно-методический комплект, нормативные документы и используемые аутентичные материалы.
В Приложения включены материалы опытной работы, а также публикации автора по проблеме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы выявили дидактические возможности практического использования аутентичных материалов при обучении немецкому языку в основной школе. В ходе исследования предпринята попытка решить выявленное противоречие между требованиями современных образовательных стандартов к уровню сформированности речевой компетенции обучающихся основной школы и недостаточной разработанностью средств, приемов развития данной компетенции с использованием аутентичных материалов.
Теоретическую основу исследования нашей работы составил анализ нормативных документов, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам в основной школе, а также изучение методических работ по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода.
В рамках нашей работы мы рассмотрели сущность и структуру речевой компетенции; изучили понятие «аутентичные материалы» и их классификации, а также проанализировали критерии отбора, особенности и трудности, возникающие при работе с аутентичным материалом на уроках иностранного языка.
Теоретический этап нашей работы завершается изучением психо­педагогического портрета среднего школьного возраста, а также выведением вытекающих из него особенностей обучения иностранному языку на данном этапе.
Нами был предложены критерии отбора аутентичного материала, а также следующий трехступенчатый алгоритм по его дидактизации:
1. предтекстовый (преддемонтрационный) этап;
2. текстовый (демонстрационный) этап;
3. послетекстовый (последемонстрационный) этап.
На этапе опытной работы нами были разработаны упражнения и задания на основе данного алгоритма с использованием аутентичных материалов. В качестве иллюстрации методики работы с аутентичными материалами на основном этапе обучения, мы предложили комплекс уроков в рамках темы «Freundschaft» в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Wunderkinder PLUS» (Радченко О. А., Конго И. Ф., Хебелер Г. и др.) для 8 класса, разработанные на основе использования различных аутентичных материалов, таких как:
• Artikel: Merkmale und Sinn einer guten Freundschaft;
• Video: Was macht fur dich eine gute Freundschaft aus?;
• Filmausschnitt “Ponyherz ”
Упражнения и задания для каждого аутентичного материала и этапа работы были предоставлены с кратким описанием и рекомендациями для апробации.
Мониторинг процесса формирования речевой компетенции учащихся позволил констатировать положительную динамику уровней речевой компетенции учащихся. После проведенной опытно-экспериментальной работы значительно вырос уровень мотивации учащихся к овладению знаниями и умениями по изучаемому языку.
Разработка и апробация в условиях школы комплекса уроков по формированию речевой компетенции учащихся основной школы за счет использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка позволили:
1. повысить уровень речевой компетенции большинства учащихся, входящих в состав экспериментальной группы;
2. повысить уровень мотивации к овладению необходимыми знаниями и умениями в процессе изучения немецкого языка;


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Акулич Т.И. Особенности использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку // Развитие современной науки: Теоретические и прикладные аспекты. Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. С. 81-84.
3. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163.
4. Гутник Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 774-778. URL: [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/131/36559/ (дата обращения: 15.05.2022).
5. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз): дисс... канд. пед. наук. Пятигорск, 1998. 313с.
6. Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная компетентность и речевая деятельность // Иностранные языки в школе. 2014. №12. С. 7-18.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно­целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.
8. Касым Ж. Б. Authentic video materials in teaching a foreign language // Молодой ученый. 2021. С. 34-36. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16662/ (дата обращения: 15.04.2024).
9. Ломова Д. Е. Особенности использования аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка в основной школе // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики. 2023. С 281-283. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sibsau.ru/files/41217/ (дата обращения: 15.04.2024).
10. Масалова С. В. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №15.2. С. 46-48.
11. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 656 с.
13. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности текста// Иностранные языки в школе. 1999. №2. С. 11-18
14. Панферова Е.Ю. Проблематика использования аутентичных
материалов для развития иноязычной коммуникативной компетенции // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 119-122. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-ispolzovaniya-
autentichnyh-materialov-dlya-razvitiya-inoyazychnoy-kommunikativnoy- kompetentsii (дата обращения: 05.02.2022).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?rangeSize=В се (дата обращения: 12.04.2024)....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ