ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНЫМИ
ПРОЦЕССАМИ В КОММУНИКАЦИОННЫХ АГЕНТСТВАХ 6
1.1. Понятие, сущность креативных процессов в деятельности
коммуникационных агентств 6
1.2. Цель, задачи и принципы применения креативных инструментов в
деятельности коммуникационных агентств 12
1.3. Методы управления креативными процессами для достижения целей
агентства 21
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОГО АГЕНТСТВА ООО «КОТИКИ» 27
2.1. Общая характеристика коммуникационного агентства 27
2.2. Анализ применяемых креативных технологий в деятельности
агентства 42
2.3. Оценка эффективности применяемых креативных технологий в
достижении целей агентства 48
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
КРЕАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОГО АГЕНТСТВА 55
3.1. Мероприятия по развитию креативных процессов в коммуникационном
агентстве 55
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Сложность задач управления в современности быстро растет, и для их решения эффективен креативный подход. В развитых странах уже сформировалось креативное ядро, где творческие работники занимаются новаторством. Важно независимое мышление, образование и человеческий капитал. В России креативный класс составляет 13 млн. человек, но их потенциал не используется полностью. Творческие методы необходимы в бизнесе для решения нестандартных задач и адаптации к сложным ситуациям. Однако оптимальные характеристики промышленного креатива пока не определены.
Понятие «креативность» важно в современности для обозначения способности находить новые и нестандартные решения, применимые на практике. Оно перенесено из сферы рекламы в образование и корпоративное обучение. Креативность позволяет преодолеть представление о творчестве как способности только для одаренных личностей, и увидеть ее значение во всех сферах общества.
Современные организации нуждаются в сотрудниках, способных преобразовывать идеи в действия, создавать новые ценности и продукты. Они должны быть проактивными, способными выявлять проблемы и предлагать свои решения. Компании переходят от акционерной концепции к концепции стейкхолдеров, учитывая интересы всех заинтересованных сторон. Конкурентоспособность требует парадоксальных и инновационных подходов, сочетания несовместимых элементов для построения эффективных процессов, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование системы управления креативными процессами в коммуникационных агентствах (на примере ООО «Котики»).
Задачи исследования:
- Изучить понятие, сущность и креативных процессов в деятельности коммуникационных агентств;
- Рассмотреть цель, задачи и принципы применения креативных инструментов в деятельности коммуникационных агентств;
- Оценить методы управления креативными процессами для достижения целей агентства;
- Привести общую характеристику коммуникационного агентства;
- Провести анализ применяемых креативных технологий в
деятельности агентства;
- Провести оценку эффективности применяемых креативных
технологий в достижении целей агентства;
- Предложить мероприятия по развитию креативных процессов в коммуникационном агентстве;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретической базой для проведения исследования стали труды российских и зарубежных авторов-исследователей, которые посвятили труды изучению различных вопросов в области креативных процессов.
Общие положения управления креативными процессами рассмотрены в трудах следующих авторов: СФ. Барышев, Н.И. Клушина, А.Ф. Денисов, Д. В. Ермолович, Х. Осман, С. Рахман и др.
Использование креативных инструментов в маркетинговой деятельности рассмотрены следующими авторами: А.М. Салогуб, С.П. Татарова, Е. С. Коротков, Е.В Черникова, Д.А. Шевченко, Е.В Ширинкина.
Применение креативных инструментов в управлении продвижением нашло отражение в работах следующих авторов: П.Д. Долматова, В.В. Фролов, С.Ю. Пискорская, В. Микрюков, А.Д. Аксенова, Ю.В Таранова, Ш. Иброхимов, К.А. Пакулина, Л.Е. Петрова.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как метод наблюдения, сравнительный метод, метод измерения и метод абстрагирования.
Объект исследования - креативные процессы в компании ООО «Котики».
Предмет исследования - проблемы развития креативных технологий в коммуникационных агентствах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Креатив - это прикладное творчество, ограниченное корпоративными задачами. Оценивать его нужно не только по оригинальности и полноте воплощения идеи, но и с коммерческой точки зрения. Эффективность креатива оценивается по имиджу и экономике. Креативность должна придавать объекту продвижения «добавленную стоимость». Главная ценность креатива - создание концепций и идей, привлекающих внимание к социальным, культурным и экологическим проблемам. Креативная стратегия должна быть долгосрочной и гибкой, привлекая аудиторию через высокие ценности и актуальные тенденции.
Креативная деятельность на предприятии - это способность эффективно управлять интеллектуальным капиталом, совмещая навыки и знания сотрудников, потребности клиентов и культуру организации для максимизации создания стоимости.
Разработка и улучшение инструментов и методов креативного менеджмента требует понимания особенностей организационно-управленческих новаций и их отличий от технико-технологических новаций. Креативный менеджмент представляет собой систему управления творческим процессом разработки и внедрения оригинальных решений на предприятии. Цель системы креативного менеджмента - активизация креативно-инновационной деятельности для обеспечения баланса между инновационными технологиями управления и производственной системой предприятия.
Креативное управление направлено на развитие творческого потенциала личности и создание условий для синергетического эффекта в группах и взаимодействии между ними. Для формирования креативной организации необходимо учитывать личностный, групповой и организационный уровни. Креативный менеджмент эффективен там, где результат является коллективным трудом. Проблемы креативного менеджмента требуют активного решения для повышения качества управленческих решений на всех уровнях. Для успешной работы необходимо внедрять новые и более эффективные методы подготовки информации для лиц, принимающих решения.
Анализ управления креативными коммуникациями в деятельности проведен на материалах компании ООО «КОТИКИ».
ООО «Котики» — ведущая профессиональная сервисная компания, предоставляющая услуги общественного питания в Санкт-Петербурге. Петербург. Опыт компании с момента открытия первого кафе более 10 лет. ООО «Котики» включает в свою систему 2 семейных кафе по адресу: Гороховая, 13 и Владимирский, 15; 8 корпоративных магазинов для сотрудников Яндекса, Сбера и Газпромнефти; общественное питание; бар «Мишка» на Конногвардейском бульваре, 4; упакованный ланч на 3000 блюд в день; мультипищевое производство общей площадью 1800 кв.м.; собственный автопарк, со штатом водителей и грузчиков, службой поддержки клиентов и контроля качества.
Годовая выручка за весь рассматриваемый период увеличилась на 47 111 тыс. руб., или на 42,8%, c 110 190 тыс. руб. до 157 301 тыс. руб. За последний год прибыль от продаж составила 5 743 тыс. руб. За 3 последних года отмечен стремительный рост финансового результата от продаж - на 188,2%.
Внешнее окружение организации можно разделить на «дальнее» и «ближнее». Дальнее окружение представлено СТЭЭПП-факторами (социальные, технологические, экономические, экологические, политические и правовые), на которые организация имеет малое влияние. Однако они могут существенно влиять на работу организации. Понимание этих факторов позволяет организации использовать благоприятную ситуацию в свою пользу и противодействовать неблагоприятным факторам.
Для оценки эффективности рекламной кампании ресторана важно анализировать сервис, коммуникативную эффективность рекламы, финансовую рентабельность и содержание рекламы. Для этого была разработана анкета для клиентов, так как их отзывы помогают осуществить объективную оценку. Рекламная кампания ООО «Котики» оценивается по нескольким критериям, таким как контроль бюджета, привлечение внимания клиентов, постоянный контакт и финансовая рентабельность. Анализ показал рост оценки кампании, особенно в области контакта с клиентами. Однако, финансовая рентабельность была оценена ниже. Опрос также показал, что для большинства клиентов важен дизайн ресторана и уровень услуг.
Одним из ключевых элементов маркетинговой стратегии ресторанного бизнеса является PR-деятельность, направленная на установление положительного имиджа заведения и привлечение клиентов. В ресторане «Котики» используются различные PR-программы, такие как проведение конкурсов, организация праздников и приглашение артистов. Эффективность PR-акций оценивается по частоте посещений, престиже и известности заведения, а также по коммуникации с внутренней аудиторией и корпоративной лояльности.
В результате анализа рекламной деятельности было выявлено, что основной недостаток заключается в отсутствии специалиста по рекламе или рекламного отдела. Вместо этого предприятие обращается к сторонним организациям для проведения маркетинговых исследований и разработки рекламных стратегий, что неэффективно и дорого. Для решения этой проблемы предприятию целесообразно ввести штатного специалиста по рекламе и маркетингу или создать внутренний рекламный отдел. Для успешной рекламной деятельности ресторана достаточно иметь 1-2 специалистов с опытом работы в сфере рекламы и знанием информационных технологий. В их обязанности входит исследование рынка, организация рекламных кампаний и проведение акций.
Для улучшения эффективности рекламы можно использовать различные каналы, например, деловую прессу для бизнес-аудитории и развлекательную для всех остальных целей. Полное отсутствие рекламы в прессе и в интернете является одним из основных недостатков рекламной деятельности. Реклама в прессе, особенно в мужских журналах Санкт- Петербурга, подходит для имиджевой рекламы ресторана. Для более эффективной рекламы рекомендуется использовать интернет, так как он обеспечивает быстрое распространение информации без дополнительных расходов на печатную продукцию.
Для оценки потенциальных выгод от предложенных мероприятий, проведен прогноз изменения восприятия имиджа посетителями заведений ООО «Котики». Публичные отношения играют важную роль в развитии и престиже ресторана. Реклама «Котиков», их продукции и услуг размещается на специализированных сайтах интернета и в журналах позволит повысить лояльность посетителей. Компания «Котики» владеет собственным интернет- ресурсом. Они адаптируют свои маркетинговые усилия в зависимости от аудитории: деловые и информационные материалы нацелены на одних клиентов, а развлекательные — на других. Первый вид контента используется для улучшения имиджа и продвижения акций, интересных для занятых профессионалов (предложения на бизнес-ланчи и завтраки), второй — для имиджевой рекламы и информирования о новостях. Если ресторан планирует привлечение иностранных клиентов, используются публикации на английском языке. В целом, пресса эффективно передает имидж заведения, создавая образ, соответствующий его концепции. Некоторые имиджевые статьи акцентируют внимание на личности ресторатора или шеф-повара.
Реклама для пешеходов в печатных изданиях краткая, включает две-три фразы, оформленные крупным и ярким шрифтом.
Таким образом, предложенные нами мероприятия позволят компании ООО «Котики» увеличить эффективность коммуникаций с внешним окружением, что, в свою очередь, приведет к повышению потока клиентов, повышению доходов и прибыли.
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя
редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа::
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(Дата обращения: 11.05.2024).
2. Агафонова, В.В. Состояние и перспективы информационно-коммуникационных технологий в экономике и управлении компаниями / ВВ. Агафонова // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2021. - Т. 12. - № 3. - С. 102-108.
3. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком,. 1999. - 416 с.
5. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса : учебник / Э. А. Арустамов. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 228 с.
6. Барышева, С.Ф. Креативные ресурсы категории разговорности в современной интернет-коммуникации / СФ. Барышев, Н.И. Клушина // Верхневолжский филологический вестник. - 2022. - №4 (31). - С.93.
7. Веретёхин, А.В. Целеполагание и цифровые компетенции как ключевые элементы системы управления развитием компании на основе информационно-коммуникационных технологий / А.В Веретехин // Вестник университета. - 2022. - № 8. - С. 35-43.
8. Гао, Ю. Имеет ли значение креативность рекламы для ее эффективности? Метаанализ / Ю. Гао, М. Ву // Журнал рекламных исследований. - 2019. - №59 (1). - С. 15.
9. Гарг, Р. Влияние креативности рекламы в социальных сетях на намерение совершить покупку: посредническая роль отношения к рекламе / Р. Гарг, С. Гупта // Видение. - 2021. - №25 (2). - С. 159.
10. Денисов, А. Ф. Феномен креативности и особенности коммуникации с креативными сотрудниками в современных компаниях в условиях пандемии / А.Ф. Денисов // Экономика и управление. - 2022. - Т. 28. - № 4. - С. 351-358.
11. Долматова, П.Д. Креативная основа визуальной коммуникации в рекламе в социальных сетях / П.Д. Долматова, В.В. Фролов, С.Ю. Пискорская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2021. - №9. - С.106.
12. Дружинина, В.Р. Особенности применения PR-технологии в формировании имиджа компании / В.Р. Дружинина, Е.И. Карев // Вестник науки. - 2023. - №5 (62). - С.73.
13. Ермолович, Д. В. Технологии креативного менеджмента: учеб.- метод. Комплекс. Арт-менеджмент / Сост. Д. В. Ермолович. - Электрон. дан. (2,1 Мб). - Минск : Институт современных знаний имени А. М. Широкова, 2021. - 136 с.
14. Иброхимов, Ш. Креативный подход в современном маркетинге / Ш. Иброхимов // Экономика и социум. - 2023. - №12 (115)-1. - С.71.
15. Иванова, М. В. Нормы в масс-медиа: когнитивный аспект / М.В. Иванова, Н.И. Клушина // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2018. - № 2. - С. 5-12.
16. Карпова, М. К. Рекламные коммуникации как инструмент развития предприятий малого бизнеса / М. К. Карпова, К. И. Дятлова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2021. - Т. 9. - № 2 (34). - С. 156-165.
17. Комсток, Б. Вообразить будущее: Креативный подход к изменениям в бизнесе. М.: Альпина Паблишер, 2019. - С. 542
18. Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента: учебное пособие. / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. М. : Издательство Юрайт, 2020. - С. 160.
19. Кострова, Ю.Б. Подходы к оценке эффективности рекламной деятельности / Ю.Б. Кострова, Л.В. Черкашина // Вестник УМЦ. - 2022. - №1 (34). - С.217.
20. Креативная основа визуальной коммуникации [Электронный
ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kreativnaya-osnova-vizualnoy-
kommunikatsii/viewer (Дата обращения: 11.05.2024).
21. Куликова, О.М. Инновационные технологии в рекламной деятельности / О.М. Куликова, Л.Н. Никитина, Н.Е. Тропынина // Глобальный научный потенциал. - 2019. - №3 (96). - С. 143-146.
22. Клушина Н. И. Введение в интернет-стилистику / Н.И. Клушина, А.В. Николаева. Москва : Флинта, 2020. - 240 с.
23. Лазинина, Е.В. Специфика коммуникативного пространства в период становления цифрового общества / Е.В. Лазинина // Материалы Афанасьевских чтений. - 2022. - №3 (40). - С.318.
24. Макиенко, А. Р. Рекламная коммуникация в социальных сетях:
методы, особенности и перспективы / А. Р. Макиенко // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. тр. Междунар. науч.-практич. конф. (Белгород, 8-9 октября 2020 г.). - Белгород : Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, 2020. - С. 131-134.
25. Менеджмент: природа и структура организаций : [пер. с англ.] Библиотека Сбербанка. Author, Генри Минцберг. Publisher, Сбербанк, 2011. - 450с.
26. Микрюков, В. Креативные подходы в рекламе товаров и услуг во время пандемии COVID-19 / В. Микрюков, А.Д. Аксенова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2021. - №86. - С.329.
27. Осман, Х. Изучение роли креативности в повышении узнаваемости бренда и лояльности к нему / Х. Осман, С. Рахман // Журнал бренд- менеджмента. - 2021. - №28 (1). - С. 19.
28. Официальный сайт компании ООО «Котики» //
https://kotikicanteen.ru/ (Дата обращения: 11.05.2024).
29. Пакулина, К. А. Подкаст как способ продвижения креативных проектов: технология создания / К.А. Пакулина, Л.Е. Петрова. - 2023. - № 1 (5). - С. 65-74.
30. Рахимов, Р.Ф. Исторический взгляд на PR как коммуникативную технологию / Р.Ф. Рахимов // CARJIS. - 2022. - №7. - С94.
31. Ромат, Е. В. Маркетинговые коммуникации / Е. В. Ромат, Д. В. Сендеров. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 496 c.
32. Салогуб, А. М. Креативность и кризис - новые ресурсы коммерческой организации в условиях цифровой трансформации / А.М. Салогуб // Власть и управление на Востоке России. - 2022. - № 2 (99). - С. 126-137.
33. Таранова, Ю.В. Цифровые коммуникации креативных пространств с учетом новых вызовов / Ю.В Таранова // Российская школа связей с общественностью. - 2020. - №18-19. - С.83.
34. Татарова, С. П. Оценка состояния креативных индустрий и поиск инструментов по совершенствованию их функционирования / С.П. Татарова, Е. С. Коротков // Современные технологии управления. - 2023. - №4 (104). - С.94.
35. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 364 с.
формировании имиджа организации. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.evkova.org/kursovye-raboty/teoreticheskie-aspektyi-ispolzovaniya-pr-tehnologij-v-formirovanii-imidzha-organizatsii (Дата обращения: 11.05.2024).
37. Черникова, Е.В. Нестандартная (креативная) реклама как востребованный способ коммуникации / Е.В Черникова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №4-3. - С.83.
38. Шакирова, И.Р. Сущность PR в интернете как инструмента маркетинга / И.Р Шакирова // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - №6-1. - С.75.
39. Швайка, О.И. Система управления маркетинговыми технологиями продвижения в компании / О.И. Швайка // Современные технологии в науке и образовании — СТН0-2021: Сборник трудов IV Международного научно-технического форума. — Рязань: РГРТУ имени В.Ф. Уткина, 2021. - С. 66-72.
40. Шевченко, Д.А. Основы современного маркетинга / Д.А. Шевченко. - М.: Дашков, 2019. - С. 451.
41. Шевченко, Д.А. Креативные решения в маркетинге: еvent- маркетинг / Д.А. Шевченко // Практический маркетинг. - 2020. - №2 (276). - С.52.
42. Ширинкина, Е.В. Модели креативности в организации / Е.В Ширинкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2021. - №1. - С.68.
43. Шматко, А.А. Использование методов оценки удовлетворенности и лояльности клиентов / А.А Шматков, Ю.С. Афанасьева // Вестник Совета молодых ученых Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева. - 2021. - № 1 (12). - С. 55-62.
44. Owned Media: Как их использовать в маркетинге? [Электронный ресурс]. - URL: https://cmdigital.com.ua/ownedmedia (Дата обращения: 11.05.2024).