Прогностические признаки образования и рассеивания низкой облачности и тумана в аэропорту Волгоград при ветрах восточной четверти
|
Введение 3
Глава 1 Физико-географическая характеристика Волгоградской области и
района аэропорта 6
1.1 Особенности рельефа 6
1.2 Общая характеристика климата 9
Глава 2 Условия образования облаков, их классификация и строение 14
2.1 Условия образования облаков, их классификация, микрофизическое
строение 14
2.2 Количество, высота нижней границы облаков и её изменчивость 18
Глава 3 Синоптические условия образования низкой облачности в
аэропорту Волгоград 24
3.1 Классификация синоптических условий образования низкой
облачности в аэропорту Волгоград 24
3.2 Метеорологические и аэрологические особенности образования низкой
облачности 29
3.3 Условия образования низкой облачности и тумана в аэропорту
Волгоград при ветрах восточной четверти 32
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложение
Глава 1 Физико-географическая характеристика Волгоградской области и
района аэропорта 6
1.1 Особенности рельефа 6
1.2 Общая характеристика климата 9
Глава 2 Условия образования облаков, их классификация и строение 14
2.1 Условия образования облаков, их классификация, микрофизическое
строение 14
2.2 Количество, высота нижней границы облаков и её изменчивость 18
Глава 3 Синоптические условия образования низкой облачности в
аэропорту Волгоград 24
3.1 Классификация синоптических условий образования низкой
облачности в аэропорту Волгоград 24
3.2 Метеорологические и аэрологические особенности образования низкой
облачности 29
3.3 Условия образования низкой облачности и тумана в аэропорту
Волгоград при ветрах восточной четверти 32
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложение
В «житейском» понимании облака и осадки - это почти вся погода, поскольку, когда говорят о погоде, то наряду с температурой воздуха обычно имеют в виду состояние облачности (пасмурно, ясно) и связанные с ней осадки, грозы, шквалы и т.п.
Облака играют важную роль в жизни нашей планеты. Являясь продуктами конденсации водяного пара, они выполняют роль преобразователей газообразной влаги атмосферы в осадки, столь необходимые для всего живого на Земле.
Облачность и осадки оказывают большое влияние на сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство и др. Однако, наибольшее влияние они оказывают на авиацию.
Специалисты - метеорологи, летный состав, работники службы движения, занимающиеся обеспечением авиации, должны хорошо знать условия формирования облаков и особенности полетов в них.
В моей семье, где отец был пилотом гражданской авиации, а мама - синоптик с 30-летним стажем, разговоры о погодных условиях всегда велись не на уровне «обывателя», а на высокопрофессиональном языке. Особенности погодных условий в аэропорту Волгоград перешли ко мне «по наследству», я синоптик АМСГ - I Волгоград.
Безопасность полетов - актуальнейшая проблема авиации. На безопасность полетов влияют многие факторы, в том числе факторы внешней среды, состояния атмосферы, а, следовательно, и облака. Согласно мировой статистики, большая часть авиационных происшествий и предпосылок к ним обусловлена сложными метеорологическими условиями: низкими облаками, облаками вертикального развития, ливневыми осадками, грозами, шквалами и т.д. [7, с.31].
Погодные условия аэропорта Волгоград согласно статистическим данным Северо-Кавказского филиала ФГБУ «Авиметтелеком Росгидромета» занимают первое место по повторяемости сложных погодных условий в сравнении с погодными условиями аэропортов Северо-Кавказского региона. При этом максимум опасных явлений приходится на ноябрь, декабрь, январь и февраль месяцы, а в январе: повторяемость случаев с туманами, низкой облачностью увеличивается в 2-3 раза - это самый сложный по погодным показателям месяц в году. Так, количество опасных явлений в январе 2014г. в аэропорту Волгоград составил 364.
Возможность своевременно и оперативно предусмотреть образование низкой облачности и тумана с учетом местных особенностей является актуальностью исследования.
Объектом исследования стали низкая облачность и туман.
Предмет исследования - анализ особенностей возникновения и рассеивания низкой облачности и тумана в аэропорту Волгоград.
Цель работы - определение прогностических признаков образования облачности с учетом местных особенностей.
На сегодняшний день, в аэропорту Волгоград проводится реконструкция взлетно-посадочной полосы и в перспективе организация метеорологического обеспечения полетов воздушных судов по 3 категории ИКАО (International Civil Aviation Organization - Международная организация Гражданской авиации [24, с.224]). При этом проводится оптимизация технологических процессов, как при проведении метеорологических наблюдений, так и в прогностической деятельности. На АМСГ-I Волгоград применяются расчетные методики прогноза элементов и явлений погоды: Гоголевой Е.И., Лаврищева Д.Н., Петренко Н.В., но они не всегда «работают». Потребовалось найти дополнительные признаки прогнозирования с учетом местных особенностей местоположения аэродрома.
Задачами исследовательской работы стало:
- провести анализ повторяемости случаев низкой облачности и туманов при определенных синоптических ситуациях по данным наблюдений АМСГ-I Волгоград за период 2010-2014гг;
- уточнить признаки образования облачности и тумана в аэропорту Волгоград с учетом местных особенностей;
- доказать на примере случая 14 февраля 2016г., что применение уточненных прогностических признаков для прогноза образования и рассеивания низкой облачности и тумана может использоваться в оперативной работе АМСГ-I Волгоград.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Первая глава работы посвящена физико¬географическим и климатическим характеристикам Волгоградской области и района аэропорта.
Вторая глава - ознакомление с теоретическими основами условий образования облаков, их составом, микрофизическими процессами, классификацией по данным научных работ, статей и публикаций.
В третьей главе проведен статистический анализ повторяемости случаев низкой облачности и туманов при определенных синоптических ситуациях по данным наблюдений АМСГ-I Волгоград за период 2010-2014гг. Определены прогностические признаки образования и рассеивания низкой облачности, тумана при ветрах восточной четверти. Рассмотрен прогноз образования и рассеивания низкой облачности и тумана 14 февраля 2016г.
Информационной и методической базой исследования послужили данные наблюдений АМСГ-I Волгоград за 5-летний период 2010-2014гг., работы Богаткина О.Г., Зверева А.С., Баранова А.М., региональные труды Сажина А.Н., Брылева А.В., пособия по авиационной метеорологии.
Общий объем бакалаврской работы составляет 48 машинописных страниц. Содержит 9 рисунков, 5 таблиц и 3 приложения.
Облака играют важную роль в жизни нашей планеты. Являясь продуктами конденсации водяного пара, они выполняют роль преобразователей газообразной влаги атмосферы в осадки, столь необходимые для всего живого на Земле.
Облачность и осадки оказывают большое влияние на сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство и др. Однако, наибольшее влияние они оказывают на авиацию.
Специалисты - метеорологи, летный состав, работники службы движения, занимающиеся обеспечением авиации, должны хорошо знать условия формирования облаков и особенности полетов в них.
В моей семье, где отец был пилотом гражданской авиации, а мама - синоптик с 30-летним стажем, разговоры о погодных условиях всегда велись не на уровне «обывателя», а на высокопрофессиональном языке. Особенности погодных условий в аэропорту Волгоград перешли ко мне «по наследству», я синоптик АМСГ - I Волгоград.
Безопасность полетов - актуальнейшая проблема авиации. На безопасность полетов влияют многие факторы, в том числе факторы внешней среды, состояния атмосферы, а, следовательно, и облака. Согласно мировой статистики, большая часть авиационных происшествий и предпосылок к ним обусловлена сложными метеорологическими условиями: низкими облаками, облаками вертикального развития, ливневыми осадками, грозами, шквалами и т.д. [7, с.31].
Погодные условия аэропорта Волгоград согласно статистическим данным Северо-Кавказского филиала ФГБУ «Авиметтелеком Росгидромета» занимают первое место по повторяемости сложных погодных условий в сравнении с погодными условиями аэропортов Северо-Кавказского региона. При этом максимум опасных явлений приходится на ноябрь, декабрь, январь и февраль месяцы, а в январе: повторяемость случаев с туманами, низкой облачностью увеличивается в 2-3 раза - это самый сложный по погодным показателям месяц в году. Так, количество опасных явлений в январе 2014г. в аэропорту Волгоград составил 364.
Возможность своевременно и оперативно предусмотреть образование низкой облачности и тумана с учетом местных особенностей является актуальностью исследования.
Объектом исследования стали низкая облачность и туман.
Предмет исследования - анализ особенностей возникновения и рассеивания низкой облачности и тумана в аэропорту Волгоград.
Цель работы - определение прогностических признаков образования облачности с учетом местных особенностей.
На сегодняшний день, в аэропорту Волгоград проводится реконструкция взлетно-посадочной полосы и в перспективе организация метеорологического обеспечения полетов воздушных судов по 3 категории ИКАО (International Civil Aviation Organization - Международная организация Гражданской авиации [24, с.224]). При этом проводится оптимизация технологических процессов, как при проведении метеорологических наблюдений, так и в прогностической деятельности. На АМСГ-I Волгоград применяются расчетные методики прогноза элементов и явлений погоды: Гоголевой Е.И., Лаврищева Д.Н., Петренко Н.В., но они не всегда «работают». Потребовалось найти дополнительные признаки прогнозирования с учетом местных особенностей местоположения аэродрома.
Задачами исследовательской работы стало:
- провести анализ повторяемости случаев низкой облачности и туманов при определенных синоптических ситуациях по данным наблюдений АМСГ-I Волгоград за период 2010-2014гг;
- уточнить признаки образования облачности и тумана в аэропорту Волгоград с учетом местных особенностей;
- доказать на примере случая 14 февраля 2016г., что применение уточненных прогностических признаков для прогноза образования и рассеивания низкой облачности и тумана может использоваться в оперативной работе АМСГ-I Волгоград.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Первая глава работы посвящена физико¬географическим и климатическим характеристикам Волгоградской области и района аэропорта.
Вторая глава - ознакомление с теоретическими основами условий образования облаков, их составом, микрофизическими процессами, классификацией по данным научных работ, статей и публикаций.
В третьей главе проведен статистический анализ повторяемости случаев низкой облачности и туманов при определенных синоптических ситуациях по данным наблюдений АМСГ-I Волгоград за период 2010-2014гг. Определены прогностические признаки образования и рассеивания низкой облачности, тумана при ветрах восточной четверти. Рассмотрен прогноз образования и рассеивания низкой облачности и тумана 14 февраля 2016г.
Информационной и методической базой исследования послужили данные наблюдений АМСГ-I Волгоград за 5-летний период 2010-2014гг., работы Богаткина О.Г., Зверева А.С., Баранова А.М., региональные труды Сажина А.Н., Брылева А.В., пособия по авиационной метеорологии.
Общий объем бакалаврской работы составляет 48 машинописных страниц. Содержит 9 рисунков, 5 таблиц и 3 приложения.
По результатам исследовательской работы сделаны следующие выводы:
1. Основным процессом образования низкой облачности является адвекция теплого и влажного воздуха и его охлаждение над холодной подстилающей поверхностью. При этом процессе в аэропорту Волгоград облака образуются исключительно в холодную половину года (октябрь-март).
2. 59% случаев синоптических процессов, при которых образуется низкая облачность - западная и юго-западная периферия Сибирского антициклона.
3. В районе аэропорта Волгоград облачность высотой 300м и ниже в 67% случаев отмечается при ветре восточный четверти.
4. Превышение аэродрома (145м) оказывает существенное влияние на образование низкой облачности и тумана, так как дает такой же эффект, как и в случаях, когда облачность, туман и осадки образуются на наветренных склонах крупных возвышенностей и плато.
5. При ветрах восточной четверти в районе аэропорта взаимодействуют две воздушные массы с различными физическими свойствами: сухой и холодный воздух с районов Казахстана у поверхности земли, и теплый и влажный с южных морей - в пограничном слое - как основное условие образования низкой облачности и тумана.
6. Существует ряд прогностических признаков образования и рассеивания низкой облачности и тумана при ветрах восточной четверти.
7. Аэросиноптические и метеорологические погодные условия 14 и 15 февраля 2016г. позволили доказать, что применение прогностических признаков для прогноза образования и рассеивания низкой облачности и тумана в оперативной работе АМСГ-I Волгоград актуально и может быть использовано в оперативной работе.
1. Основным процессом образования низкой облачности является адвекция теплого и влажного воздуха и его охлаждение над холодной подстилающей поверхностью. При этом процессе в аэропорту Волгоград облака образуются исключительно в холодную половину года (октябрь-март).
2. 59% случаев синоптических процессов, при которых образуется низкая облачность - западная и юго-западная периферия Сибирского антициклона.
3. В районе аэропорта Волгоград облачность высотой 300м и ниже в 67% случаев отмечается при ветре восточный четверти.
4. Превышение аэродрома (145м) оказывает существенное влияние на образование низкой облачности и тумана, так как дает такой же эффект, как и в случаях, когда облачность, туман и осадки образуются на наветренных склонах крупных возвышенностей и плато.
5. При ветрах восточной четверти в районе аэропорта взаимодействуют две воздушные массы с различными физическими свойствами: сухой и холодный воздух с районов Казахстана у поверхности земли, и теплый и влажный с южных морей - в пограничном слое - как основное условие образования низкой облачности и тумана.
6. Существует ряд прогностических признаков образования и рассеивания низкой облачности и тумана при ветрах восточной четверти.
7. Аэросиноптические и метеорологические погодные условия 14 и 15 февраля 2016г. позволили доказать, что применение прогностических признаков для прогноза образования и рассеивания низкой облачности и тумана в оперативной работе АМСГ-I Волгоград актуально и может быть использовано в оперативной работе.



