Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование цифровых технологий в процессе реконструкции красочного слоя на примере иконы XIX века «Святой Георгий Победоносец»

Работа №171507

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы89
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА РЕСТАВРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Сопоставление процессов: реконструкция и реставрация 6
1.2. Реконструкция и приведение произведения в экспозиционное состояние 15
ГЛАВА 2. ВОСПОЛНЕНИЕ УТРАТ КРАСОЧНОГО СЛОЯ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1. Техническое обеспечение и формат цифровых фотодокументов 26
2.2. Программное обеспечение и инструменты фоторедактора 32
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ И КОНСЕРВАЦИОННЫХ РАБОТ НА
ИКОНЕ “СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ” 47
3.1. Исследование иконографического типа памятника 47
3.2. Использование цифровых технологий в процессе восполнения утрат красочного слоя
памятника 55
3.3. Применение методик реставрации и консервации в работе с иконой “Святой Георгий Победоносец” 64
Заключение 73
Список литературы: 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83


Одной из важнейших тенденций современной семиосферы является цифровизация, влияние которой пронизывает все сферы жизни человека [28]. Особое значение имеет интеграция технического и гуманитарного знания. В современной практике исторических исследований в области живописи используются технологии электронной реконструкции. Данный метод приобретает особую актуальность, когда объект культурного наследия утрачен полностью или частично (от времени, в результате стихийных бедствий, войн), а его восстановление не представляется возможным.
В настоящее время реставраторы применяют цифровые технологии от оцифровки произведений искусства (в том числе SD-сканировании объёмных объектов) до виртуальной реконструкции, как скульптур, так и живописи (в том числе икон и фресок). Создаются базы данных, программные и аппаратные средства облегчающие и совершенствующие методы реставрации и музейного хранения памятников культуры и искусства. Накопленная таким образом цифровая информация доступна и может быть оперативно повторно использована. Всё это сокращает сроки и стоимость реставрационных работ, что всегда является актуальным.
Достоверность воссозданного образа живописи или архитектуры находится в прямой зависимости от работы исследователя, то есть реставраторы опираются на архивные и музейные источники как на материал для исторической реконструкции модели наиболее соответствующей действительности.
Недостатками традиционных «ручных» методов подобных реконструкций является то, что кроме огромной трудоёмкости и длительности работы, памятники постоянно подвергаются механическому воздействию, что неминуемо ведёт к их дальнейшему разрушению. Компьютерные технологии позволили это предотвратить и сделать процесс реконструкции более быстрым и точным. При этом, надо иметь в виду то, что применение любой технологии, в том числе и цифровой, должно делаться с пониманием основных принципов её работы. Такое расширение возможностей позволит реставратору при реализации запланированных работ на объекте более корректно провести требуемую реконструкцию. Цифровые способы реконструкции могут служить вспомогательным инструментарием для реставраторов при уточнении алгоритма их действий.
Актуальность исследования:
Реставрация - процесс трудоемкий, а механическое воздействие на объект неизбежно ведет к его дальнейшему повреждению или утрате. В этом случае компьютерные технологии уменьшают необходимость манипулирования объектом физически и увеличивают возможность тестирования и оценки различных вариантов его реконструкции. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, точному определению характера и порядка действий относительно методов электронной реконструкции памятника. Научная новизна исследования заключается в осмыслении результатов внедрения цифровых технологий в процесс реставрации произведений живописи
Цель исследования - изучить способы применения цифровых технологий в области реставрации живописи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть реконструкцию красочного слоя как форму
реставрационного процесса
2. Изучить принципы, подходы и методы восполнения утрат
красочного слоя
3. Подобрать необходимую технику и программное обеспечение для выполнения электронной реконструкции памятника
4. Исследовать иконографический тип иконы
5. Реализовать работы по реставрации и консервации на памятнике
Объектом исследования являются технологические проблемы электронной реконструкции художественных произведений.
Предмет исследования - особенности художественной реконструкции
иконы «Святой Георгий Победоносец».
Поставленные цели и объект исследования предопределили следующую структуру работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир невозможно представить без использования цифровых технологий в любой сфере деятельности человека, и реставрация не исключение. Внедрение новых разработок позволило поднять качество и скорость выполнения реставрационных работ в разы.
Реконструкция иконы «Святой Георгий Победоносец» была проведена в соответствии с поставленными в начале работы задачами. В ходе исследования было выявлено, что реконструкция прошла длинный путь развития. Основываясь на истории её становления, становится очевидно, что наука сталкивалась с силой традиции и привычек, порицанием научного общества, но в итоге сформировалась как точная система знаний и действий, и сейчас реконструкция используется повсеместно.
Изучение принципов, подходов и методов восполнения утрат красочного слоя позволило выявить следующее: цель тонирования - реконструкция утраченной детали изображения, без которой произведение не может восприниматься эстетически. Восполнение утрат авторского красочного слоя произведения темперной живописи необходимо для того, чтобы выявить первоначальное живописное решение памятника искусства и культуры. Тонирование производится специалистом путём ослабления цветовой активности обнажённого авторского и реставрационного грунта посредством акварельных красок, так как они являются обратимыми, что очень важно при реставрации.
В процессе исследования была подобрана техника, необходимая для проведения электронной реконструкции иконы, описаны модели фотокамер, характеристики компьютерного и программное обеспечения. В результате проведенного обзора также были выявлены общие требования к фотографированию произведений живописи. Подобран графический редактор (Adobe Photoshop), инструментарий которого позволяют выполнять абсолютно любую работу над фотодокументом.
Иконографическое исследование помогло определить, что в данной иконографии Святой Г еоргий Победоносец представлен в виде воина, сидящего верхом на белом коне и поражающего копьем дракона. Согласно преданию, юноша спас царевну от гибели и избавил жителей деревни от злых сил, воплощённых в образе змея. Благодаря своим подвигам Георгий-змееборец для христиан является образцом настоящего мужества и стойкости ещё со времён древности...


1. В постановлениях церковного собора, состоявшегося в 1551 году в Москве. См.: Стоглав. СПб., изд. Д. Е. Кожанчикова, 1863, с. 95 (глава 27).
2. Условия для постановки реставрационного дела в Эрмитаже. ОР ГТГ. Ф.44.Ед.хр. 1545. Л. 2
3. Хартия, принятая вторым международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Венеция, 25 -31 мая 1964 года
4. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. — [Одесса : Хромолитография Е. И. Фесенко, ценз. 1894]. — [120] л. ил.
5. Анисимов А. Раскрытие памятников древнерусской живописи. — «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском универ ситете», т. XXX, вып. 3. Казань, 1920, с. 267-280. 359
6. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерность и противоречия. М.2003-3003
7. Бобров Ю.Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминалогии//Художественное наследие-1990. Вып.13
8. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства : закономерности и противоречия М.2003
9. БУРМАКИН А. П. Технико-технологическое исследование иконы "Максим Исповедник с деянием". // Памятники русского искусства: исследования и Реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 55-58.
10. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. — М.: Искусство, 1986. С 12-13. 384
11. Гагман Н. А. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи. с. 107.
12. Гагман Н. А. Фотографирование произведений искусства, 1975.
13. Горин Н.П. Очерк по истории реставрации музейных коллекции в Советском Союзе. 1975, Вып.30
14. Грабарь, Игорь Эммануилович. О древнерусском искусстве [Текст]: Исследования, реставрация и охрана памятников / [Предисл. О. Подобедовой, с. 5-26]; Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - Москва : Наука, 1966. - с. 163. 387
15. Грабарь И. Э. В поисках древнерусской живописи // ИГОРЬ ЭМАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ. О ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ. - М.: "Наука", 1966. - С. 29-33...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ