ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты коммуникационного процесса 6
1.1 Понятие и сущность коммуникационного процесса 6
1.2 Виды коммуникационных моделей 9
1.3 Понятие и виды коммуникационных барьеров 19
2 Разработка коммуникационной модели для организационной сферы культуры и досуга 23
2.1 Анализ деятельности, структуры и целевой аудитории МБУ ГО «Досуг» 23
2.2 Анализ коммуникационной модели и каналов распространения
информации МБУ ГО «Досуг» 28
2.3 Слабые стороны коммуникационной модели МБУ ГО «Досуг» 42
3 Совершенствование коммуникационной модели МБУ ГО «Досуг» 45
3.1 Мероприятия по улучшению коммуникационной модели 45
3.2 Ожидаемый эффект от применения предложенных мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень услуг, предоставляемых МБУ ГО «Досуг»..61 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура МБУ ГО «Досуг» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В Наружная реклама МБУ ГО «Досуг» - афиши 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Информационная карточка МБУ ГО «Досуг» в приложении Госуслуги Культура 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример афиши мероприятий в МБУ ГО «Досуг» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Опрос 69
В двадцать первом веке организации культурно-досуговой деятельности находятся на пике популярности. Эта сфера стремительно развивается, так как человек постоянно находится в поиске путей удовлетворения своих потребностей. Постоянный поиск выматывает и возникает вопрос, восстановления сил. Вот тут и приходят на помощь учреждения культуры и досуга. Но для того, чтобы взаимодействие между обществом и этими учреждениями было эффективным, важно правильно выстроить коммуникационный процесс.
Ни один день в современном мире не может обойтись без коммуникации. Коммуникационный процесс является неотъемлемой частью развития и функционирования всех социальных систем в обществе. Чтобы добиться максимальной эффективности от этого процесса, важно грамотно выстроить его. В этом нам и помогаю коммуникационные модели. Коммуникационная модель позволяет увидеть нам взаимосвязь между коммуникатором, каналами распро странения информации и коммуникантом.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире организации сферы культуры и досуга стали незаменимой частью жизни общества. Но для того, чтобы непрерывно поддерживать эффективную связь с социумом организациям приходиться грамотно разрабатывать свои коммуникационные модели, для того чтобы добиться нужного эффекта от коммуникации и добиться поставленных целей.
Объект исследования - коммуникационная модель.
Предмет исследования - коммуникационная модель в организационной сфере культуры и досуга.
Гипотеза исследования: разработка эффективной коммуникационной модели для организационной сферы культуры и досуга в организации позволит повысить эффективность взаимодействия с ее целевой аудиторией.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка коммуникационной модели для организационной сферы культуры и досуга учреждения МБУ ГО «Досуг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить теоретические аспекты коммуникационного процесса
2. проанализировать коммуникационную модель МБУ ГО «Досуг»
3. разработать комплекс мероприятий по улучшению коммуникационной модели МБУ ГО «Досуг»
Методы исследования: анализ научной литературы отечественных ученых в области теории коммуникации, маркетинга, рекламы и связи с общественностью; изучение коммуникационных моделей, каналов распространения информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы ВКР, определены объект и предмет, цели и задачи работы, а также методы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты коммуникационного процесса, раскрыты такие понятия как: коммуникация, коммуникационный процесс, коммуникационная модель, коммуникационные барьеры. Вторая глава содержит практическое исследование: деятельности, структуры и коммуникационной модели МБУ ГО «Досуг». А также анализ слабых сторон коммуникационной модели организации и предложения по их устранению. В третьей главе описаны предложения по улучшению коммуникационной модели ГО «Досуг». Проанализировав слабые стороны в коммуникационной модели МБУ ГО «Досуг», проведя анализ деятельности, структуры, коммуникационных сообщений и каналов распространения организации. Была определена используемая коммуникационная модель и выявлены ее слабые стороны. В соответствии с главной целью работы, решением ликвидации слабых сторон коммуникативного процесса МБУ ГО «Досуг» со своей аудиторией были предложены мероприятия по улучшению коммуникационной модели. предложены мероприятия, внедрение которых может благоприятно повлиять на работу организации, а именно улучшить эффективность коммуникационного процесса между учреждением и его целевой аудиторией. Сделать передачу информации более точной и снизить появление коммуникационных шумов.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что разработка коммуникационной модели играет важную роль в организационной сфере культуры и досуга. Важно правильно выбрать коммуникационную модель и каналы распространения информации. В ходе изучения литературы было выявлено, что эффективная работа организации напрямую связана с ее подходом к своей целевой аудитории. Чем лучше компания знает своих потребителей, тем более точно сможет на них воздействовать, подобрав правильные инструменты и каналы. Был проведен анализ деятельности, структуры, коммуникационных сообщений и каналов распространения МБУ ГО «Досуг». Была определена используемая коммуникационная модель учреждения и выявлены ее слабые стороны. Слабые стороны используемой коммуникационной модели заключались в:
1. использовании неэффективной коммуникационной модели (линейная модель Лассуэла)
2. непрофессиональном тексте рекламных сообщений передаваемых в процессе коммуникации;
3. неэффективном использовании каналов распространения информации;
4. скудном информационном наполнение каналов распространения (соцсети и официального сайта);
5. неисправной работе сайта;
В соответствии с главной целью работы, решением ликвидации слабых сторон коммуникативного процесса МБУ ГО «Досуг» со своей аудиторией были предложены мероприятия по улучшению коммуникационной модели, такие как:
1. разработана альтернативная коммуникационная модель, построенная на циркулирующей модели Осгуда-Шрамма. При разработке новой коммуникационной модели были учтены и проработаны все слабые стороны предыдущей, предложены новые каналы распространения информации, а также выделены критерии оценки эффективности;
2. предложение о найме в учреждение копирайтера и системного администратора;
3. предложены новые каналы распространения и проработаны слабые стороны уже используемых каналов;
4. предложены варианты информационного наполнения (контента) для группы учреждения ВКонтакте и для сайта;
Таким образом, внедрение разработанной коммуникационно модели, позволит повысить качество и эффективность коммуникационного процесса между МБУ ГО «Досуг» и его аудиторией, что в свою очередь посособстует удержанию имеющейся целевой аудитории и привлечению новой, вследствие чего увеличению прибыли учреждения. На основании проведенного анализа вышеизложенных предложений по разработке эффективной коммуникационной модели для организационной сферы культуры и досуга, можно сделать вывод, что в ходе написания работы все поставленные задачи и цели были достигнуты.
1. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в последней редакции (от 30.12.2021) N 149-ФЗ // Официальный сайт «КонсультантПлюс».
2. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» в последней редакции (от 19.12.2022) N 7-ФЗ // Официальный сайт «КонсультантПлюс».
3. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л.Н. Федотова; М.: Научный мир, 2018-214 c.
4. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие для студентов бакалавриата гуманитарных направлений / А.Э. Гатина; Бишкек: Изд-во КРСУ, 2017 - 104 с.
5. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко; Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»,2014 - 134 с.
6. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / А.Я. Большунов, Н.И. Киселева [и другие]; под редакцией доцента Л.И. Чернышовой; М.:
Финансовый университет, Департамент социологии, 2018 - 338 с.
7. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В.
Баранов, Б.В. Сазонов; М.: МНИИПУ, 2020 - 288 c.
8. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К°», 2011 - 324 с.
9. Концепты русской культуры в массовой коммуникации. / Л.К.
Муллагалиева; М.: Ладомир, 2017. - 255 с.
10. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие / А.А. Сафина, Э.Г Никифорова, А.Э. Устинов; Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015 - 104 с.
11. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: учебно-методическое пособие / Н.Г. Воскресенская, Е.Г. Фирулина; Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014 - 66 с.
12. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. / Е.А. Корнилов; М.: Флинта, 2013 - 256 c.
13. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. / С.Г. Коленько; М.: Юрайт, 2016 - 370 c.
14. Менеджмент в сфере культуры и искусства. / Т.В. Косцов; М.: ИНФРАМ, 2017 - 365 c.
15. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / А.В. Куликова; Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2016 - 62 с.
... всего 32 источника