Особенности профессиональной подготовки студентов училища Олимпийского резерва
|
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к обучению в системе среднего
физкультурного образования
7-30
1.1. Обзор литературы 7
Взгляды на эффективность обучения в системе специального
среднего и высшего физкультурного образования
10
Проблемы освоения технико-тактических действий борца на учебнотренировочных занятиях по избранному виду спорта
13
Методика использование специальных вспомогательных техникотактических действий в вольной борьбе
15
Взаимосвязь между спортивной техникой и физическим развитием
борца
19
Формирование и совершенствование технического мастерства борца 21
Структура тактической подготовленности в вольной борьбе 25
Глава 2. Методы и организация исследования 31
Методы исследования 31
Организация исследования 35
Глава 3. Научно-методическое обоснование профессиональной
подготовки студентов училища Олимпийского резерва и результаты
исследования
38-61
Обоснование взаимосвязи личностных особенностей и
профессиональной деятельности судей по волейболу
38
Результаты исследования 43
Оценка степени воздействия физических способностей на показатели технико-тактических действий борцов вольного стиля
52
Выводы 62
Список используемой литературы 64
Приложение
Глава 1. Современные подходы к обучению в системе среднего
физкультурного образования
7-30
1.1. Обзор литературы 7
Взгляды на эффективность обучения в системе специального
среднего и высшего физкультурного образования
10
Проблемы освоения технико-тактических действий борца на учебнотренировочных занятиях по избранному виду спорта
13
Методика использование специальных вспомогательных техникотактических действий в вольной борьбе
15
Взаимосвязь между спортивной техникой и физическим развитием
борца
19
Формирование и совершенствование технического мастерства борца 21
Структура тактической подготовленности в вольной борьбе 25
Глава 2. Методы и организация исследования 31
Методы исследования 31
Организация исследования 35
Глава 3. Научно-методическое обоснование профессиональной
подготовки студентов училища Олимпийского резерва и результаты
исследования
38-61
Обоснование взаимосвязи личностных особенностей и
профессиональной деятельности судей по волейболу
38
Результаты исследования 43
Оценка степени воздействия физических способностей на показатели технико-тактических действий борцов вольного стиля
52
Выводы 62
Список используемой литературы 64
Приложение
Актуальность. Наличие проблемы в любой отрасли научных знаний,
прежде всего, характеризуется расхождением между желаемыми
показателями признака и его реальным состоянием. Исходя из этого, о
наличии проблемы подготовки квалифицированных специалистов в системе
среднего специального физкультурного образования, каковым является
училище олимпийского резерва, можно судить по степени соответствия
результатов профессиональной деятельности уровню социальных
нормативных требований.
В исследованиях последних лет, подтверждаемых данными нашего
анкетирования и наблюдений, указывается на явное несоответствие
фиксируемых показателей их необходимому социально-нормативному
уровню. Так, например, утверждается, что от 5 до 20% специалистов не
соответствуют среднему уровню профессиональной деятельности, а 35-55%
соответствуют не в полной мере.
Данный факт, прежде всего, говорит о наличии проблемы подготовки
квалифицированных профессиональных кадров, а во-вторых, указывает на
недостаточность качественного, содержательного обеспечения учебного
процесса требованиям сегодняшнего дня в деле подготовки специалистов по
спорту в системе училищ олимпийского резерва.
Разрешение проблемы, очевидно, заключается в выявлении негативных
сторон, существенно отражающихся на качественной подготовке
специалистов, разработке и представлении научно обоснованной теоретико-методической концепции, позволяющей оптимизировать функционирование
училищ в двух направлениях: качественной подготовке квалифицированных
спортсменов для сборных команд страны и квалифицированных
профессиональных тренеров по виду спорта, в данном случае – это борьба.
Спортивная борьба предъявляет достаточно высокие требования к
физической, функциональной, технико-тактической и психологической
подготовке спортсмена, а целенаправленное развитие перечисленных сторон
подготовки и качеств является залогом определенных спортивных
достижений, что в значительной степени связано со сложностью управления
подготовкой в системе многолетней спортивной тренировки. Теоретическое
и методическое обоснование оптимизации подготовки борцов в условиях
учебного процесса по специальности «физическая культура и спорт» требует
поиска наиболее информативных и значимых факторов, определяющих и
лимитирующих спортивный результат студента-спортсмена.
В имеющихся методических и научных трудах по физической,
технической, тактической, психологической, теоретической подготовке
студентов-спортсменов, обучающихся в условиях суза по специальности
«физическая культура» или «тренер по виду спорта» не в полной мере
решаются задачи сочетания спортивной подготовки с подготовкой
специалистов по избранным видам спорта, как вольная борьба.
В соответствии с вышеизложенной актуальностью, требуется более
углубленное изучение закономерностей становления спортивного мастерства
и обучения студентов-спортсменов в условиях Училища Олимпийского
резерва и подготовки кадров по специальности «тренер по виду спорта» и
«физическая культура».
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в училищах
олимпийского резерва, рассматриваемый как профессиональной подготовки
будущих тренеров по виду спорта – вольная борьба.
Предмет исследования. Построение, методика, содержание и
обеспечение учебного процесса по циклу дисциплин избранного вида спорта.
Цель исследования. Выявить особенности профессиональной
подготовки учащихся в системе училищ олимпийского резерва,
специализирующихся по вольной борьбе.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость рационализации учебно-тренировочного
процесса по вольной борьбе студентов училища Олимпийского резерва.
2. Оценить взаимосвязь между физической и технико-тактической
подготовленностью борцов, научно обосновать информативность этих
критериев в плане коррекции тренировочного процесса по избранному виду
спорта – вольная борьба.
3. Обосновать эффективность предложенной методики проведения
занятий по избранному виду спорта – вольная борьба.
Гипотеза. Предполагалось, что сложившиеся в теории и методике
педагогики общие подходы подготовки специалистов дают основания для
определения ориентиров в разработке методики построения по избранным
видам спорта, как вольная борьба, а также содержательного обеспечения
учебного процесса с учетом специфических условий училищ олимпийского
резерва должны быть конкретизированы к предмету виду спорта.
Научная новизна исследования. Впервые проведен анализ учебной и
спортивной деятельности учащихся УОР Республики Тыва: уточнены
представления об их занятости в общем режиме дня; спортивной
деятельности, в связи с выездами на сборы и соревнования по вольной
борьбе; учебной деятельности по приобретению профессиональных знаний,
умений и навыков. Выявлены состояние учебного процесса при традиционной форме его организации и методике обучения. Определены пути
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Теоретико - методологические основы исследования. В дипломном
исследовании, мы, попытались раскрыть основные подходы к
совершенствовании и оптимизации учебно-воспитательного и
тренировочного процессов в профессиональной подготовке тренеров по
вольной борьбе в условиях вуза с внедрением современных технологий в
процесс обучения и воспитания.
В теории спорта и физической культуры: [Л.П. Матвеев, 1991; В.Ф.
Бойко, 1981; Г.В. Данько, 1998; А.К. Кульназаров, 2004; М.Н. Щепетюк, 2004
и др.], общефилософские принципы научного подхода, о системных
взаимосвязях процессов и явлений, всесторонности анализа с опорой на факт
как основу знаний; по теории и практике борьбы: Х.К. Курбанов,
Р.А.Пилоян, 1985; А.А.Новиков, 2000; А. О. Акопян, 2003; Н.М. Гапковский,
А.О.Акопян, 2003; Н.П. Хохлов, 2000, 2002; П.Ю. Галкин, 2002;
В.И.Плотников, А.А.Новиков, Н.А.Керимов, 1998-2004 Г.С. Туманян, 2006,
А.И.Завьялов и др.
Практическая значимость. Результаты выполненной работы имеют в
большей части непосредственное прикладное значение для теоретикопрофессиональной подготовки учащихся в училищах олимпийского резерва,
специализирующихся по вольной борьбе. На основе анализа выявлена и
предложена система индивидуально-направленного обучения при различных
формах организации учебного процесса с учетом условий спортивной
деятельности учащихся и их занятости в общем режиме дня.
Студенты факультета «Физическая культура и спорт» и учащиеся
Олимпийского резерва и педагогического колледжа специальности
«Физическая культура и тренер по виду спорта» могут использовать для
подготовки к предметам по единоборству и к реферативным, курсовым и
дипломным работам.
прежде всего, характеризуется расхождением между желаемыми
показателями признака и его реальным состоянием. Исходя из этого, о
наличии проблемы подготовки квалифицированных специалистов в системе
среднего специального физкультурного образования, каковым является
училище олимпийского резерва, можно судить по степени соответствия
результатов профессиональной деятельности уровню социальных
нормативных требований.
В исследованиях последних лет, подтверждаемых данными нашего
анкетирования и наблюдений, указывается на явное несоответствие
фиксируемых показателей их необходимому социально-нормативному
уровню. Так, например, утверждается, что от 5 до 20% специалистов не
соответствуют среднему уровню профессиональной деятельности, а 35-55%
соответствуют не в полной мере.
Данный факт, прежде всего, говорит о наличии проблемы подготовки
квалифицированных профессиональных кадров, а во-вторых, указывает на
недостаточность качественного, содержательного обеспечения учебного
процесса требованиям сегодняшнего дня в деле подготовки специалистов по
спорту в системе училищ олимпийского резерва.
Разрешение проблемы, очевидно, заключается в выявлении негативных
сторон, существенно отражающихся на качественной подготовке
специалистов, разработке и представлении научно обоснованной теоретико-методической концепции, позволяющей оптимизировать функционирование
училищ в двух направлениях: качественной подготовке квалифицированных
спортсменов для сборных команд страны и квалифицированных
профессиональных тренеров по виду спорта, в данном случае – это борьба.
Спортивная борьба предъявляет достаточно высокие требования к
физической, функциональной, технико-тактической и психологической
подготовке спортсмена, а целенаправленное развитие перечисленных сторон
подготовки и качеств является залогом определенных спортивных
достижений, что в значительной степени связано со сложностью управления
подготовкой в системе многолетней спортивной тренировки. Теоретическое
и методическое обоснование оптимизации подготовки борцов в условиях
учебного процесса по специальности «физическая культура и спорт» требует
поиска наиболее информативных и значимых факторов, определяющих и
лимитирующих спортивный результат студента-спортсмена.
В имеющихся методических и научных трудах по физической,
технической, тактической, психологической, теоретической подготовке
студентов-спортсменов, обучающихся в условиях суза по специальности
«физическая культура» или «тренер по виду спорта» не в полной мере
решаются задачи сочетания спортивной подготовки с подготовкой
специалистов по избранным видам спорта, как вольная борьба.
В соответствии с вышеизложенной актуальностью, требуется более
углубленное изучение закономерностей становления спортивного мастерства
и обучения студентов-спортсменов в условиях Училища Олимпийского
резерва и подготовки кадров по специальности «тренер по виду спорта» и
«физическая культура».
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в училищах
олимпийского резерва, рассматриваемый как профессиональной подготовки
будущих тренеров по виду спорта – вольная борьба.
Предмет исследования. Построение, методика, содержание и
обеспечение учебного процесса по циклу дисциплин избранного вида спорта.
Цель исследования. Выявить особенности профессиональной
подготовки учащихся в системе училищ олимпийского резерва,
специализирующихся по вольной борьбе.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость рационализации учебно-тренировочного
процесса по вольной борьбе студентов училища Олимпийского резерва.
2. Оценить взаимосвязь между физической и технико-тактической
подготовленностью борцов, научно обосновать информативность этих
критериев в плане коррекции тренировочного процесса по избранному виду
спорта – вольная борьба.
3. Обосновать эффективность предложенной методики проведения
занятий по избранному виду спорта – вольная борьба.
Гипотеза. Предполагалось, что сложившиеся в теории и методике
педагогики общие подходы подготовки специалистов дают основания для
определения ориентиров в разработке методики построения по избранным
видам спорта, как вольная борьба, а также содержательного обеспечения
учебного процесса с учетом специфических условий училищ олимпийского
резерва должны быть конкретизированы к предмету виду спорта.
Научная новизна исследования. Впервые проведен анализ учебной и
спортивной деятельности учащихся УОР Республики Тыва: уточнены
представления об их занятости в общем режиме дня; спортивной
деятельности, в связи с выездами на сборы и соревнования по вольной
борьбе; учебной деятельности по приобретению профессиональных знаний,
умений и навыков. Выявлены состояние учебного процесса при традиционной форме его организации и методике обучения. Определены пути
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Теоретико - методологические основы исследования. В дипломном
исследовании, мы, попытались раскрыть основные подходы к
совершенствовании и оптимизации учебно-воспитательного и
тренировочного процессов в профессиональной подготовке тренеров по
вольной борьбе в условиях вуза с внедрением современных технологий в
процесс обучения и воспитания.
В теории спорта и физической культуры: [Л.П. Матвеев, 1991; В.Ф.
Бойко, 1981; Г.В. Данько, 1998; А.К. Кульназаров, 2004; М.Н. Щепетюк, 2004
и др.], общефилософские принципы научного подхода, о системных
взаимосвязях процессов и явлений, всесторонности анализа с опорой на факт
как основу знаний; по теории и практике борьбы: Х.К. Курбанов,
Р.А.Пилоян, 1985; А.А.Новиков, 2000; А. О. Акопян, 2003; Н.М. Гапковский,
А.О.Акопян, 2003; Н.П. Хохлов, 2000, 2002; П.Ю. Галкин, 2002;
В.И.Плотников, А.А.Новиков, Н.А.Керимов, 1998-2004 Г.С. Туманян, 2006,
А.И.Завьялов и др.
Практическая значимость. Результаты выполненной работы имеют в
большей части непосредственное прикладное значение для теоретикопрофессиональной подготовки учащихся в училищах олимпийского резерва,
специализирующихся по вольной борьбе. На основе анализа выявлена и
предложена система индивидуально-направленного обучения при различных
формах организации учебного процесса с учетом условий спортивной
деятельности учащихся и их занятости в общем режиме дня.
Студенты факультета «Физическая культура и спорт» и учащиеся
Олимпийского резерва и педагогического колледжа специальности
«Физическая культура и тренер по виду спорта» могут использовать для
подготовки к предметам по единоборству и к реферативным, курсовым и
дипломным работам.
Анализ литературных данных, опрос тренеров и преподавателей
училищ олимпийского резерва указывает на неоднозначное понимание задач
стоящих перед УОР, как образовательным учреждением в системе среднего
специального физкультурного образования, в деле подготовки
высококвалифицированных спортсменов и педагогических кадров (тренеров
по виду спорта). Большинство руководящих работников и тренеров (88%)
видят основное предназначение училищ олимпийского резерва в
осуществлении подготовки высококвалифициорованных спортсменов.
Абсолютное большинство преподавателей (97%), призванных вооружить
будущих тренеров по спорту специальными знаниями, умениями и
навыками, считают учебную и спортивную деятельность учащихся
равнозначными составляющими в деятельности УОР и уменьшение
значимости какой-либо из них - неправомерным.
2. В качестве эффективного подхода к обучению, призванного
исключить негативные стороны подготовки педагогических кадров в системе
УОР, можно предложить личностно-ориентированную технологию
индивидуального обучения, при различных формах организации учебного
процесса, с учѐтом занятости учащихся в учебном и спортивном видах
деятельности, использования современных TCO, ТСК и ТСИ и комплекса
учебно-методических материалов различного дидактического назначения.
Она предусматривает:
- индивидуализацию обучения при классно-урочной форме
организации учебного процесса;
- индивидуализацию обучения при специализации – выбранного вида
спорта.
3. В целях создания адаптивного учебного процесса и оптимального его
функционирования можно рекомендовать в практику деятельности училищ
олимпийского резерва хорошо зарекомендовавший себя, разработанный нами
класс многофункционального индивидуально-направленного обучения,
оборудованный средствами новых информационных технологий.
9. Для контроля за динамикой качества обучения целесообразно
пользоваться, следующими средствами:
- компьютерными программами текущего, рубежного и итогового
контроля знаний;
- программами текущего самоконтроля знаний учащихся;
- тестовыми программами для определения качественного уровня
освоения знаний;
- коэффициентами качества освоения учебного материала
училищ олимпийского резерва указывает на неоднозначное понимание задач
стоящих перед УОР, как образовательным учреждением в системе среднего
специального физкультурного образования, в деле подготовки
высококвалифицированных спортсменов и педагогических кадров (тренеров
по виду спорта). Большинство руководящих работников и тренеров (88%)
видят основное предназначение училищ олимпийского резерва в
осуществлении подготовки высококвалифициорованных спортсменов.
Абсолютное большинство преподавателей (97%), призванных вооружить
будущих тренеров по спорту специальными знаниями, умениями и
навыками, считают учебную и спортивную деятельность учащихся
равнозначными составляющими в деятельности УОР и уменьшение
значимости какой-либо из них - неправомерным.
2. В качестве эффективного подхода к обучению, призванного
исключить негативные стороны подготовки педагогических кадров в системе
УОР, можно предложить личностно-ориентированную технологию
индивидуального обучения, при различных формах организации учебного
процесса, с учѐтом занятости учащихся в учебном и спортивном видах
деятельности, использования современных TCO, ТСК и ТСИ и комплекса
учебно-методических материалов различного дидактического назначения.
Она предусматривает:
- индивидуализацию обучения при классно-урочной форме
организации учебного процесса;
- индивидуализацию обучения при специализации – выбранного вида
спорта.
3. В целях создания адаптивного учебного процесса и оптимального его
функционирования можно рекомендовать в практику деятельности училищ
олимпийского резерва хорошо зарекомендовавший себя, разработанный нами
класс многофункционального индивидуально-направленного обучения,
оборудованный средствами новых информационных технологий.
9. Для контроля за динамикой качества обучения целесообразно
пользоваться, следующими средствами:
- компьютерными программами текущего, рубежного и итогового
контроля знаний;
- программами текущего самоконтроля знаний учащихся;
- тестовыми программами для определения качественного уровня
освоения знаний;
- коэффициентами качества освоения учебного материала
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016 - Методика подготовки связующего игрока в волейболе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Применение соревновательного метода в технико-тактической подготовке баскетболистов 15-16 лет (Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4)
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Система научно-методического обеспечения подготовки паралимпийской сборной команды РФ по горным лыжам
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ КГАПОУ «ДКИОР» И МАУ «СШОР СИБИРЯК»)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН-БОКСЕРОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методики технико-тактической подготовки сборной команды СФУ по настольному теннису
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



