ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста.................................................................................................6
1.2. Дидактические игры для экологического образования детей...................9
1.3. Дикие животные как объект для экологического образования
детей.............................................................................................................................17
1.4. Использование дидактических игр для формирования представлений о
многообразии диких животных у старших дошкольников................................24
Выводы по 1 главе.....................................................................................................28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У
СТВАРШИХ
2.1. Выявление уровня формирования представлений о многообразии диких
животных у старших дошкольников......................................................................29
2.2.Работа по совершенствованию формирования представлений о
многообразии диких животных у старших дошкольников.............................. 34
2.3.Определение эффективности использования дидактических игр для
формирования представлений о многообразии диких животных у старших
дошкольников............................................................................................................41
Выводы по 2 главе.....................................................................................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 54
Актуальность темы исследования. Дидактическая игра представляет
собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и
игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения,
и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка.
Через дидактические игры у дошкольников формируются
нравственные представления о бережном отношении к окружающим их
предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и
отрицательных качествах личности.
Дидактическая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного
возраста. По мнению многих исследователей, основные предпосылки для
перехода к учебной деятельности формируются в рамках дидактической
игры. Дидактическая игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так
называемой дошкольной игры продолжается в начальной школе и таким
образом дидактическая игра составляет основу преемственности методов
обучения в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной
школе. Именно по уровню развития игровых действий ребенка можно
определить его готовность к школьному обучению [31,144].
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые
знания. Многофункциональная роль дидактической игры обязывает
воспитателей дошкольных учреждений постоянно совершенствовать
содержание и технологию. Исходя из этого, можно констатировать, что
выбранная тема является актуальной и в настоящее время, и существует
следующая проблема, касающаяся нашей темы: условие, содержание и
методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного
возраста, наиболее эффективно, благоприятствующие на экологическое
воспитание дошкольников.
Цель исследования: изучить роль использования формирования
представлений о многообразии диких животных у старших дошкольников
Область исследования: теория и методика экологического
образования детей
Объект исследования: методы экологического образования детей
дошкольного возраста
Предмет исследования: дидактические игры для формирования
представлений о многообразии диких животных старших дошкольников.
Гипотеза: Если целенаправленно использовать дидактические игры на
непосредственной образовательной деятельности, то можно достичь
успешного формирования представлений о многообразии диких животных у
детей старшего дошкольного возраста
Задачи данной работы:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования;
— выявить уровень формирования представлений о многообразии диких
животных у старших дошкольников;
— разработать непосредственные образовательные деятельности с
использованием дидактических игр, направленных на формирования
представлений о многообразии диких животных у детей старшего
дошкольников и апробировать в условиях сельского детского сада;.
— определить эффективность дидактической игры для формирования
представлений о многообразии диких животных у детей старших
дошкольников.
Теоретическая практическая значимость. Много функциональная
роль дидактических игр в настоящей работе раскрыта на примере
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с дикими животными.
Работа может быть использована студентами во время педагогической
практики, а также при написании курсовой и выпускной квалификационной
работы.
Основные методы, используемые в настоящем исследовании: анализ
литературы; наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая
обработка; обобщение.
Организация исследования: экспериментальной базой исследования
является МДОО детский сад «Малыш» с.Кызыл-Арыг муниципального
района «Тандинский кожуун».
Методическую основу исследования составили работы по теории и
методике экологического образования детей по комплексной программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (2014.), парциальной
программе и исследованиям С.Н.Николаевой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую,
методическую литературу мы выявили, что использование дидактических
игр для формирования представлений о многообразии диких животных у
старших дошкольников играет огромную роль в жизни ребенка, а также в
формировании системы знаний детей о животных. Дидактическая игра
является одним из компонентов учебно-воспитательного процесса в
дошкольных образовательных учреждениях.
Дидактическая игра, являясь важным педагогическим условием
развития детей, играет огромную роль в ознакомлении детей с дикими
животными, систематизации знаний детей о животном мире.
На занятиях с детьми применяются самые различные дидактические
игры, которые имеют свои особенности. Это игры с предметами, настольнопечатные игры и словесные игры. Перечисленные виды дидактических игр
дополняют друг друга, но имеют разные функции. Например, словесные
игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире,
систематизируют знания; игры с предметами - мыслительные операции и т.д.
мы на опытных занятиях использовали эти игры.
Целью нашего исследования являлось изучение многообразий диких
животных у старших дошкольников.
Результаты констатирующего эксперимента нашего исследования
привели нас к выводу о том, что уровень знаний о многообразии диких
животных не у всех детей старшего дошкольного возраста соответствовал
требованиям программы.
Для того чтобы повысить уровень знаний о многообразии диких
животных у детей мы провели формирующий эксперимент. Для проведения
формирующего эксперимента мы подобрали дидактические игры для
опытных занятий по ознакомлению с многообразием диких животных.
Чтобы выявить влияние опытных занятий на формирование
представлений о многообразии диких животных у старших дошкольников
мы провели контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент показал,
что уровень знаний детей о многообразии диких животных повысился.
Таким образом, сравнение данных констатирующего и
контрольного экспериментов привели нас к выводу, что целенаправленное
применение дидактических игр о многообразии диких животных является
важным педагогическим условием для успешного формирования знаний о
диких животных у детей старшего дошкольного возраста.
Алешина, Н.В. Ознакомление Дошкольников с окружающим и
социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2004
2. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе
детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,
2007,- 666с.
3. Букатов, В.М. Хрестоматия игровых приемов обучения [Текст] / В.М.
Букатов, А.П. Ершова. - М., 2002.
4. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве
[Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
[Текст] / В.В Гербова. - М., 1984.
6. Глебова, Г. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]/ Г.
Глебова // Башкы. - 2002. - №2. - С. 61. .
7. Гончарова, Г.С. Развитие творческих способностей детей раннего
возраста средствами экспериментальной деятельности [Текст] / Г.С.
Гончарова // Дошкольная педагогика. - 2008. №7 (48).- С.27-29.
8. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию:
[Текст] / Л.Г. Горькова., А.В. Кочергина., Л.А. Обухова. Средняя,
старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2011. - 240с.
9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа
и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика- Синтез,
2008.-128с.
Ю.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и
подростков [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова,
Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М: Педагогическое
общество России, 2000. - 63 с.
11 .Детский садик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// kindergarten. narod.ru.
.Куцакова, JI.B. Занятия по конструированию из строительного материала
в старшей группе детского сада [Текст] / Л.В.Куцакова. - М.: МозаикаСинтез, 2009.
25.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома
[Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
26.Козлова, С. А. Я человек [Текст]: программа приобщения ребенка к
социальному миру / С.А. Козлова. - М., 2002.
27.Кондратьева, Н.Н. Мы [Текст]: Программа экологического образования
детей / Н.Н. Кондратьева, и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. -240с.
28.Комарова, Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников
[Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М. Педагогическое общество
России, 2005.
29. Лаптева, Н.В. «Психолого-педа
образовании» [Текст] / Н.В. Лаптева. - Ярославль, 2001.
30.Листок на ладони [Текст]: методическое пособие по проведению
экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания
дошкольников / под ред. Л.М. Маневцовой. - СПб.: « Детство - Пресс»,
2005.-112 с.
31. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников [Текст]:
учебно-методическое пособие /И.А. Лыкова. - М.: ИД Карапуз: ТЦ
Сфера, 2009.- 144с.
32. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания
дошкольников [Текст]: учеб.пособие для пед. училищ / Л.А.Каменова,
Н.Н, Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Тереньева; под ред.
Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 319.
33.Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому
воспитанию [Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и
учителей нач.шк / Л.П. Молодова. - М.: ООО «Соврменная школа»,
2005.-512с.
5134.Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического
воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез»,
2002.-128с.
35.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей
[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева.
- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
36.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей
[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.Н. Николаева.
- М: Издательский центр «Академия», 2002.-336с.
37.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду
[Электронный ресурс]: книга для воспитателей дет.сада / С.Н. Николаева
- М: Просвещение, 2002.- 208.с. - Режим доступа: http://www.prosv.ru
38.Николаева, С.Н. Эколог в детском саду [Текст]: программа повышения
квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. - М.: ТЦ
«Сфера», 2003.-120 с. •
39.0т рождения до школы. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Василевой.- 2-у изд. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
40.Петров, В.М. Зимние праздники, игры и забавы [Текст] / В.М. Петров,
F.H. Гришина, JI.Д. Короткова. - М., Творческий центр «Сфера», 2000.
41.Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] /
Т.И. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2004.
42.Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ [Текст] /
Обоснование предшкольного образования // Дошкольное образование. -
2005. № 3.
43.Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А.
Рыжова М.: Карапуз, 2001- 432 с.
44.Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой
парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошк. Воспитание. - 2001. - № 7. - С.
61-69.
5245.Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в
Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное
воспитание. 2001, № 6,- С. 18-20.
46.Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]:
методическое пособие / С.Д. Сажина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.
47.Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте
[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.
Серебрякова. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,
2008.-208с.
48.Скоролупова, О.А Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы дошкольного образования [Текст] /О.А
Скоролупова // Дошкольное образование, 2011.- №1 - С.5-11.
49.Скоролупова,О.А. Введение ФГОС дошкольного образование:
Разработка образовательной программы ДОУ [Текст]/
О.А.Скоролупова.-М.: Издательство «Скриптврий 2003», 2014,- 172с.
50.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология
развития человека [Текст]: учебного пособия для вузов / В.И.
Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.
51.Смирнова, Е.О., Тропинка в природу. Экологическое образование в
детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Е.О. Смирнова,
Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 208 с.
52.Смирнова, Е.О. Оглянемся на собственный опыт [Текст] / Е.О. Смирнова
// Дошкольное образование. - 2005. № 5.
53.Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников
[Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. -
С. 21-25.
54.Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]:
программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. - 2-ое
изд.., - М.: Мозаика-Синтез, 2006,-104с.
5355.Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в старей группе детского сада [Текст] /
О.А Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
56.Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: МозаикаСинтез, 2005.
57.Уолтерз, М. Животные [Текст]: Большая детская энциклопедия /
М.Уолтерз, Дж. Джонсон; пер с англ. Т.Н. Петриной. - М.: ACT:
Астрель, 2008,- 256с.
58.Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми старшего дошкольного
возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н.
Теплюк. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
59.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №
27Э-ФЗ [Электронный ресурс] : режим доступа:
http://www.zakonrf.mfo/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
60.Федина, Н. О примерной основной образовательной программе «Успех»
дошкольного образования [Текст] / Н. Федина // Дошкольное
образование. -2011 .-№