ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ 5
§ 1. История уголовной ответственности за контрабанду 5
§ 2. Контрабанда как угроза экономической и общественной безопасности 10
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ 15
§ 2.1. Объективные и субъективные признаки контрабанды 15
§ 2.2. Проблемы квалификации контрабанды 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Актуальность. Контрабанда как вид преступления международного характера является известной уже давно. В последнее время она стала чрезвычайно распространенной, для чего есть много объяснений: упрощение процедуры перемещения через границы государств, расширение международных связей, мировая интеграция, ликвидация государственной монополии во внешней торговле и другие.
Контрабанда посягает на порядок в сфере внешней торговли, наносит ущерб поступательному развитию экономических отношений между государствами, международной торговле, что, в свою очередь, существенно нарушает государственный и экономический суверенитет определенных стран.
Актуальность исследования заключается в том, что контрабанда
наносит вред всем сферам государственной деятельности: политической, экономической и социальной. Этот вред проявляется в ухудшении отношений со странами, через которые или из которых поступает контрабандный товар, в потерях государственного бюджета, недополучении налоговых платежей, ухудшении криминальной обстановки.
Кроме того, контрабанда делает более дорогостоящую продукцию добросовестных участников рынка менее конкурентоспособной. Именно потому борьба с контрабандой на уровне государства, а именно законодательное регулирование незаконного ввоза/вывоза продукции, имеет очень большое значение для здоровых рыночных отношений и, конечно, для здоровья и безопасности граждан.
Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование уголовно-правовой характеристики контрабанды и проблем применения ст. УК РФ.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю развития уголовной ответственности за контрабанду;
- изучить контрабанду как угрозу экономической и общественной безопасности;
- исследовать объективные и субъективные признаки контрабанды;
- проанализировать проблемы квалификации контрабанды.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации уголовной ответственности за контрабанду.
Предмет курсовой работы составляют правовые нормы российского законодательства, регулирующие реализацию уголовной ответственности за контрабанду.
Теоретической основой курсовой работы являются труды российских правоведов, которые посвящены уголовно-правовой характеристике контрабанды. Данные вопросы рассматриваются в работах Е.А. Азаренковой, В.Н. Галузо, Ю.А. Гудкова, Д.О. Колтуновой, А.К. Кучерявенко, К.И. Мараковой, И.В. Розумань и др.
Методологической основой курсовой работы выступили общие методы познания, такие как: дедукция и индукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, такие как: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Структура курсовой работы отражает логику и последовательность проведенного исследования. Цели и задачи определили структуру работы, состоящую из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Благодаря проведенному анализу этапов становления уголовной ответственности, можно заметить, что государственные органы исполнительной власти взаимодействуют между собой для защиты национальной экономики государства, а также следят за национальной безопасностью РФ. Со времен Руси отсутствовало точное понятие контрабанды, однако государством защищалась своя территория от провоза запрещенных товаров. Была установлена ответственность за контрабанду в виде штрафов, вводилась смертная казнь, заключали под стражу. В Советское время происходит большой прорыв в сфере таможенного дела. Имелась необходимость во введении законов, изменении кодексов и иных нормативных документов, данные корректировки не всегда приводили к положительному результату при становлении систематизированного государства.
На сегодня существует точное понимание о контрабанде, возможностях разделения ее по квалифицирующим признакам и назначение ответственности за несоблюдение таможенного законодательства.
Контрабанда представляет собой первостепенную проблему для национальной безопасности государства. Контрабанда выступает в качестве многоаспектного преступления, так как наносит ущерб не только экономике и внешней торговле государства, а и ставит под угрозу национальную и международную безопасность.
Благодаря проведенному анализу объектов и предметов преступлений, которые связаны с незаконным перемещением товаров, необходимо заметить, что в действовавшей до 7 декабря 2011 г. ст. 188 УК РФ объединялись все виды преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров. Это объединение было построено на едином, общем для всех преступлений объекте - отношениях в сфере внешнеэкономической деятельности.
В действующей редакции УК РФ объекты и предметы преступлений, которые предусмотрены ст. 200.1 и 229.1 в целом соответствуют друг другу. Между тем, предметы преступлений, которые предусмотрены ст. 226.1 УК РФ в большей части не отвечают содержанию объекта преступления. Незаконный оборот предметов таких преступлений, вне зависимости от того является ли он внутренним или трансграничным, посягает на одну и ту же область общественных отношений. Тем не менее, действующей редакцией УК РФ преступления, которые связаны с незаконным трансграничным перемещением и преступления, которые связаны с незаконным внутренним оборотом, относятся к разным главам Особенной части, чем нарушается логика ее построения.
В качестве субъекта контрабанды выступает физическое лицо, которое достигло 16 возраста и должно быть вменяемое. Субъективная сторона преступления выражена в психическом отношении субъекта преступления к действию или бездействию и его дальнейшим последствиям в совершении преступления. Имеется две формы вины в уголовном преступлении - это умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. В делах, которые возбуждены по факту контрабанды, в качестве субъективной стороны преступления выступает прямой умысел.
Для того, чтобы исключить имеющиеся «разночтения» целесообразно внести соответствующие изменения в статьи УК РФ, которыми предусматривается уголовная ответственность за контрабанду различных видов товаров. Определение контрабанды целесообразно ввести в УК РФ с указанием всех квалифицирующих признаков незаконного перемещения товаров.
Также необходимо из ст. 226.1 УК РФ исключить контрабанду культурных ценностей и перенести в гл. 22 УК РФ в виде отдельной статьи. Особо ценные дикие животные и водные биоресурсы целесообразно перенести в гл. 26 УК РФ, поскольку именно ей предусмотрены наказания за экологические преступления.
Сильнодействующие, отравляющие и ядовитые вещества возможно включить в гл. 25 УК РФ, поскольку такие вещества, прежде всего, направлены на нанесение вреда здоровью граждан, а не против безопасности общества и государства. Все данные изменения основаны на том, что в основном ст. 226.1 УК РФ связана с контрабандой оружия.
Ответственность за контрабанду видов дикой природы, биологических ресурсов целесообразно перенести в гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ.
Также представляется целесообразным незаконный оборот сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ в качестве предметов контрабанды перенести из ст. 226.1 УК РФ в ст. 229.1 УК РФ, в гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», что корреспондирует с положениями незаконного оборота тех же самых веществ в целях сбыта, поименованных в ст. 234 УК РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) // СПС КонсультантПлюс.
3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978. С. 549 - 562.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2018.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.
7. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 07.02.2024) "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.
9. Постановление Правительства РФ от 22.03.2001 №221 (ред. от 16.03.2017) "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1272.
10. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 01.08.2023) "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 38. Ст. 513.
Учебная и научная литература
11. Азаренкова Е.А., Осипов В.А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: проблемы правоприменения // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 80-83.
12. Акбашев Р.Р., Маслов Б.В. Индивидуализация уголовной ответственности за контрабанду // Синергия Наук. 2020. № 46. С. 414-426.
13. Балтаев А.Ю., Пак К.Е., Безотецкая И.П. Контрабанда товаров как уголовное преступление // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2021. Т. 2. С. 111-115.
14. Витюк В.В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. №. 4 (101). С. 103-121.
15. Волкова К.А. Анализ деятельность таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 10-2(61). С. 156-159.
16. Галузо В.Н., Канафин Н.А. Генезис уголовной ответственности за контрабанду в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 144-148.
17. Голубев А.Ф. Контрабанда как угроза национальной безопасности // Вестник МГЭИ (on line). 2021. № 3. С. 17-22.
18. Гудков Ю.А., Горнасталева К.В., Тютина Д.Д. О совершенствовании уголовного законодательства об ответственности за контрабанду наркотиков // Инновационная экономика и общество. 2021. № 3 (33). С. 18-24.
19. Зимарева С.С., Черепанова А.А. Эволюция ответственности за контрабанду // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного дела. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 20-25.
20. Исаева М.А., Рязанов А.А. Контрабанда - реальная угроза экономической безопасности России // Эпомен. 2021. № 64. С. 242-249.
21. Кислый О.А., Лукашин М.В. Контрабанда как деструктивный фактор национальной безопасности // Эпомен. 2021. № 61. С. 138-144.
22. Колтунова Д.О. Проблемы квалификации контрабанды в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 2. С. 775-781.
23. Кузнецова Е.Ю. Контрабанда как преступление, посягающее на экономическую и общественную безопасность России // Аспирант. 2021. № 10 (67). С. 69-71.
24. Курашова М. Таможенные преступления в системе экономических преступлений // Современные традиции и инновации в науке и производстве: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. Междуреченск, 2020. С. 54-56.
25. Кучерявенко А.К., Козлова А.С. Контрабанда как фактор экономической безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5-2 (75). С. 108-111.
26. Лавринов В.В. Некоторые проблемы формирования диспозиции норм, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 1 (27). С. 41-45.
27. Лившиц А.А. Проблемы теории и практики квалификации контрабанды // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 331-336.
28. Маракова К.И. Контрабанда и ответственность за нее по российскому законодательству: практические аспекты // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 3. С. 211-222.
29. Марковский М. С., Семенова В. В. Особенности регламентации санкций за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2. С. 166-169.
30. Нижельская Д.А. Особенности квалификации контрабанды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2. С. 143-146.
31. Розумань И.В. О конструктивных признаках современных видов контрабанды в УК РФ // Научные исследования XXI века. 2020. № 3 (5). С. 177-181.
32. Сафина В.Р. Контрабанда: история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду в таможенной сфере // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 343-345.
33. Соболев В. Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления // Законность. 2020. № 7. С. 33-36.
34. Устинова Т.Д., Рубцова А.С. Развитие и состояние уголовного законодательства об ответственности за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов // Lex russica. 2021. Т. 74. № 11. С. 77–91.
35. Шахов Е.Н. К вопросу о системности законодательства о борьбе с контрабандой // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7 (96). С. 49-52.
36. Шуленкова И.В., Ворошкевич С.А. Уголовно-правовая характеристика контрабанды как опасного таможенного преступления // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. 2022. № 1 (11). С. 83-88.
Правоприменительная практика
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о контрабанде" // Российская газета. 2017. № 99.
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8 - П "По делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 4.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 года № 15 - П "По делу о проверке конституционность положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 29. Ст. 3983.
40. Приговор № 1-3-66/2019 от 09.09.2019 по делу № 1-3-66/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/7UHkpw3YrYob/?regular-txt1623617413626&snippet_pos=224#snippet (дата обращения:20.04.2025).