Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции в обучении
1.1. Сущность понятия «интеграция», виды и уровни………………...6-9
1.2. История развития интеграции в педагогике и психолого-педагогические подходы к ним…………………………………...10-11
1.3. Интеграция- современная новшество биологии……………..….13-15
Глава 2. Познавательный интерес - как ценнейший мотив учебной
деятельности.
2.1 . Определение понятия «познавательный интерес»……………….16-19
2.2. Уровни развития познавательного интереса……………………...20-21
2.3. Развитие познавательного интереса школьников как педагогическая
проблема………...………………………………………….………22-23
Глава 3. Методика проведения интегрированных уроков в
формировании познавательного интереса школьников.
3.1.Условия и организация педагогического эксперимента …………..24-26
3.2. Методика проведения интегрированных уроков по биологии в 5-х
классах……………………………………………………………………..27-31
3.3. Методика исследований. Анализ и результаты……………………32-38
Заключение…………………………………………………………………….…39
Библиография………………………………………………………………...40-41
Приложение ……………………………………………………………………...42
Актуальность:
В настоящее время актуальным остается поиск новых путей реализации
содержания образования.
В связи с этим интеграция является одной из новшеств современной
методики. Эта технология включена в школьные программы и связывает на
первый взгляд не совместимые предметы. Не является исключением и
биология. Мы считаем, что формирование личности школьников не
возможно без знания биологии, так как биология является интегрированным
предметом. Предмет биология весь пронизан метапредметными связями и
школьнику без знания основ многих областей науки, искусства, культуры, и
реальной повседневной жизни, немыслимо формирования познавательного
интереса.
Новый стандарт 21 века основан на вооружении школьников умениями
самостоятельно учиться, приобретать знания умения, навыки и
универсальные способы деятельности. Учебный процесс должен быть
организован так, чтобы обеспечить школьнику умения учиться.
Недостаточное разработка этой проблемы с одной стороны, и ее несомненное
актуальность и социальная значимость послужили основанием для выбора
темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать методику проведения
интегрированных уроков в курсе биологии в формировании познавательного
интереса учащихся.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся в
курсе биологии 5 класса в разделе «Растения»
Предмет исследования: методика формирования познавательного
интереса посредством интегрированных уроков при обучении биологии. Постановленная цель, выявленные объект и предмет исследования
позволили выдвинуть гипотезу исследования: формирования
познавательного интереса у учащихся 5 классов в процессе обучения
биологии, может быть эффективным, если:
-в содержании школьного материала при обучении биологии будут
отражены взаимопроникновение насколько это возможно основ отдельных
наук.
-расширить информацию и изменить аспекты изучения учебного
материала.
В соответствии с целью и гипотезой определили следующие задачи
исследования:
1. Изучить проблему формирования познавательного интереса в
педагогической, психологической, методической, биологической
литературе
2. Определить состояние исследуемой проблемы в условиях
современной школы республики
3. Экспериментально проверить эффективность методики проведения
интегрированных уроков в формировании познавательного интереса
учащихся в разделе «Растения»
4. Разработать методические рекомендации по проведению
интегрированных уроков в курсе биологии в разделе «Растения»
Методы исследования: изучения и анализ литературных источников
области методики, педагогики, психологии, биологии и краеведения по
исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ работы учителей
школ, педагогический эксперимент, социологический метод (опрос,
анкетирование, беседа).
Научная новизна исследования состоит в том, что: -представлено теоретическое обоснование методики использование
интегрированных уроков в формировании познавательного интереса
школьников в разделе «Растения».
-разработаны методические рекомендации для практического
использования в обучении биологии.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что
разработанные результаты могут быть использованы в качестве конкретных
рекомендаций учителям школ.
На современном этапе в школах важной задачей является
использования процессе обучения по ФГОСу второго поколения новых
инновационных форм обучения. Использование интегрированных уроков в
обучении биологии.
1. Анализ педагогической, психологической, методической и
биологической литературы показал что, интегрированные уроки занимают
важное место в решении учебно-воспитательных задач
2. По опросу учителей, было выявлено, что исследуемая проблема в
условиях современной школы Республики может дать хорошие результаты, и
стоит его дальнейшего изучения.
3. Результаты констатирующего этапа педагогического
эксперимента выявили необходимость следующего: для формирования
познавательного интереса учащихся включить в содержание школьного
материала интегрированные уроки.
4. Экспериментальное обучение, направленное на проверку
гипотезы, подтвердило правильность наших идей. Разработанная методика
проведения интегрированных уроков для познавательного интереса в курсе
биологии 5-го класса доказала эффективность исследования.
Добров, Г. М. Наука о науке / Д. М. Добров. – Киев: Наукова думка,
1969. – 301с.
2. Советский энциклопедический словарь. М., 1981
3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. - М., 1975
4. Ожегов С.И. Словарь русского-языка.2-е изд.-М., 1989
5. Даль В.И. Толковый словарь.3-е изд.-М., 1992
6. Калинова Г.С. Переход ФГОС как одно из условий модернизации
биологического образование на современном этапе// Биология в школе №9.-
М., 2016 года- С.30
7. Горностаева, З.Я Проблема интеграции в современном образовании
[текст]/ З.Я. Горностаева. // Открыт.школа, 1998. -No2 –С. 10.
8. биология в школе №1 2017 год
9. Гельман З.Е. Итеграция общего среднего образования на базе идей
истории и науки и искусство // Вестник высшей школы.- 1991-№12.-С.16-27.
10. Алексашина И.Ю. Интегративный подход в естевнно-научном
образовании// Научный журнал «Академический вестник», СПбАППО-2009-
выпуск 3(8)- С.20-30
11. Михайлова А.Н. Интеграция и интегрированный метод// Биология в
школе. – 1991. - № 5
12. Всесвятский, Б.В. Системный подход к биологическому образованию в
средней школе / Б.В. Всесвятский. – М.: просвещение, 1985
13. Максимова, В.К. Межпредметные связи в обучении биологии / В.К.
Максимова, Н.В. Груздева. – М., 1987
14. Хохлов Н. Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за
рубежом. – М. : МАСИ, 1990. – 111 с.
15. И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; под ред. З. И.
Васильевой. История образования и педагогической мысли за рубежом и в
России: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.48
16. Яковлев, И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством /
И. П. Яковлев. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987. – 128 с.
17. Чепиков, М. Г. Интеграция наук / М. Г. Чепиков. – М.: Мысль, 1988. –
135 с.
18. Ушинский К.Д.Сочинения.-Т.5.-С.27.
19. Сухова Т.С. Уроки биологии: Технология развивающего обучения.
2006 год.
20. Коростылёва Н.Я. Интеграция и гуманизация в концепции современной
школы. Теоретический анализ. Завуч. Педагогический поиск, 1999.
21. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования.
22. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система.
Педагогика. 1997.
23. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии.- М.:Мнемозина,
2002.-С. 7-9.
24. Г.И.Щукина., Проблемы познавательного интереса в педагогике.-
М.:Педагогика, 1971
25. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии». Том 1, глава 39 «Идея причины, цели,
назначения и случая».
26. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с. – с. 234-384
27. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях
нормального и аномального развития. Докт. дисс.-М., 1967.
28. Д. Б. Элькони. Детская психология.- М.:Просвещение,
29. Пришлецова О.В., учитель биологии, МОАУ СОШ №56, г. Оренбург.
Интеграция биологии с другими учебными предметами.- О, 2011
30. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки
Ленинградского гос. Ун-та. - Л., 1959
31. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Интегрированные уроки.-
Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. – 256 с