Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С MНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1. Понятие и типология многодетных семей 7
1.2. Направления деятельности социального работника с многодетными семьями 10
1.3. Особенности социальной работы с многодетными семьями 15
Выводы по I главе 20
ГЛАВА 2 . ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования,- 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 26
2.3. Социальная программа работы с многодетными семьями 34
Выводы по II главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 47
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях многодетная семья становится наиболее уязвимой категорией населения. В 1990-е годы демографическая ситуация в России повернулась в худшую сторону. Потому что основными причинами были неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне. Начиная с того времени у нового поколения сформировалась установка на малодетные семьи. А это пагубно сказалось негативными последствиями для России, так как не происходит простого замещения поколений.
Надо отметить, что экономическая ситуация начала стабилизироваться,что несомненно отражается на рождаемости и детности семьи. Но немаловажным является отношение государства и общества к многодетности. В обществе имеется негативное, и даже отрицательное отношение к многодетным семьям, особенно с увеличением количества детей в семье больше третьего. Еще недавно считалось, что многодетные семьи не приемлемы в нестабильных экономических условиях. Эти ячейки общества нередко расценивались как «социальные иждивенцы», хотя их льготы незначительные. Именно они имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни [53; С.90-94].
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, как один из основных институтов общества. Она выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую,социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных.
Основное направление в социальной работе - это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника.
С одной стороны, семья - это микросреда, в которой живет человек и она выполняет ряд важнейших основополагающих функций. С другой - резко усилился запрос самой семьи на помощь со стороны государства.Поэтому социальная работа должна быть направлена на семью, на улучшение ее жизнедеятельности.
Понятие многодетности не остается неизменным. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 43 1 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.
Многодетная семья - это семья, имеющая трех и более детей, не достигших восемнадцати лет. Количество таких семей постоянно уменьшается. Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Одним из приоритетов Программы демографического развития России до 2015 г. является повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности и защита прав семьи [10].
В настоящее время в России для признания семьи многодетной достаточно трех детей, хотя совсем недавно советские и российские демографы различали мало-, средне- и многодетные семьи.
Таким образом, встает проблема оказания комплексной социально-правовой помощи многодетной семье, потому что отсутствует достаточная практика работы с данной категорией семьи. Для того чтобы немного иначе посмотреть на проблемы многодетных семей и на их решение, необходимо детально, глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины,ее влияние на каждого члена многодетной семьи. И лишь затем оказывать постоянную адресную помощь, направленную на стабилизацию ее жизни.
Цель исследования - исследование содержания социальной работы с многодетными семьями.
Объект исследования - многодетные семьи.
Предмет исследования - социальная работа с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и типологию многодетных семей.
2. Выявить направления деятельности социального работника с многодетными семьями.
3. Рассмотреть особенности социально-педагогической работы с многодетными семьями.
4. Разработать и апробировать социальную программу поддержки многодетных семей «Большая семья».
Методы, использованные в работе.
1. Теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы и документации по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа и анкетирование.
Гипотеза исследования — социальная работа с многодетной семьей будет более эффективной, если:
а) учитываются социальные проблемы многодетной семьи;
б) при работе с многодетной семьей будет использоваться индивидуальный подход;
в) многодетная семья сама будет заинтересована в решении проблем различного характера, а также в улучшении своего положения.
Исследования являются работы отечественных ученых: Л.М. Прокофьевой, Л.Н.Овчаровой, В.И. Гришанова, А.К. Гузановой, И.И. Корчагиной, И.В.Корховой, Н.М. Павловой, Р.И. Поповой, С.И. Голода, Л.Г. Гусляковой, Т.Б.Ивановой, В.И. Жукова, Г.А. Зимней, А.А. Козлова, В.И. Курбатова, В. II.Мельникова, Е.Г. Студеновой, Г.В. ПІеляг, Е.И. Холостовой и другими.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы социальными работниками в работе с многодетными семьями.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы,формируется цель и основные задачи исследования.
В первой главе рассматриваю гея понятие и типология многодетных семей, а также направление деятельности социального работника с многодетными семьями и особенности социальной работы с данной категорией семьи.
Во второй главе исследуется эмпирический аспект социальной работы с многодетными семьями.
В заключении формируются основные выводы, сделанные на основе проведенных исследований.
Актуальность темы определяется социальными условиями современного российского общества и обусловлена необходимостью преодоления противоречивых стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной реальностью по оптимизации социальной жизни и реализации положительного потенциала социума. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социальной работы с семьёй. Этот вид обеспечения высокого профессионального подхода входит в проблемную область теории,методики и организации социально-культурной деятельности (педагогики социально-культурной сферы), социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Особенно актуальной становится задача разработки таких социально-культурных условий системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая бы значительно снизила вероятность её десоциализации.
Научные исследования, практика профессионального взаимодействия с семьей свидетельствуют о том, что важное значение здесь приобретает необходимость создания действенной системы социально-культурных условий взаимодействия социального работника и семьи, так как некомпетентность в этом вопросе может ещё более осложнить внутрисемейные проблемы и негативно сказаться на участии семьи в решении проблем дальнейшего развития нашего общества. Возникает противоречие между пониманием необходимости результативных действий по взаимодействию социального работника и семьи и незнанием условий,путей, средств, методов, способов реализации этих результативных действий.
Как мы уже выяснили, на сегодняшний день семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с многодетной семьей, учитывающая его социально-экономические возможности.
Как мы уже отмечали, многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.
Необходимо отметить несколько принципиальных моментов,касающихся непосредственно многодетной семьи.
Во-первых, говоря об указанной семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.
Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни.
Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей,пожеланий и мнений населения.
В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга. Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается.
Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения.
Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаше всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия. Задача социального педагога - помощь в ориентации государственных мер помощи, помощь в поиске заработков, например, в предпринимательстве.
Можно сделать вывод о том, что для осуществления всесторонней помощи и поддержки многодетным семьям, для повышения воспитательного потенциала семьи, активизации внутренних ресурсов семьи необходимо проведение целенаправленных мероприятий по пропаганде и просвещению.
На сегодняшний день можно констатировать об актуальности проведения таких мероприятий. В свою очередь необходимость поддержки многодетности увеличивается, что подтверждается многочисленными данными и демографической ситуацией в стране. То, что в нашей республике подавляющее большинство семей, имеет трех и более детей гоже является безусловным сигналом к действию. Мы считаем, что целенаправленная работа по формированию условий повышения воспитательного потенциала таких семей приводит к уменьшению поведенческих девиаций членов многодетных семей, в чем мы убедились при апробации программы нашего исследования.
Таким образом, доказано, что работа с родителями ведется, но вместе с тем определено, что она несистематично и непоследовательно. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что необходима скоординированная работа всей школы и семьи.
1. Азарова, Е.Г. «Право и защита семьи государством» // Е.Г. Азарова и др., -Мл Наука, - 2010. - 213с.
2. Аседова, Э.М. Многодетная семья и ее проблемы // Современные
проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред. З.М. Магомедовой. -Махачкала: ДГПУ, - 2005. - С. 36-38.
3. Ачильдиева, Е.Ф. «Многодетная семья в современной России» / Е.Ф.
Ачильдиева, А.Б. Синельников. // «Социальные исследования». - 2004. - №2. - С. 89-90.
4. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов
ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. 4-е изд., и доп. - Мл Издательский центр «Академия», - 2011,- 288 с.
5. Борисов, В.А. Семья и демографические тенденции / В.А. Борисов, А.Б.
Синельников. // - Мл НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, - 2000. - 76с.
6. Бочарова, Н.И.. Организация досуга детей в семье: учеб, пособ. для студ.
высш. пед. учеб, заведений/ Н.И. Бочарова, О.Е. Тихонова.- Мл Изд. центр «Академия», 2011г. - 208 с.
7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика : Курс лекций : Учеб. Пособие
для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - Мл
Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2006. - 416 с.
8. Голод, С.И. «Многодетная семья в зеркале статистики»// «Огонек». - 1998,- №26.-С.25-26.
9. Гукасова, Г. С. Изучение профессиональной готовности будущего
социального педагога к практической деятельности на рабочих местах / Г. С.
Гукасова И Молодой ученый. - 201 2. - №8. - С. 321 -323.
10. Гуманитарный портал, http://psyera.ru/socialnaya-deyatelnost-chelovek.a-1738.htm
11. Гуров, В.И. Опыт организации социально-педагогической работы / В.
Н. Гуров И Педагогика.- 2003,- № 4. - С.54-58.
12. Гуслякова, Л.И. Теория и практика социальной работы: основные
направления развития в ХХ-ХХІ веках (отечественный и зарубежный опыт):
Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С.И. I ригорьев, Л.И. I услякова, 3-е изд.,
доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИС'І Р - ПРЕСС», 2010. - 479 с.
13. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная
защита. Учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. - 127 с.
14. Жеребин, В.М. Ресурсный потенциал стадии жизненного цикла семьи/
В.М. Жеребин,О.А. Алексеева, В.ГІ. Землянская // Вопросы статистики 2009.- №8 - С. 33-44.
,5. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ.
высш. учеб, заведений / [ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, ГА. Строкова и
др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 352с.
16. Закон Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный
закон Республики Тыва "О земле" - http://www.rg.ru/2012/07/02/tiva-zakon-
zemlya-reg-dok.html
17. Замурий, Т.В. Программа государственной поддержки многодетных
семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы ГВ. Замурий Молодая
семья в контексте развития региональной семейной политики: материалы V
Междунар. Конгр. «Росс, семья», (научн. ред. Г.И. Климангова,И.Д.Горшкова). М., 2008. - С. 1 59-162.
18. Заяц, О.В. Положение семей группы риска как фактор социального
сиротства и пути улучшения ситуации / О.В. Заяц // Семейная психология и семейная терапия - 2009. - №1 - С. 105-114.
19. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите
женщин, детей и семьи: учеб, пособ. для студ. сред. проф. учеб. Заведений /
Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Издательский центр «Академия», - 2003. -320 с.
20. ИНТЕРФАКС 15.12.2004. - Центр электронных СМИ М.О.
21. Климантова, Г.И. Многодетная семья: за чертой бедности И
Социальная безопасность женщин / Клуб «Реалисты». Информационно-
аналитический бюллетень. - М., 1997. - С.З 1
22. Климова-Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье. Пер. с
чеш. А.В. Можейко; [Предисл. А.И. Кочетова]. - М., - 2012. - 174с.
23. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования
педагога / Г.М. Коджаспирова - М.: Наука и жизнь, 2000. - 246 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высш. и
сред. пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:
Изд. центр «Академия», 2001. - С. 160.
25. Концепция демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 г. (Концепция принята правительством РФ 25.08.2001 г.)
URL: http:/ demoscope.ru
26. Курагина, Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из
многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата пед. наук. -СПб, 2009. - 198с.
27. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов. -
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Феникс, - 2003. - 480 с.
28. Леонова, И. В. Подготовка социальных педагогов к работе с
девиантным поведением виктимных детей [Электронный ресурс] И. В.
Леонова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание.
Умение». 2009. № 2 - Педагогика. Психология. URL.: http://www.zpu-
joumal.ru/e-zpu/2009/2/Leonova/
29. Малахова, В.В. Проблема институционного кризиса семьи.
Особенности советской системы материальной поддержки семьи / Малахова
В.В // Объединенный научный журнал -2011.- №23 С. 42-50.
30. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии: [учеб, пособие для вузов по специальностям «спец, дошкол.
педагогика и психология», «Спец, психология»] / Е.М. Мастюкова, А.І .
Московина; под ред. В.И. Селиверстова.-МлВЛАДОС, 2012. - 407 с.
31. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-
коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 256 с.
32. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов /
А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.
33. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
http://www.dissercat.com/content/professionalnye-osobennosti-obraza-klienta-
formiruyushchegosya-na-osnove-audialnoi-intormats#ixzz2yOMB2p3Z
34. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога /
НИ. Никитина, М.Ф. Глухова // - Москва: ВЛАДОС, 2005. - 399 с.
35. О мерах но социальной поддержке многодетных семей: Указ
Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 43 1. URL: http://base.garant.ru
36. Об учреждении ордена «Родительской славы» : Указ Президента РФ от
13 мая 2008 г. №775 // СЗ РФ. 2008. №22. Ст. 2533.
37. Орлова, А.В. Обеспечение доступа к образованию выходцев из
многодетных семей в регионе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
социол. наук / А.В. Орлова // Кемерово: б.и., 2010. - 22 с.
38. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа:
методики и технологии / И.И. Осипова // отечественный журнал социальной работы - 2009, - №3. С. 56-65.
39. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок.
3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, - 2010. - 368 с.
40. Павленок, Г1.Д. Технологии социальной работы в различных сферах
жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: учебное пособие. - М.:«Дашков и Ко», - 2004. - 236 с.
41. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными
группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. М.Я.
Руднева,- М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
42. Пантелеева, Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное
пособие для ВУЗов / Г.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: ВЛАДОС, - 2001. - 160 с.
43. Подвербная, К. Технология социальной работы с семьей и детьми .
Министерство социальной политики Красноярского края // К. Подвербная. -Красноярск: КГУ, - 2003. - 117 с.
44. Попова, М.Б. «Социальная дифференциация и бедность населения», -Петрозаводск, 1998
45. Равич-Щербо, И.В. «Проблемы многодетной семьи и
индивидуальности ребенка в подготовке социального работника» И
«Социальная работа», - 1992, - №5 - С.23-25
46. Рожков, В.В. Анализ данных социологического опроса многодетных
семей / В.Д. Великанов, Т.М. Васнева, С.А. Соломатина И. Социальное
обозрение. - М.: СОФИЯ, Гелиос, - 2003. - №1-2. - С. 45-47.
47. Рыбальченко, П. Чтобы нашему роду не было переводу / Рыбальченко
11. // Российская Федерация сегодня - 2009. - №12. С.2-3.
48. Саленко, Н. Дом с большой буквы. Как повысить социальный статус
многодетной семьи / Н. Саленко // Социальная педагогика - 2009 - № 3.- С.68-74.
49. Семенов, Г. Социально-педагогическая работа с многодетными
семьями / Семенов Г // Воспитание школьников- 2010,- №1- С.28-35
50. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. Высш
Учеб. Заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М. : Издательский центр» Академия», 2010. - 368 с
51. Соколова, Л.А. Особенности межличностных отношений в городской
многодетной семье // Тенденции развития современной семьи. - М., - 2012.С - 25-28.
52. Тетерский, С.В. «Введение в социологическую работу», - М.:Академический проект, 2000
53. Уханаева, Л.И. Многодетная семья в современных условиях (На
примере Республики Бурятия) // Вестник БГУ. - 2013. - №’6. - С.90-94.
54. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб, пособие для сгуд.
высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - Мл I уманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
55. Холостова, Е.И. «Словарь-справочник по социальной работе» / под.
ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, - 1997. - 1 86 с.
56. Холостова, Е.И. Семьеведение : учебник для бакалавров / под ред. Е.И.
Холостовой, О.Г Прохоровой, Е.М Черняк. - М. : Издательство Юрайт, 2013.- 403 с.
57. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова.
- Мл «Дашков и Ко», - 2004 - 692 с.