Введение 2
ГЛАВА 1. ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА И ЖАНР ДЕТЕКТИВА В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 7
1.1 Пространство и формы его существования в художественном тексте 7
1.2 Лондон XIX века: особенности его развития и их отражение в литературе 13
1.3 Жанр детектива как порождение и отражение жизни индустриального
города 17
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА В РАССКАЗАХ А. К.
ДОЙЛЯ 26
2.1 Природа в пространстве детектива: город и пригород 27
2.2 Образ города и его организация: топонимы, архитектура, транспорт 33
2.3 Социальный облик города в детективе: преступление и полиция 42
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Примечания 58
Город как место пребывания человека всегда интересовал литературу. Несмотря на упоминания названий реальных городов, и создания образов в художественных текстах, к их исследованиям с научной точки зрения прибегают лишь в последние десятилетия.
Европейские писатели XIX века активно обращались к образу города, объектом их интереса становились образы столиц, крупных городов, и данное явление не случайно. Р. Чапмон, рассуждая о литературе Великобритании викторианского периода, аргументирует это значительными изменениями всех сфер жизни общества (промышленной, эк ономической, социальной, культурной). Многие произведения, выпущенные в XIX веке, имеют местом действия города той эпохи. Эта связь между городом и романами, повестями, рассказами интенсивно обсуждалась, утверждает Чапмон [28].
Особую значимость в настояще м исследовании имеют работы, в которых рассматриваются особенности формирования художественного текста, в их числе научные труды М. М. Бахтина [2], Н. Д. Тамарченко [20], Ю. М. Лотмана [13]. В них рассматриваются основные принципы создания текста, и его главные элементы - пространство и время.
Исследованием городского пространства в литературе занимались многие отечественные ученые, такие как Ю. М. Лотман [14], Н. К. Гей [4], Д. С. Лихачев [12], В. Н. Топоров [21]. Наиболее значительными темами, разрабатываемые ими, стали изображения концепта крупного города, значение его образа в мировой литературе, изображение города в ту или иную эпоху. Подобными вопросами также задавались и зарубежные исследователи, среди них К. Линч [34], Л. Мамфорд [36]. Они рассматри вают функции образа города как особого пространства в художественном произведении.
Материалом исследования обусловлено изучение работ, посвященных анализу образа викторианского города как социального организма, а также жизни Лондона, как столицы Англии XIX века. К этим вопросам обращались С.
Митчел [35], Р. Чапмон [28], Г. В. Рокина [19]. В данных исследованиях основными задачами ставились оценка реального положения общества разных классов в Лондоне XIX века, рассмотрение становления города как экономического и политического центра мира, влияние данных преобразований на различные сферы жизни общества, а также на развитие литературы...
Пространство в художественном тексте понимается как форма существования художественного мира, которая определяет значение и положение остальных составных элементов произведения. Смысловую наполненность текста, прежде всего, позволяет осмыслить пространство и его первостепенная функция - предметность, через которую оно приобретает конкретные материальные черты.
Степень познания и восприятия города, как пространства художественного произведения, существенно зависит от использования внутри текста особых знаков-символов, отличающих конкретный описываемый город от иных пространств, имеющих место в повествовании. Информативность используемых символов города зависит от решения автора данного произведения как в употреблении названий или описаний реально существующих объектов, которые в значительной степени формирую т семиотику пространства, так и совмещении их с вымышленными признаками, дополняющими образ города. Смешение символов усиливает доступность восприятия читателем целостного образа, где реальные знаки отличаются воспроизводимостью, а вымышленные расширяют значения первых и дополняют, завершают воссозданный в сознани и читателей образ конкретного города.
Формирование образа определенного пространства зависит от жанро вых особенностей произведения. Детектив отличается изображением расследования преступления, которое воспринимается читателем, как уникальное. В то же время автор указывает, что оно становится нормой социальной жизни того места, где преступление совершается. Для английского детектива конца XIX века этим пространством стал крупный город, появление которого обусловлено процессами индустриализации и урбанизации. Данный жанр предполагает представление города, как места, в рамках которого каждая изображаемая деталь направлена на достижение эффекта динамичности, разобщенности и хаотичности нового значимого пространства XIX века...
1. Ахманов, О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Казань: 2011. - 21 с.
2. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. - Москва : Художественная литература, 1975. - С. 234-407.
3. Вольский, Н. Н. Доктор Ватсон и проблема идеального читателя // Библиотечное дело. - Санкт-Петербург : Агентство Информ-Планета, 2018. - №1.- С. 8-17.
4. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст-1974: литературно-теоретические исследования. - Москва : Наука, 1975. - С. 213-228.
5. Георгинова, Н. Ю. Детективный жанр: причины популярности // Научный диалог. - ООО «Центр научных и образовательных проектов», 2013. - № 5. - С. 173-186.
6. Кириленко, Н. Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива : автореф. ... дисс. ... канд. фил. наук : РГГУ, 2016. - 26 с.
7. Кузьменко, Л. М. Повести и новеллы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе: к проблеме детективного жанра : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Москва, 1978. - 22 с.
8. Кузьмина, Н. А. Феномен массовой литературы в свете истории интертекста // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России. - Санкт-Петербург : СПБГУТД, 2009. - С. 11-20.
9. Купина, Н. А. Массовая литература сегод ня : учебное пособие / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - Москва : Флинта : Наука, 2009. - 424 с.
10. Литвиненко, Н. А. Романы В. Гюго: Массовое и французский романтизм // Вопросы филологии. - Ереван: Лингва, 2003. - №1. - 182 с.
11. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - Моксва : Вопросы литературы, 1968. - № 8. - С. 74-86.
12. Лихачев, Д.С. Образ города и проблема исторической преемственности развития культур // Раздумья о России. - Санкт-Петербург : Logos, 2001.- с. 552-570.
13. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста : моногр. - Москва : Искусство, 1970. - 384 с.
14. Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - Москва: Просвещение 1988. - С. 251-292.
15. Маркулан, Я. К. Детектив. Что это такое? // Зарубежный
кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры [Электронный ресурс] URL:
http://detectivemethod.ru/laboratorv/detective -what-is-it/#fnref-1327-29 (дата обращения: 09.05.2020)...37