Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы формирования организационной структуры предприятия 7
1.1 Сущность и значение организационной структуры предприятия 7
1.2 Методы формирования и оценки эффективности организационных
структур предприятия 9
1.3 Особенности построения организационных структур управления
крупных торговых сетей 14
Глава 2 Анализ и оценка эффективности функционирования организационной структуры ООО «Эльдорадо» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«Эльдорадо» 22
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 31
2.3 Анализ эффективности существующей организационной структуры
ООО «Эльдорадо» 34
Глава 3 Совершенствование организационной структуры ООО «Эльдорадо» 43
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 57
Актуальность выбранной темы бакалаврской работы обусловлена тем, что структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Создание руководителем оптимальной структуры, для корректной работы всей организации, обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед коллективом целей и задач. В зависимости от того, как сформирована ОСУ зависит участие в выполнении задач каждого непосредственного исполнителя. Поэтому создание ОСУ является наиболее важной частью работы руководителя организации.
Главным фактором формирования организационной структуры управления издавна было разделение труда и появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между руководителями и подчиненными.
Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями
самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами...
В бакалаврском проекте изложены теоретические основы и практические аспекты совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике, проведен анализ организационной структуры управления предприятием. А также разработан проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивают целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.
К свойствам организационной структуры, определяющим ее типологию, относят: степень централизации - децентрализации механизма управления, степень сложности оргструктуры, степень формализации механизма управления. Степень выраженности этих свойств в их сочетании определяет степень адаптивности конкретной структуры к внешним условиям функционирования предприятия, что позволяет, с известной степенью условности, отнести ее к механическому или органическому типу структуры управления.
Анализ организационной структуры управления, разработка мероприятий по ее совершенствованию проведены на примере действующего предприятия ООО «Эльдорадо». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой и сопутствующими товарами. Однако в последние годы наметился значительный спад объема реализации продукции.
В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы:
- В целом организационную структуру управления предприятием можно
охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа;
- Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «Эльдорадо». К таковым относятся:
1. Коммерческий отдел;
2. Финансово-экономический отдел;
3. Отдел управления персоналом;
4. Отдел логистики;
5. Инженерно-технический отдел.
Таким образом, для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).
Исследуемое предприятие практически не уделяет внимание маркетинговой деятельности, которая в современных условиях рыночной экономики является ключевым фактором для успешного роста и развития большинства предприятий. Как показал анализ организационной структуры ООО «Эльдорадо», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, т.к. находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является большой ошибкой, последствия которой мы только что рассмотрели.
Данные обстоятельства позволили разработать ряд предложений по совершенствованию организации и функционированию службы маркетинга на ООО «Эльдорадо».
В качестве оптимальной организационной структуры службы маркетинга предложена функциональная структура во главе с начальником отдела и выделением функциональных специалистов по основным направлениям маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, товарная политика, сбытовая политика, реклама и стимулирование сбыта. Данная организационная структура обеспечивает полный комплекс управленческих решений в области маркетинговой деятельности.
Предлагается также произвести распределение прав, задач и
ответственности в системе функционирования маркетинга с применением матричного метода и устанавливаются взаимосвязи службы с другими подразделениями предприятия. Предлагается также сформировать комплекс организационно-распорядительных документов с целью закрепления усовершенствованной организационной структуры службы маркетинга.
Кроме того, с целью усовершенствования системы планирования маркетинговой деятельности на предприятии можно предложить осуществлять разработку оперативных планов по основным направлениям маркетинговой деятельности со сроком планирования 1 месяц, что сделает систему планирования еще более гибкой.
В качестве мероприятий по совершенствованию системы маркетинговых исследований, как уже отмечалось, предлагается выделение в составе службы маркетинга специалиста по маркетинговым исследованиям. Предлагается проведение систематических маркетинговых исследований на основе сбора первичной информации.
На данном предприятии маркетинг выступает в качестве одной из функций управления, что позволяет предприятию добиваться определенного успеха в рыночных условиях и формировать конкурентные преимущества. Дальнейшее практическое освоение основ организации и функционирования маркетинга на предприятии позволит сформировать определенный склад и направленность делового мышления руководства предприятия, когда маркетинг станет философией фирмы и будет являться основой социально-экономической психологии всех работников предприятия.
1. Банзекуливахо, Ж. М. Экономика предприятия и организация производства: учеб.-методический комплекс / Ж. М. Банзекуливахо. - Новополоцк: ПГУ, 2014. - 351 с.
2. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учеб. для вузов / И. Н. Герчикова. -
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 499 с.
3. Диксон, Питер Р. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2012. - 506 с.
4. Жданова, Л. А. Организация и управление промышленной фирмой в
развитых странах: учеб. / Л. А. Жданова. - Москва: Экономика, 2015. - 636 с.
5. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. - 896 с.
6. Маркетинг /Под. Ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 678 с.
7. Организация и нормирование труда в современном производственном менеджменте / С. В. Глубокий, И. В. Борисевич. - Минск: Издательство Гревцова, 2012. - 317 с.
8. Организация производства на промышленных предприятиях: учеб. пособие / М. П. Переверзев, С. И. Логвинов, С. С. Логвинов. - Москва: Инфра- М, 2015. - 330 с.
9. Организация, планирование и проектирование производства: операционный менеджмент: перевод с 5-го английского издания / Найджел Слак, Стюарт Чеймберс, Роберт Джонстон. - Москва: Инфра-М, 2014. - 789 с.
10. Организация, планирование и управление производством: учеб.- методическое пособие / Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 574 с.
11. Производственный и операционный менеджмент: [перевод с
английского] / Ричард Б. Чейз, Ф. Роберт Джейкобз, Николас Дж. Аквилано. - Москва Вильямс, 2013. - 1169 с.
12. Производственный менеджмент в отрасли: учеб.-методический комплекс / Н. А. Дубровский. - Новополоцк: ПГУ, 2014. - 367 с.
13. Производственный менеджмент: учеб. / В. И. Малюк, А. М. Немчин. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 277 с.
14. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Е. М. Карпенко, С. Ю. Комков. - Гомель: ГГТУ, 2015. - 519 с.
15. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Э. М. Гайнутдинов, Л. И. Поддерегина. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 319, с...25