ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития читательского интереса детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития детей 13
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 20
2.1. Изучение читательского интереса детей старшего дошкольного
возраста 20
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3. Работа по формированию читательского интереса детей старшего
дошкольного возраста 35
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию интереса к чтению у старших дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Тема развития читательского интереса у детей является актуальной и значимой в контексте современного образования и воспитания. Особое внимание уделено возрастной категории детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период закладываются фундаментальные основы культуры чтения и формируются устойчивые мотивационные установки.
Отечественные педагоги и ученые активно изучают проблему развития читательского интереса детей дошкольного возраста. Они считают, что в данном возрасте важно формировать любовь к чтению и интерес к книгам, которые в дальнейшем помогут ребенку в его развитии и обучении. Среди отечественных авторов, которые занимаются проблемой развития читательского интереса дошкольников, можно отметить Гриценко Зинаиду Александровну, Гурович Любовь Марковну, Колесникову Елену Владимировну и других. Они разрабатывают свои методики и публикуют книги, которые помогают родителям и педагогам более эффективно работать с детьми и формировать у них любовь к чтению.
В современном мире, где роль цифровых технологий постоянно возрастает, особенно актуальной становится задача сохранения и развития культуры чтения среди подрастающего поколения. Предполагается, что одним из эффективных методов привлечения внимания детей к книге и формирования у них стабильного интереса к чтению является театрализованная деятельность. Игра, как известно, является ведущей деятельностью в детском возрасте, и театрализованная игра, в частности, оказывает комплексное влияние на развитие ребенка, стимулируя его воображение, познавательную активность, любопытство и эмоциональную отзывчивость.
Несмотря на явную ценность театрализованной деятельности для развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, данный аспект не получил должного освещения в научно-педагогической литературе, что обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Можно смело утверждать, что вопросы раскрытия потенциала читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста заслуживают внимания научного сообщества и педагогической практики и нуждаются в новых подходах к изучению этой проблемы, поскольку читательская активность является основой для формирования образованной личности.
Цель исследования: выявление и анализ результативности
театрализованной деятельности как средства развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: театрализованная игра в том случае будет являться средством развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста, если в ходе её реализации будут использованы следующие приёмы: выразительное чтение, обсуждение персонажей, работа над ролями, деление детей на подгруппы «Зрители» и «Актёры на сцене».
Задачи исследования:
1. Анализ теоретического материала по проблеме развития читательского интереса у детей дошкольного возраста и роли театрализованной деятельности в этом процессе.
2. Проведение диагностического исследования на базе детского сада и анализ полученных результатов.
3. Разработка и апробация программы театрализованных игр, направленных на развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
официальных документов (ФОП ДО, ФГОС ДО), сравнение, обобщение;
- эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теория социокультурного развития Л.С. Выготского;
- теория когнитивного развития Жана Пиаже;
- концепция Д.Б. Эльконина.
База и выборка исследования: МБДОУ «Детский сад №ХХХ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Красноярска. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный комплекс театрализованных игр может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста в системе дошкольных образовательных учреждений.
Описание структуры ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе выполнения дипломного исследования была достигнута его цель, которая заключалась в выявлении и анализе результативности театрализованной игры как средства развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Мы подробно изучили теоретический материал по проблеме развития читательского интереса у дошкольников и роли театрализованных игр в этом процессе, что позволило нам наиболее плодотворно подойти к проведению диагностических работ и апробации разработанной программы.
Базируясь на данных, которые были получены во время диагностического этапа, и анализе результатов апробации программы, мы подтвердили гипотезу о том, что систематическое использование театрализованных игр в образовательном процессе способствует значительному повышению уровня читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Разработанная и апробированная в рамках исследования программа театрализованных игр повысила читательский интерес и активность детей, что позволяет рекомендовать, данный способ развития интереса к литературе и чтению для широкого внедрения в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, исследование показало положительный эффект от использования театрализованных игр для мотивации и стимулирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Данное исследование подтверждает важность внедрения театрализованных игр в педагогическую практику как одного из важных методов обучения чтению, способного привить любовь к книгам и стимулировать развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению. Продолжение работы в данном направлении, создание новых форм и методов театрализованных игр детей, направленных на развитие их читательского интереса, будет способствовать дальнейшему развитию всего дела дошкольного образования.
1. Абрамова Г.С. Литературное развитие в детском саду: методическое пособие. М.: Просвещение, 2012. 127 с.
2. Акулова О.А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. 24 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
4. Баранова Е.А. Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 4. С. 20-25.
5. Богунова Т.С. Литературное чтение: опыт работы в детском саду. СПб.: Питер, 2010. 96 с.
6. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП С.С. Лакоценин, 2010. 176 с.
7. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб.: Каро, 2006. 144 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
9. Галкина И.А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению
у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 2. С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/ (дата
обращения: 06.03.2024).
10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: уч. пособ. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 80 с.
11. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. С. 54-59.
12. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. 2008. № 2. С. 20.
13. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 33-41.
14. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. М.: Издательство «ДетствоПресс», 2007. 128-135 с.
15. Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек // Родительское собрание по детскому чтению. 2008. С. 30-32....49