ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования
в России 8
1.2 Современные проблемы функционирования Пенсионного фонда
Российской Федерации 18
2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 27
2.2 Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации...34
2.3 Полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Пенсионный фонд Российской Федерации был создан специально для управления средствами пенсионной системы. При этом, общественные отношения, складывающиеся в сфере пенсионного обеспечения населения, крайне важны, поскольку являются залогом уверенности граждан в завтрашнем дне, с одной стороны, и социальной стабильности в государстве - с другой.
Пенсионный фонд Российской Федерации на сегодняшний день является крупнейшим социальным институтом государства. И в силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным, тем более, что по сей день Пенсионный фонд Российской Федерации продолжает оставаться законодательно неопределенным. Неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации всегда вызывала много вопросов, а споры о его полномочиях периодически становились предметом судебных разбирательств.
За всю историю существования Пенсионного фонда Российской Федерации его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения - страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Правоприменительная практика Пенсионного фонда Российской Федерации свидетельствует о целом ряде проблем, возникающих в его деятельности, которые являются следствием пробелов и коллизий в законодательстве
Более того, Пенсионный фонд Российской Федерации функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции Российской Федерации (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству). А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения.
Таким образом, все выше изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящей бакалаврской работы - «Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации».
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Цель бакалаврской работы - провести комплексный теоретико-правовой анализ правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанная цель достигается посредством решения ряда задач:
-рассмотреть вопросы, возникающие в теории при определении правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и его законодательное регулирование;
-исследовать орган управления и систему Пенсионного фонда Российской Федерации;
-проанализировать функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
-исследовать правовой статус Пенсионного фонда Российской
Федерации;
-рассмотреть правовой статус работников Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Теоретической базой для исследования послужили труды следующих ученых: С.А. Агапцова, О.В. Гутникова, Г.П. Дегтярева, О.Я. Зубановой, С.Е. Зубарчук, В.И. Лафитского, А.А. Мадатова, А.А. Мамедова, О.А. Ногиной, Р.А. Соколова, Р.Р. Ураева и др.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Постановление Верховного Совета РФ «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»), а также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Настоящая бакалаврская работа состоит из ведения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведенный анализ основ правового статуса Пенсионного фонда РФ, позволяет сформулировать следующие выводы.
Историко-правовой анализ правового статуса Пенсионного фонда РФ показал, что на протяжении не долгой истории существования Пенсионного фонда РФ его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения - страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд РФ, осуществляя множество различных функций, в том числе и публично-правовых, обладает правовым статусом, имеющим многоотраслевой характер и регулирующийся нормами различных отраслей законодательства.
Целесообразно на законодательном уровне закрепить категорию юридического лица публичного права в качестве организационно-правовой формы юридических лиц для организаций (учреждений) с особым правовым статусом, таких как Пенсионный фонд РФ, Центральный банк России и др.
Учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово- правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями.
Проведенный во второй главе бакалаврской работы анализ правового статуса Пенсионного фонда РФ и его полномочий, позволяет сделать следующие выводы.
Система Пенсионного фонда РФ включает в себя: Пенсионный фонд РФ; Информационный центр персонифицированного учета; управления Пенсионного фонда РФ в федеральных округах; отделения Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации; управления (отделы) Пенсионного фонда РФ; Центры по назначению и выплате пенсий.
Все юридические лица, входящие в систему Пенсионного фонда РФ, созданы в форме государственного учреждения, учредителем которых является Пенсионный фонд РФ. Имущество всех выше рассмотренных организаций является федеральной собственность и находится в оперативном управлении соответствующей организации. Однако данное положение не соответствует действующему законодательству. Так, к примеру, ГК РФ не предусматривает, что бы одни государственные учреждения могли создавать другие.
В целом следует согласиться с тем, что Пенсионный фонд РФ и входящие в его систему юридические лица выведены из-под сферы действия действующего ГК РФ о юридических лицах.
Анализ нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность Пенсионного фонда РФ как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время Пенсионным фондом РФ, не ограничиваются пенсионным страхованием.
Сегодня Пенсионный фонд РФ осуществляет ряд социально-значимых функций. Однако, как показывает практика, реализация полномочий Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий Пенсионного фонда РФ по сравнению с налоговыми органами.
Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7- ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27- ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1401.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 43. - Ст. 4904.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29.- Ст. 3686.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3341.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от
27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
11. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122- ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
13. Федеральный закон от 01.12.2014 № 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 49 (Ч. VI). - Ст. 6894.
14. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4169.
15. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 41. - Ст. 6190.
...
60 источников