ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретико-методологические основы предсоревновательной
подготовки борцов в научной литературе 5
1.1. Задача подготовки спортсмена к соревнованиям 5
1.2. Планирование и подготовка тренировочного процесса 6
1.3. Техническая подготовка борцов 10
1.4. Тактическая подготовка борцов 16
1.5. Предсоревновательная подготовка и предсоревновательное
состояние борца 19
Глава II. Задачи, методы и организация исследования 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 27
Глава III. Обоснование предложенной методики и анализ результатов
исследования
3.1. Методика применения вспомогательных средств обучения в
спортивной тренировке 29
3.2. Методика контроля за нагрузкой 31
3.3. Восстановление (методы восстановления) 32
3.4. Анализ экспериментальной работы 36
ВЫВОДЫ 42
Библиографический указатель 43
Приложение 46
Эффективность управления спортивной тренировкой, по мнению многих авторов (33, 34, 35), проявляется в комплексном использовании всех основных сторон подготовки (физической, технической, тактической и психологической) при главенствующей роли одной из них на определенном этапе подготовки. На предсоревновательном этапе основные средства подготовки - общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка - являются определяющими при сравнительно равных технических и психологических возможностях высококвалифицированных спортсменов.
Повысившаяся в последнее время интенсивность ведения соревновательных поединков борцами, требует перераспределения средств подготовки увеличением на предсоревновательном этапе объема соревновательной деятельности в этом периоде.
Актуальность исследования обусловлена тем, что наряду с многочисленными исследованиями физической, технической и психологической подготовленности борцов вольной борьбы относительно мало уделялось внимания изучению дополнительных средств подготовки.
Имеющееся же исследования в области спортивной подготовки борцов посвящены в основном специально физической подготовке и общефизической подготовке в различные тренировочные периоды и совсем мало к вспомогательным средствам подготовки. Особенно не исследованы в полной мере вопросы подготовки на предсоревновательном этапе.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс борцов вольной борьбы.
Предметом исследования является предсоревновательная подготовка борцов вольной борьбы с включением вспомогательных упражнений в учебно-тренировочный процесс.
Целью работы - является оптимизация учебно-тренировочного процесса борцов вольной борьбы на предсоревновательном периоде на основе применения вспомогательных упражнений и рациональных методик контроля за нагрузкой.
Рабочая гипотеза. Предполагаем, что эффективность подготовки борцов существенно повысится, если в тренировку на фоне увеличения процентного содержания ОФП и СФП на предсоревновательном этапе включить вспомогательные средства подготовки, что при рациональной методике контроля за нагрузкой приблизит условия тренировки к условиям соревновательным.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что до сих пор нет единого мнения о соотношении объема специально-физической и общефизической подготовки (СФП и ОФП) в предсоревновательный период.
2. В ходе исследования выявили основные средства подготовки борцов и разработана методика применения дополнительных средств подготовки,которая способствует повышению общей и специальной функциональной подготовленности, что отражено в достоверных различиях показателей экспериментальной и подготовительной групп.
3. Данного экспериментального исследования убедительно показывают, что приоритет должен отдаваться базой подготовке.
Преобладание в тренировочном процессе широкого круга упражнений позволяет не только формировать двигательный навык, но и путем их многократного повторения развивать физические качества.
4. Высокие показатели борцов экспериментальной группы на контрольных соревнованиях, является убедительным подтверждением правильности разработанной и внедренной нами методики.