Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты международного публичного права 9
1.1. Понятие и основные принципы международного публичного права 9
1.2 Историческое развитие международного публичного права 20
1.3 Роль международных организаций в формировании международного публичного права 26
Глава 2 Социальная ценность международного публичного права 35
2.1 Влияние международного публичного права на развитие прав человека 35
2.2 Роль международного права в урегулировании конфликтов 44
2.3 Социальная ответственность государств в рамках международного публичного права 51
Глава 3 Практическое значение международного публичного права для Российской Федерации 68
3.1. Имплементация международных стандартов в национальное законодательство 68
3.2. Участие Российской Федерации в международных договорах и соглашениях 78
3.3 Применение международного права в российских судах 86
Заключение 96
Список использованных источников 101
Международное публичное право – уникальное явление. Оно кардинально отличается от национальных правовых систем государств всеми правообразующими элементами. Нормы международного публичного права имеют собственные источники происхождения, отличную структуру закрепления. В международном частном праве отсутствуют такие элементы принуждения, присущие внутригосударственному праву, как места лишения свободы, прокуратура и полиция. В целом международному публичному праву не свойственно принуждение.
Международное публичное право, во многом благодаря отсутствию принудительного аппарата, является «правом равных», характеризуется повышенной степенью справедливости, «правомерности». Сам термин «международное» свидетельствует о том, что в его создании принимают участие государства, оно является волеизъявлением стран, а реализация положений международного права осуществляется исключительно добровольно.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что уровень жизнеспособности положений международного права напрямую зависит от того, насколько государства в них заинтересованы, насколько они соответствуют интересам международного сообщества.
В настоящее время приходится признать, что многие положения международного права находятся в стадии пересмотра, реформирования. Стремительно меняющиеся внешнеэкономические и политические условия вынуждают страны переоценивать свое отношение к определенным положениям международного публичного права, порой нарушать их и выходить из международных соглашений. Все это закономерно вызывает вопросы относительно места и роли международного публичного права в социальной жизни общества.
Вышесказанным объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Международное право и международные правоотношения в разное время являлись предметом исследования многих теоретиков, как зарубежных, так и отечественных. Одни работы были посвящены теоретическим аспектам (Е.А. Коровин, Г.И. Тункин, В.Э. Грабарь, И.И. Лукашук, А. Х. Абашидзе, К. А. Бекяшев, Г. В. Игнатенко, Р. А. Каламкарян, О. И. Тиунов, С. В. Черниченко и др.) и историческим аспектам развития международных правоотношений в определенной сфере (Э. М. Сандоян, А. Б. Егиазарян, М. А. Восканян, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин и др.), другие рассматривали правотворчество отдельных международных организаций (Е.В. Валенцева, В.А. Карташкин, Ю.И. Мигачев, и др.), третьи уделяли внимание вопросам взаимодействия международного права с национальными правовыми системами (Кириловская, Н. Н, Киселева, О. Кривокапич, Б. Д и др.).
Однако комплексных, монографических или диссертационных исследований по вопросу социальной ценности международного права, автором настоящей работы не обнаружено.
Цель исследования – комплексный анализ социальной ценности международного публичного права.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, формирующие структуру данной работы:
- определить понятие и основные принципы международного публичного права;
- рассмотреть историческое развитие международного публичного права;
- определить роль международных организаций в формировании международного публичного права
- изучить влияние международного публичного права на развитие прав человека;
- выявить роль международного права в урегулировании конфликтов;
- определить социальную ответственность государств в рамках международного публичного права;
- рассмотреть имплементацию международных стандартов в национальное законодательство;
- проанализировать участие Российской Федерации в международных договорах и соглашениях;
- рассмотреть применение международного права в российских судах.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в социально-детерминированной сфере воздействия международного публичного права.
Предметом исследования является совокупность норм международного права социально-ценностной детерминации в системе международного публичного права.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, классификация (систематизация), аналогия) и частно-научные методы (метод статистического анализа, формально-юридический).
Теоретическая основа исследования. Основной информационной базой стали теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, данные интернет-источников.
Нормативная база исследования. Данное исследование основано на анализе принципов и норм международного публичного права и действующего законодательства Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Анализ периодизации развития международного публичного права и истории международных отношений свидетельствует о том, что каждый новый его виток связан с военными конфликтами международного характера. Отсюда возникает предположение о наличии связи между разрешением межгосударственных противоречий военным путем и последующим активным международным нормотворчеством.
2. У созданной в середине XX века ООН сейчас наблюдается своебразный кризис авторитета , которыми организация обладала изначально, что проявляется в эффективности воздействия на межгосударственные отношения в преодолении конфликтов, и своевременных ответов на возникающие вызовы и угрозы в сфере международной безопасности. Безусловно, ООН продолжает являться площадкой, где государства имеют возможность и должны разрешать возникающие противоречия, однако ситуация на политической арене, слождившаяся к настоящему времени, свидетельствует о сравнительно невысоком уровне ее эффективности.
3. Право международных организаций рассматривается в качестве самостоятельной отрасли международного публичного права, поскольку оно является совокупностью правовых норм, отличающейся от иных правовых отраслей по предмету, источникам права, различием применения принципов международного права к правотворчеству международных организаций, а также сочетанием норм публично-правового и частно-правового характера.
4. Всеобщая декларация прав человека оказывает кардинальное влияние на ситуацию в области защиты прав человека в мире, поскольку ее положения за время своего существования в большинстве государств стали нормами обычного права и легли в основу конституций. Своевременность правового регулирования в настоящее время несколько отстает от темпов развития общественных отношений. В качестве примера можно привести отсутствие международных положений в сфере нестандартных форм занятости. В связи с этим большая роль отдается региональному сотрудничеству в указанной области. Здесь необходимо признать сравнительно низкий уровень взаимодействия государств СНГ по данному вопросу, однако начало работы комиссии по правам человека СНГ можно выделить в качестве положительного момента.
Для того, чтобы мировая система управления конфликтами соответствовала современным вызовам и угрозам, могла оперативно и эффективно им противостоять, необходима ее реорганизация, модернизация структурно-функциональной части. Однако ни одни изменения в деятельности международных организаций не могут быть эффективными при игнорировании принципов легитимности, инклюзивности, подотчетности и транспарентности. Нормы международного публичного права могут быть эффективными только тогда, когда все государства проведут коллективную работу над построением устойчивой и эффективной системы защиты и поддержания международной безопасности.
5. В развитии международного публичного права в социальной сфере можно выделить два основных подхода: рекомендательный и конвенциональный. В первом случае от государств требуется соблюдение минимально установленных стандартов в социальной сфере, во втором речь идет о призывах к дальнейшему, более тесному, сотрудничеству и взаимодействию стран для того, чтобы разработать унифицированную международную систему стандартов социального обеспечения.
Несмотря на сложности, второй подход включает в себя такие преимущества, как гипотетическую возможность в некотором роде связать все те государства, которые ратифицируют конвенцию, для того, чтобы вместе поддерживать наиболее уязвимые категории населения.
С практической точки зрения проблема реализации конвенционального подхода заключается в том, что система контроля, которая основывается на анализе докладов об уровне и состоянии социальной сферы, вряд ли может быть охарактеризована как эффективная и действенная. Стоит признать, что ключевым фактором нежелания государств связывать себя обязательствами, вытекающими из конвенций в социальной сфере, является то, что такие обязанности не влекут для стран получения никаких преимуществ.
6. Для того, чтобы стандарты и правила международного права были успешно имплементированы в отечественную правовую систему, в первую очередь необходима совместная работа над имеющимися проблемами, которая заключается в поиске решений и компромиссов, основанном на приоритете национальных интересов, но при учете международных.
Здесь кажется целесообразным осуществлять данную деятельность по аналогии с работой согласительных комисссий – процесс, когда несколько сторон, не имеющих возможности самостоятельно выработать единое решение, обращаются к третьей стороне. Другими словами, можно прибегнуть к своебразной медицации при решении вопросов имплементации отдельных положений международного права в отечественную правовую систему.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации отражены в двух научных публикациях по тематике предмета исследования, а также были использованы при подготовке докладов на научно-практических конференциях.
Структура работы определяется логикой поставленных задач для достижения цели исследования. Работа включает в себя введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список использованной литературы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Международное публичное право - специфическая правовая система, включающая в себя совокупность норм, регламентирующих межгосударственные взаимоотношения и отношения иных субъектов, которые складываются по вопросу политической, экономической, культурной, социальной, военной и прочих сфер.
Международное публичное право основывается на множестве принципов, классифицируемых исследователями по разным основаниям, однако фундаментальными, основными, являются те, которые, во-первых, закреплены в качестве таковых в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права, а, во-вторых, признаются подавляющим большинством субъектов. В настоящее время известно десять принципов.
Анализ периодизации развития международного публичного права и истории международных отношений свидетельствует о том, что каждый новый его виток связан с военными конфликтами международного характера. Отсюда возникает предположение о наличии связи между разрешением межгосударственных противоречий военным путем и последующим активным международным нормотворчеством.
Принципиально новые качества международное публичное право приобретало именно тогда, когда в результате разрушительных последствий войны государства в полной мере понимали серьезность, опасность и непродуктивность разрешения конфликтных ситуаций силовыми методами.
В самом общем виде после окончания одной войны наступал мирный период, возникали новые кризисные явления, вынуждавшие государства опять обращаться к силовым методам разрешения сложной ситуации, и начиналась новая война.
Созданная в середине XX века ООН, ослабила репутационные позиции, которыми обладала изначально, что проявляется в эффективности воздействия на межгосударственные отношения в преодолении конфликтов, и своевременных ответов на возникающие вызовы и угрозы в сфере международной безопасности.
Правотворчество международных организаций может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли международного публичного права, поскольку оно является совокупностью правовых норм, отличающейся от иных правовых отраслей по предмету, источникам права, наличием особого объекта, различием применения принципов международного права к правотворчеству международных организаций, а также сочетанием норм публично-правового и частноправового характера.
Безусловно, международные организации имеют огромное влияние на процесс формирования международного публичного права, поскольку представляют собой правовую отрасль, элементами которой являются нормы и принципы, распространяющие свое действие как на публичные, так и на частные международные правовые аспекты, и главной функцией которых является регулирование процессов учреждения и функционирования международных организаций.
Международное публичное право в настоящее время вносит неоценимый вклад в развитие прав человека. В отличие от периода до середины XX века, когда проблема прав человека относилась исключительно ко внутреннему ведению государств, после окончания Второй мировой войны она приобрела общемировой характер, и данная тенденция только усилилась с ростом глобализационных и интеграционных процессов.
Всеобщая декларация прав человека оказывает кардинальное влияние на ситуацию в области прав человека в мире, поскольку ее положения за время своего существования в большинстве государств стали нормами обычного права и легли в основу конституций. Скорость выработки и принятия международных положений в настоящее время несколько отстает от темпов развития общественных отношений, в связи с чем большая роль отдается региональному сотрудничеству в указанной области. Здесь необходимо признать сравнительно низкий уровень взаимодействия государств СНГ по данному вопросу, однако начало работы комиссии по правам человека СНГ можно выделить в качестве положительного момента.
Международные организации имеют существенный потенциал, как институционального, так и нормативного плана, который при эффективном и грамотном его использовании может стать действенным инструментом для предотвращения или урегулирования конфликтов на межгосударственном уровне. Однако практическая реализация имеющихся возможностей ограничена определенными факторами субъективного и объективного характера, которые вытекают из идеологического противоречия между государствами-участниками, уровня их экономического развития и, как следствие, финансовых возможностей, ограничений ресурсного плана и коллизиями, и пробелами законодательного регулирования.
Для того, чтобы мировая система управления конфликтами соответствовала современным вызовам и угрозам, могла оперативно и эффективно им противостоять, необходима ее реорганизация, модернизация структурно-функциональной части. Однако ни одни изменения в деятельности международных организаций не могут быть эффективными при игнорировании принципов легитимности, инклюзивности, подотчетности и транспарентности. Нормы международного публичного права могут быть эффективными только тогда, когда все государства проведут коллективную работу над построением устойчивой и эффективной системы защиты и поддержания международной безопасности.
Социальная ответственность государств в международном публичном праве связывается с конвенциями и рекомендациями МОТ, которые устанавливают минимальные стандарты в сфере социального обеспечения.
В развитии международного публичного права в социальной сфере можно выделить два основных подхода: рекомендательный и конвенциональный. В первом случае от государств требуется соблюдение минимально установленных стандартов в социальной сфере, во втором речь идет о призывах к дальнейшему, более тесному, сотрудничеству и взаимодействию стран для того, чтобы разработать унифицированную международную систему стандартов социального обеспечения.
Несмотря на сложности, второй подход включает в себя такие преимущества, как гипотетическую возможность в некотором роде связать все те государства, которые ратифицируют конвенцию, для того, чтобы вместе поддерживать наиболее уязвимые категории населения.
С практической точки зрения проблема реализации конвенционального подхода заключается в том, что система контроля, которая основывается на анализе докладов об уровне и состоянии социальной сферы, вряд ли может быть охарактеризована как эффективная и действенная. Стоит признать, что ключевым фактором нежелания государств связывать себя обязательствами, вытекающими из конвенций в социальной сфере, является то, что такие обязанности не влекут для стран получения никаких преимуществ.
Вероятно, решение данной проблемы видится в разработке международной организацией труда каких-либо способов поощрения тех стран, которые ратифицируют соответствующие конвенции и будут их исполнять.
Имплементация международных стандартов в национальное законодательство Российской Федерации является сложным процессом, который в настоящее время сталкивается с рядом проблем и трудностей.
Так, имеется проблема гармонизации положений национального и международного права, что закономерно приводит к сложности внедрения международных стандартов в отечественную правовую систему.
Из проблемы гармонизации вытекает проблема исполнения имплементированных положений, поскольку успешность их внедрения не гарантирует эффективность исполнения ввиду неоднозначного трактования и вытекающих отсюда сложностей проведения контрольных мероприятий.
Третья проблема заключается в отсутствии в некоторых случаях целесообразности имплементации международных норм. Последняя проблема приобрела особую актуальность сравнительно недавно, когда исполнение международных обязательств может явиться угрозой безопасности, например, экономической, государства.
Для того, чтобы стандарты и правила международного права были успешны имплементированы в отечественную правовую систему, в первую очередь необходима совместная работа над имеющимися проблемами, которая заключается в поиске решений и компромиссов, основанном на приоритете национальных интересов, но при учете международных.
Подписываемые Россией международные соглашения и договоры характеризуются разнообразием, многополярностью, диктуются интересами России в конкретном регионе и конкретной сфере, направлены на активное взаимодействие с разными странами и государствами, что в целом характеризует Российскую Федерацию как активного члена международного сообщества.
Международное право не только оказывает влияние на вынесение конкретного решения по тому либо иному делу, но и в определенной степени влияет на такой субъективный аспект, как делают вынесенные российскими судами решения более обоснованными с точки зрения людей в тех случаях, когда в них содержится ссылка на положения международного права.
Также кажется справедливым утверждение о том, что международное право играет важнейшую роль в деле совершенствования положений отечественного права, для обнаружения и устранения его коллизий и пробелов, что в совокупности является важной гарантией защиты прав и свобод людей и в целом всех субъектов общественных отношений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Хельсинки, 1 августа 1975 года//URL: https://www.osce.org/ru/mc/39505?dow№load=true (дата обращения – 02.12.2024).
4. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998) // Российская газета, № 238, 16.12.1998
5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцать пятой сессии. 15 сентября - 17 декабря 1970 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Двадцать пятая сессия.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1971. С. 151 - 155.
6. Декларация прав человека и гражданина, принятая национальным собранием 26 августа 1789//URL: https://vostlit.i№fo/Texts/Dokume№ty/Fra№ce/XVIII/1780-1800/Dokume№ty_fr_rev_1789/text.htm (дата обращения - 20.11.2024).
7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года//URL: https://www.u№.org/ru/docume№ts/decl_co№v/declaratio№s/summitdecl.shtml (дата обращения - 20.11.2024).
8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ 05.06.2014
9. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (с изм. от 14.10.2022) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24.09.1993) // Собрание законодательства РФ, 29.03.1999, № 13, ст. 1489
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, № 2, ст. 163
11. Международный билль о правах человека//URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_co№v/hr_bill.shtml (дата обращения - 21.11.2024).
12. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» [рус., англ.] (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Собрание законодательства РФ. 8 июня 2020 г. № 23. Ст. 3589.
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291
14. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года//URL: https://u№ctad.org/system/files/official-docume№t/ares70d1_ru.pdf (дата обращения - 02.12.2024).
15. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ)//СПС «КонсультантПлюс»
16. Решение Совета глав правительств СНГ «О Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021 - 2030 годы» (Принято 29.05.2020) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ http://cis.minsk.by/
17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) //Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ 12.04.2017.
18. Устав ООН//URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения - 01.12.2024).
19. Декларация прав Вирджинии 1776г//URL: https://co№stitua№ta.blogspot.com/2011/12/1776.html#:~:text=%D0%94%D0%95%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%20%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92%2C,%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0. (дата обращения – 20.11.2024).
20. Билль о правах//URL: https://www.state.gov/wp-co№te№t/uploads/2020/02/Russia№-tra№slatio№-U.S.-Bill-of-Rights.pdf (дата обращения - 20.11.2024).
21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
22. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757
23. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 (ред. от 09.10.2023) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации») //Собрание законодательства РФ, 23.05.2011, № 21, ст. 2930
24. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // Свод законов РСФСР, т. 1, с. 13, 1988 г.
Научная литература
25. Ананьева, Е. О. Развитие международного публичного и частного права на современном этапе / Е. О. Ананьева, П. В. Ивлиев // Юридическая мысль. – 2022. – № 2(126). – С. 9-18.
26. Бобков, В. Н. Вызовы неустойчивой занятости / В. Н. Бобков // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», Москва, 15–16 марта 2017 года. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2017. – С. 1467-1471
27. Бобров Р.Л. Основные проблемы теории международного права / Р.Л. Бобров. Москва : Международные отношения, 1968. 272 с.
28. Валенцева, Е. В. Нормативно-правовая деятельность международной организации труда (МОТ) / Е. В. Валенцева, Т. С. Оганесян // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина: Материалы Второй Всероссийской национальной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12–13 декабря 2019 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. – С. 158-162.
29. Великая депрессия 1929-1933 гг.: становление подходов к макроэкономическому регулированию в условиях кризиса / Э. М. Сандоян, А. Б. Егиазарян, М. А. Восканян [и др.] // Вопросы управления. – 2021. – № 3(70). – С. 49-60.
30. Головина, В. С. Имплементация международных норм: понятие и способы / В. С. Головина // Права человека: история, теория, практика: восьмая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей, Курск, 20 ноября 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 143-146
31. Глотова, И. И. ВТО и членство России в организации // Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособной государственной и региональной экономики: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 04 декабря 2017 года. Том Часть 2. – Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2017. – С. 163-167.
32. Гулиева, З. А. СССР и международное право / З. А. Гулиева // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях : Сборник научных статей. Том Ч. VI. – Москва : Издательство «Перо», 2020. – С. 20-24.
33. Дзагоев, С. Ф. Роль ООН и других международных организаций в решении проблем взаимодействия государства и общественных объединений (на примере Республики Туркменистан) / С. Ф. Дзагоев, А. А. Хугаева, С. Кылычев // Управление экономическими и социальными системами региона: Сборник научных трудов. – Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, 2023. – С. 93-102
34. Дубова, Н. Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 / Н. Дубова // Открытые системы. СУБД. – 2019. – № 4. – С. 36
35. Дубова, Е. М. Феномен санкционных процессов с участием иностранного элемента в новых реалиях / Е. М. Дубова // Молодой ученый. – 2024. – № 21(520). – С. 483-485.
36. Засуха, И. С. Международное право в области прав человека / И. С. Засуха // Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 декабря 2015 года. – Санкт-Петербург: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2015. – С. 100-102.
37. Зорькин В. Д. Предел уступчивости // Рос. газ. Федер. вып. 2010. 29 окт. – с. 78-79.
38. Карташкин, В. А. 70-летие Всеобщей декларации прав человека и ее влияние на развитие международного права / В. А. Карташкин // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2017. – № 1. – С. 1-6.
39. Кириловская, Н. Н. Система международного права в отечественной международно-правовой доктрине / Н. Н. Кириловская. — М.: Юрлитинформ, 2008. — 224 с.
40. Киселева, О. А. Применение норм международных договоров в практике арбитражных судов Российской Федерации : специальность 12.00.10 «Международное право; Европейское право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / О. А. Киселева. – Санкт-Петербург, 2019. – 417 с
41. Козявкина, И. А. Роль международной организации труда в современном мире / И. А. Козявкина, А. Д. Фурсова // Норма. Закон. Законодательство. Право : сборник материалов XXIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, Пермь, 16–17 апреля 2021 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. – С. 819-823.
42. Комков, М. С. Роль ООН в решении международных конфликтов / М. С. Комков, Е. Е. Петрова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 8. – С. 318-322.
43. Коффи Н Гуан, Ж. Ф. Классификация источников международного публичного права в области трудящихся-мигрантов / Ж. Ф. Коффи Н Гуан, Д. Ш. Бийгишиева // Закон и право. – 2020. – № 6. – С. 147-149
44. Кремнева, А. О. Предупреждение и урегулирование межгосударственных конфликтов в деятельности международных организаций / А. О. Кремнева, Ю. А. Кафтулина // Международные отношения и региональные процессы: Материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Омск, 19 декабря 2023 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2024. – С. 45-50
45. Крестьянинов, А. Н. Международная организация труда и ее деятельность в условиях глобализации / А. Н. Крестьянинов // Труд и социальные отношения. – 2012. – Т. 23, № 4. – С. 23-39.
46. Кривокапич, Б. Д. Позитивные действия в сфере прав человека и связанные с ними проблемы / Б. Д. Кривокапич // Юридический вестник Самарского университета. – 2024. – Т. 10, № 1. – С. 20-28.
47. Кухарчук, А. А. Международное право в системе российского законодательства: международное право в области прав человека / А. А. Кухарчук, И. И. Шашков, И. В. Игнатьева // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 30 декабря 2020 года / Юго-Западный государственный университет; Северо-Кавказский федеральный университет, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 298-302.
48. Лановая, Г.М. Причины девальвации международного публичного права // Вестник экономической безопасности.– 2022. – №6.–С.79-91.
49. Леоненко, Е. А. Корпоративная социальная ответственность (CSR), устойчивое развитие (SD) и ESG как маркеры социального развития государства и бизнеса / Е. А. Леоненко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-2. – С. 230-240.
50. Лыдин, Н. Н. Военная история стран Запада первой половины XIX в / Н. Н. Лыдин. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Мир науки», 2020. – 76 с.
51. Магерова, А. А. Международный валютный фонд как фактор регулирования международных валютных отношений / А. А. Магерова, Н. И. Баранникова, Е. Е. Бичева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 110-6. – С. 114-116.
52. Мамай, Е. А. Международное публичное право / Е. А. Мамай, А. С. Логинова. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговая компания «Троицкий мост», 2024. – 148 с.
53. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2005. 495 с
54. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 412 с.
55. Машегов, П. Н. Цифровое будущее R5 / П. Н. Машегов // Тренды и перспективы цифровой экономики: финансовые технологии и безопасность : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 20–21 июня 2023 года. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2023. – С. 291-298.
56. Международное публичное право. Общая часть : учебное пособие / Е. Ф. Довгань, Т. Н. Михалева, Н. О. Мороз [и др.]. – Минск : Белорусский государственный университет, 2023. – 463 с.
57. Мещерякова, О. М. Глобализация и ее влияние на развитие международного права / О. М. Мещерякова // Правовая инициатива. – 2014. – № 4. – С. 2. История международного публичного и частного права: проблема интерпретаций: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. – 253
58. Мигачев, Ю. И. Международное право: Учебник для бакалавров / Ю. И. Мигачев, Р. А. Каламкарян. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2019. – 632 с.
59. Мирошников, И. Ю. Сущность международного частного права и его соотношение с международным публичным правом / И. Ю. Мирошников // Проблемы научной мысли. – 2023. – Т. 11, № 2. – С. 53-57.
60. Мищенко, А. С. Принципы международного публичного права в современном мире / А. С. Мищенко, Е. С. Луценко // Экономико-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности: материалы VII Всероссийской национальной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 02 июня 2023 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 142-145
61. Мокосеева, М. А. Некоторые аспекты трансформации конституционных правовых норм / М. А. Мокосеева // Правовая парадигма. – 2021. – Т. 20, № 4. – С. 96-105.
62. Морозов, Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории / Г. И. Морозов. — М.: Мысль, 1974. — 332 с
63. Назаров, Д. Акты мот: правовая природа и классификация / Д. Назаров // Академический юридический журнал. – 2018. – № 4(28). – С. 77-82
64. Овчинникова, Н. О. Место и роль решений Европейского суда по правам человека в механизме удаления пробелов в уголовнопроцессуальном праве России / Н. О. Овчинникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 1(44). – С. 247-256
65. Пирумян, А. Понятие международного «мягкого права» и его имплементация во внутреннее законодательство: практический взгляд на проблему / А. Пирумян // Международно-правовые чтения. Том 12. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. – С. 306-319.
66. Поскребышева Е. С. Охридские соглашения по Македонии в контексте этноконфессиональной политики Евросоюза // Вестник ННГУ. 2013. №5-1.– С.96-99.
67. Правкин, С. А. Теория государства и права / С. А. Правкин, Л. М. Зейналова; Московский университет им. С.Ю. Витте. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. – 325 с.
68. Правовая мысль: антология / автор-сост. В.П. Малахов. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 1016 с.
69. Пунтус, С. А. Международно-правовой принцип свободы открытого моря: генезис и современное состояние / С. А. Пунтус // Роль науки и образования в развитии водного транспорта: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Красноярск, 05–06 июня 2007 года. – Красноярск: Красноярский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта», 2007. – С. 66-70.
70. Развитие и применение международного права и международного частного права: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Сборник научных статей, Краснодар, 05 апреля 2018 года / Ответственный редактор Т.В. Новикова. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом – Юг», 2018. – 378 с.
71. Савкусан, Т. П. Урегулирование международных конфликтов с помощью примирительных процедур / Т. П. Савкусан, А. Ю. Макеев // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 273-275
72. Савчук, В. В. О месте и взаимодействии международного частного права и международного гражданского процесса / В. В. Савчук // Проблемы гражданского права и процесса: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я Купалы; редкол.: И. Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 299–320
73. Саунина, Е. В. Международное гуманитарное право и международное право прав человека - конкуренция или взаимодействие? / Е. В. Саунина // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2018. – № 3(30). – С. 40-47
74. Свиридонова, Е. А. Актуальные вопросы международного права / Е. А. Свиридонова, Н. А. Чернов, Е. С. Балашова // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 8-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 12–13 декабря 2023 года. – Курск: Университетская книга, 2023. – С. 310-312.
75. Сидоренко, М. В. Международное право и международные отношения СССР в 20-е годы ХХ века / М. В. Сидоренко // Инновационные технологии обучения в вузах. Секция «Инновационные технологии обучения в области юридических дисциплин в высшей школе»: Сборник статей национальной научно-практической конференции, Сочи, 27–28 апреля 2022 года. – Сочи: Образовательное частное учреждение высшего образования «Московский инновационный университет», 2022. – С. 77-82.;
76. Синявский, А. Э. Международное право: проблема справедливости (внешняя политика СССР в 80-е гг. XX в. и Российской Федерации в 20-е гг. XXI в.) / А. Э. Синявский // Право и правосудие в современном мире : Сборник научных статей молодых исследователей XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции студентов, магистрантов и соискателей (к 25-летию Российского государственного университета правосудия и 20-летию Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия), Санкт-Петербург, 24–25 марта 2023 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2023. – С. 744-747
77. Скачкова, В. В. Презумпции как правовые средства регулирования международных процессуальных отношений: понятие и значение / В. В. Скачкова, М. Л. Воронкова // Академическая публицистика. – 2023. – № 1-1. – С. 181-194.
78. Скоробогатов А. В. Вестфальский мир 1648 г. и формирование суверенной государственности в Западной Европе // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2022. – №5. – С.31-36
79. Современное международное публичное право: Учебник в 3-х частях / А. Б. Арзуманян, Е. А. Левицкая, А. Е. Тарасова [и др.]. – Ростов-на-Дону, Таганрог: Южный федеральный университет, 2022. – 307 с
80. Солнцев, А. М. Международно-правовые институты устойчивого развития / А. М. Солнцев // ESG-трансформация как вектор устойчивого развития: В трех томах / Под общ. ред. К. Е. Турбиной и И. Ю. Юргенса. Том 3. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Аспект Пресс», 2022. – С. 167-241.
81. Сорина, Е. Е. Социальная ответственность бизнеса в современной России: диалог государства, бизнеса и некоммерческих организаций / Е. Е. Сорина // Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация. – 2019. – № 3. – С. 20-23.
82. Социальная ответственность бизнеса и государства как фактор конкурентоспособности / И. Э. Гергиев, А. И. Позмогов, А. Д. Кокаева, Т. Р. Дзантиева // Финансовый менеджмент. – 2023. – № 6-2. – С. 4-12;
83. Султанов, А. Р. Постановления Европейского Суда по правам человека в гражданском процессе Российской Федерации / А. Р. Султанов. – Москва : ООО «Издательство «СТАТУТ», 2020. – 318 с.
84. Сюлин, А. И. К вопросу о теоретических и правовых основах имплементации норм международного права / А. И. Сюлин // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева : В 3-х частях, Саранск, 22–29 мая 2017 года / Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. Том Часть 3. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2017. – С. 218-224
85. Терехин, В. А. Российская правовая система и Европейский Суд по правам человека: проблемы взаимодействия / В. А. Терехин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2016. – № 2(38). – С. 66-75.
86. Трунов, Ф. О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и РФ в урегулировании вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве / Ф. О. Трунов // Россия и современный мир. – 2018. – № 3(100). – С. 66-85
87. Фарходов, Ш. Б. ООН теряет монополию на урегулирование международных военных конфликтов / Ш. Б. Фарходов // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы III студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 298-300.
88. Формы влияния международного права на российскую правовую систему / И. В. Абдурахманова, Г. Б. Власова, И. В. Ганичев [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2024. – 210 с.
89. Фролова, Т.С., Пустови, А.А., Черкасов, Е.А., Фукс, А.Ю. История развития прав и свобод человека // E-Scio. 2022 .– №8 (71).– С.14-19. Фельдман, Д. И. Система международного права / Д. И. Фельдман. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. – 1983. – 119 с;
90. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Проспект, 2004. – 640 с.
91. Хабачиров, М. Л. О формировании международного чрезвычайного права как новой отрасли международного права / М. Л. Хабачиров // Междунар. право. – 2010. – № 1. – С. 32–35.
92. Хаданович, А. Имплементация международных стандартов в национальное законодательство / А. Хаданович // Банковский вестник. – 2008. – № 25(426). – С. 52-57.
93. Хазиахметов, И. И. Роль различных государств в деятельности Международного валютного фонда / И. И. Хазиахметов // Молодой ученый. – 2024. – № 43(542). – С. 273-276.
94. Хуснутдинова, И. В. Признание государств в современном международном праве / И. В. Хуснутдинова // Правовая система и вызовы современности: Материалы XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Уфа, 14–16 декабря 2023 года. – Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2023. – С. 127-132.
95. Хыдыров, А. Международное право в средние века. Классическое международное право / А. Хыдыров // Академическая публицистика. – 2024. – № 10-2. – С. 382-385.
96. Чарыева, О. Виды международных организаций / О. Чарыева, М. Язмырадов // Ceteris Paribus. – 2022. – № 12. – С. 195-198.
97. Чукаев, Т. О. Концепция «общественного права» в отечественной полицеистике XIX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Чукаев Тимур Омарович, 2023. – 269 с.
98. Шаламова, А. Н. Социальная ответственность через призму идеи социального государства / А. Н. Шаламова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2022. – № 2(101). – С. 19-28
99. Шинкарецкая, Г. Г. Международное публичное и международное частное право в решениях международных судов / Г. Г. Шинкарецкая // Государство и право. – 2020. – № 2. – С. 117-124
100. Ширкова, И. В. Историческое развитие прав человека в контексте проблемы социально-философского исследования / И. В. Ширкова // Формы и механизмы социально-исторической преемственности: Материалы международной научной конференции, Донецк, 22 апреля 2016 года / Ответственный редактор Т.Э. Рагозина. – Донецк: Социально-гуманитарный институт ГОУ ВПО "Донецкий национальный технический университет", 2016. – С. 143-147.
101. Шкиренко, С. А. источники международного публичного права / С. А. Шкиренко, А. А. Шарыгина // Молодежь и XXI век - 2021 : Материалы XI Международной молодежной научной конференции, Курск, 18–19 февраля 2021 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 368-370.
102. Шпаковский, Ю. Г. Лига наций / Ю. Г. Шпаковский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 12(76). – С. 249-256.
103. Шумков, В. Д. Имплементация норм международного права в уголовное право России / В. Д. Шумков // Вопросы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Новосибирск, 08 февраля 2018 года / Ответственный редактор А.Л. Снигирев. – Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. – С. 111-117.
104. Brow№lie J. Pri№ciples of Public I№ter№a- tio№al Law. 6th ed. Oxford, 2003.
105. Cassese A. I№ter№atio№al Law. 2№d ed. Oxford, 2005;
106. Kurbo№ova, Z. M. Some political aspects of the process of settleme№t of the Tajik-Kyrgyz state border / Z. M. Kurbo№ova // Постсоветские исследования. – 2022. – Vol. 5, №o. 4. – P. 349-356
107. O’Brie№ J. I№ter№atio№al Law. L., 2001;
108. Show M. I№ter№atio№al Law. 5th ed. Cambridge, 1997;
109. Sloma№so№ W. Fu№dame№tal Perspectives o№ I№ter№atio№al Law. 4th ed. Sa№ Diego, 2003;
110. Wallace R. I№ter№atio№al Law. 5th ed. L., 2005;
Материалы судебной практики
111. Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением в судебных актах Арбитражного суда Амурской области общепризнанных принципов и норм международного права. URL: http://amuras.arbitr.ru/№ode/15062 (дата обращения - 8.12.2024).
112. Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел (утв. Президиумом Верховного суда 08.12.2021) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2022
113. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 6 (ред. от 25.10.1996) «О выполнении судами Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» //Российская газета, № 230, 26.11.1994;
114. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 № 3 (ред. от 10.10.2001) «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993
115. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005
116. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 (ред. от 26.11.2019) «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // Таможенные ведомости, № 7, июль, 2016
117. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» // Российская газета, № 144, 04.07.2017
118. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, октябрь, 2019
119. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета, № 247, 28.12.1995
120. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» //Российская газета, № 244, 02.12.2003
121. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2013
Статьи в средствах массовой информации
122. Годовой доклад 2024 года//URL: https://www.un.org/ru/annualreport (дата обращения - 03.12.2024).
123. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 2003–2007 годы//URL: https://legal.un.org/icjsummaries/documents/russian/st_leg_serf1_add3.pdf (дата обращения - 01.12.2024).
124. Международная организация труда приостановила сотрудничество с Россией//URL: https://www.rbc.ru/rbcfree№ews/623b36929a7947638bfb03c7 (дата обращения – 05.12.2024).
125. МИД назвал выход России из ВТО «подарком для недругов»//URL: https://www.rbc.ru/politics/15/02/2023/63ed046a9a79479be9740b65 (дата обращения – 05.12.2024)
126. Официальный сайт ЮНКТАД//URL: https://unctad.org/ (дата обращения – 05.12.2024)
127. Официальный сайт ЮНИДО//URL: https://www.unido.org/ (дата обращения – 05.12.2024).
128. Официальный сайт ЮНЕСКО//URL: https://www.unesco.org/ru (дата обращения – 05.12.2024).
129. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы //URL: https://fas.gov.ru/pages/international-partnership/ates/ (дата обращения – 05.12.2024).
130. Политическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях//URL: https://bss.by/novosti/novosti/politicheskaya-bezopasnost-kak-osnova-obshhestvenno-politicheskoj-stabilnosti-suverennogo-gosudarstva.-izbiratelnaya-kampaniya-2024-goda-v-novyih-pravovyih-usloviyah.html (дата обращения - 02.12.2024).
131. Путин: Совокупный ВВП стран БРИКС превышает показатели G7//URL: https://www.tatar-inform.ru/news/putin-sovokupnyi-vvp-stran-briks-prevysaet-pokazateli-g7-5961798 (дата обращения - 05.12.2024).
132. Члены Совета Безопасности в настоящее время//URL: https://mai№.u№.org/securitycou№cil/ru/co№te№t/%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F (дата обращения – 8.12.2024).