ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. КАТЕНИНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 5
1.1. Жанровый канон баллады в русской литературе первой трети XIX в 5
1.2. Проблема народности и полемика В.А. Жуковского и П.А. Катенина о
национальном содержании жанра баллады 9
ГЛАВА 2 ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ПОЭТИКА БАЛЛАД П. КАТЕНИНА 16
2.1. «Простонародные баллады» П. Катенина 16
2.1.1. «Русские» баллады «Наташа», «Ольга», «Леший» 16
2.1.2. Мотив возмездия в «преступной» балладе «Убийца» 23
2.1.3. «Историко-легендарные» баллады «Мстислав Мстиславич», «Софокл»... .27
2.2. Жанровый синкретизм былин и поэм Катенина 31
2.2.1. Мотив поэтического состязания и жанровые черты баллады и былины в
стихотворениях «Певец» и «Старая быль» 32
2.2.2. Балладное начала в поэме «Инвалид Горев» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 5
1.1. Жанровый канон баллады в русской литературе первой трети XIX в 5
1.2. Проблема народности и полемика В.А. Жуковского и П.А. Катенина о
национальном содержании жанра баллады 9
ГЛАВА 2 ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ПОЭТИКА БАЛЛАД П. КАТЕНИНА 16
2.1. «Простонародные баллады» П. Катенина 16
2.1.1. «Русские» баллады «Наташа», «Ольга», «Леший» 16
2.1.2. Мотив возмездия в «преступной» балладе «Убийца» 23
2.1.3. «Историко-легендарные» баллады «Мстислав Мстиславич», «Софокл»... .27
2.2. Жанровый синкретизм былин и поэм Катенина 31
2.2.1. Мотив поэтического состязания и жанровые черты баллады и былины в
стихотворениях «Певец» и «Старая быль» 32
2.2.2. Балладное начала в поэме «Инвалид Горев» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЯ 46
Имя Павла Александровича Катенина (1792-1853) - одно из центральных среди поэтов «пушкинского круга». Но он не только поэт - знаток театра, переводчик-драматург, критик-полемист, его имя значимо и для литературного движения декабристов.
Он был одним из руководителей Военного общества, созданного в 1817 году, - ранней декабристской организации, и авторитет его был высок в передовых офицерских кругах, а в правительственных сферах он слыл либералом, от которого набираются «вольного духу». Хотя позже Катенин отошел от активной деятельности, отношение к нему оставалось настороженным.
Творческая деятельность Катенина продолжалась почти тридцать лет, он впервые появляется в печати в 1810 году, однако уже с середины 20-х годов он фактически был вытеснен из литературы, а после 1836 года вообще не выступал в печати. В 1810 году в журнале «Цветник» Катенин публикует переводы Оссиана, Виргилия, Гесснера и подражательные стихи. Стремление к самобытности сочеталось у Катенина с широтой тематического и жанрового диапазона его творчества: поэма, стихотворная сказка и повесть, сатира, элегия, эклога, идиллия, баллада, эпиграмма, послание, песня, мадригал,сонет, рондо и т.д. Тогда же он стал работать и для театра: в 1811 году в Петербурге был поставлен его стихотворный перевод трагедии Корнеля «Ариадна». Драматические произведения в стихах составляют большую часть литературного наследия Катенина,среди них комедия в прозе «Студент» (1817), написанная совместно с А.С. Грибоедовым,«Пир Иоанна Безземельного» (1820), «Вражда и любовь» (1827), особенно «Андромаха» (1809-1818). И здесь широкий жанровый диапазон: трагедия, стихотворная комедия,прозаическая комедия и трагедия.
Однако центральное место в творчестве Катенина занимают все же «простонародные» баллады. В них он «отошел от нормативной эстетики и стиховых форм классицизма, быть может, дальше, нежели любой из современных ему поэтов» [Орлов,с. 56]. В балладах он заявил новые образы и новый ритм, которые станут жанровым эталоном значительно позднее.
Баллады Катенина сыграли огромную роль в становлении жанровой системы и поэтического языка русской литературы. Хотя его творчество рассматривается преимущественно как поэта «второго» круга пушкинской эпохи. И если жар баллады в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова изучен достаточно полно,вклад баллад Катенина в эволюцию жанра, как и все его творчество, не часто становился предметом литературоведческих исследований. Чаще всего исследователей привлекают парадоксы судьбы Катенина, они обращаются к его творчеству в рамках изучения поэзии декабристов, в аспекте полемики «шишковистов» и «карамзинистов», в русле становления романтизма в литературе первой трети XIX века, в плане исследования, почему столь успешный поэт и общественный деятель исчез из литературной жизни в самом расцвете. Недостаточность внимания к творчеству П.А. Катенина обусловила актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель работы: показать художественные особенности жанра баллады в творчестве П.А. Катенина, их место в эстетической концепции поэта.
Цель определила постановку следующих задач: изучить доступную научную литературу; рассмотреть эстетическую концепцию Катенина; проанализировать произведения, имеющие признаки жанра баллады; выявить их роль в отражении эстетических взглядов писателя; определить их художественные особенности.
Материалом исследования послужили произведения П.А. Катенина, имеющие черты жанра баллады: «Убийца», «Наташа», «Ольга», «Софокл», «Мстислав Мстиславич», «Инвалид Горев», «Леший», «Старая быль», «Мир поэта» и др.
В качестве основных методов исследования использовались сравнительно-исторический, метод филологического анализа.
Научная новизна заключается в попытке дать системное представление о художественной специфике жанра баллады в творчестве П.А. Катенина и его места в эстетике писателя.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной дипломной работы могут быть использованы в курсе школьного и вузовского преподавания русской литературы, в спецкурсах по истории русской литературы.
Апробация материалов дипломной работы была осуществлена на научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2016 г.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких параграфов, заключения, где содержатся общие выводы по работе,и библиографического списка литературы.
Он был одним из руководителей Военного общества, созданного в 1817 году, - ранней декабристской организации, и авторитет его был высок в передовых офицерских кругах, а в правительственных сферах он слыл либералом, от которого набираются «вольного духу». Хотя позже Катенин отошел от активной деятельности, отношение к нему оставалось настороженным.
Творческая деятельность Катенина продолжалась почти тридцать лет, он впервые появляется в печати в 1810 году, однако уже с середины 20-х годов он фактически был вытеснен из литературы, а после 1836 года вообще не выступал в печати. В 1810 году в журнале «Цветник» Катенин публикует переводы Оссиана, Виргилия, Гесснера и подражательные стихи. Стремление к самобытности сочеталось у Катенина с широтой тематического и жанрового диапазона его творчества: поэма, стихотворная сказка и повесть, сатира, элегия, эклога, идиллия, баллада, эпиграмма, послание, песня, мадригал,сонет, рондо и т.д. Тогда же он стал работать и для театра: в 1811 году в Петербурге был поставлен его стихотворный перевод трагедии Корнеля «Ариадна». Драматические произведения в стихах составляют большую часть литературного наследия Катенина,среди них комедия в прозе «Студент» (1817), написанная совместно с А.С. Грибоедовым,«Пир Иоанна Безземельного» (1820), «Вражда и любовь» (1827), особенно «Андромаха» (1809-1818). И здесь широкий жанровый диапазон: трагедия, стихотворная комедия,прозаическая комедия и трагедия.
Однако центральное место в творчестве Катенина занимают все же «простонародные» баллады. В них он «отошел от нормативной эстетики и стиховых форм классицизма, быть может, дальше, нежели любой из современных ему поэтов» [Орлов,с. 56]. В балладах он заявил новые образы и новый ритм, которые станут жанровым эталоном значительно позднее.
Баллады Катенина сыграли огромную роль в становлении жанровой системы и поэтического языка русской литературы. Хотя его творчество рассматривается преимущественно как поэта «второго» круга пушкинской эпохи. И если жар баллады в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова изучен достаточно полно,вклад баллад Катенина в эволюцию жанра, как и все его творчество, не часто становился предметом литературоведческих исследований. Чаще всего исследователей привлекают парадоксы судьбы Катенина, они обращаются к его творчеству в рамках изучения поэзии декабристов, в аспекте полемики «шишковистов» и «карамзинистов», в русле становления романтизма в литературе первой трети XIX века, в плане исследования, почему столь успешный поэт и общественный деятель исчез из литературной жизни в самом расцвете. Недостаточность внимания к творчеству П.А. Катенина обусловила актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель работы: показать художественные особенности жанра баллады в творчестве П.А. Катенина, их место в эстетической концепции поэта.
Цель определила постановку следующих задач: изучить доступную научную литературу; рассмотреть эстетическую концепцию Катенина; проанализировать произведения, имеющие признаки жанра баллады; выявить их роль в отражении эстетических взглядов писателя; определить их художественные особенности.
Материалом исследования послужили произведения П.А. Катенина, имеющие черты жанра баллады: «Убийца», «Наташа», «Ольга», «Софокл», «Мстислав Мстиславич», «Инвалид Горев», «Леший», «Старая быль», «Мир поэта» и др.
В качестве основных методов исследования использовались сравнительно-исторический, метод филологического анализа.
Научная новизна заключается в попытке дать системное представление о художественной специфике жанра баллады в творчестве П.А. Катенина и его места в эстетике писателя.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной дипломной работы могут быть использованы в курсе школьного и вузовского преподавания русской литературы, в спецкурсах по истории русской литературы.
Апробация материалов дипломной работы была осуществлена на научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2016 г.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких параграфов, заключения, где содержатся общие выводы по работе,и библиографического списка литературы.
Русская поэзия первой трети XIX века - неотъемлемая часть русской и мировой культуры. Основой этого периода стал романтизм с его пристальным вниманием к отечественной истории. Историзм и народность определили особенности русской литературы этого периода.
Одно из ведущих мест в поэзии романтизма занимает жанр баллады, к которому обращались почти все писатели эпохи: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие. Немаловажное место в становлении и формировании жанрового канона баллады занимает творчество П. Катенина.
Павел Александрович Катенин (1792-1853) известен как поэт, драматург,переводчик, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, член Союза спасения и друг будущих декабристов. Среди литераторов начала XIX в. он выделяется самостоятельностью литературно-критического мышления,умением отстаивать свои литературные и философско-политические взгляды наперекор чужому мнению. Независимость Катенина сказалась на его литературной репутации двойственно. С одной стороны, с его суждениями считались, А.С. Пушкин, например,признавал авторитет Катенина как критика и ценил его поэтический талант. С другой стороны, у Катенина было мало последователей и учеников, кроме того, вынужденная, а потом и добровольная изоляция в родовом имении Шаево не позволяла поэту оперативно реагировать на изменение литературной ситуации.
Поэтическое наследство Катенина невелико. При жизни поэта в 1833 году в Петербурге появилось лишь двухтомное издание «Сочинений и переводов в стихах Павла Катенина». Но его баллады и идиллии принесли поэту заслуженный успех, хотя отношение к Катенину в литературных кругах было неоднозначным.
Катенинские баллады - это стихотворные новеллы, где реальная история приобретает захватывающее содержание и переплетается с фантастикой и сказкой.
Парадокс их в том, что Катенин не вводит в свои баллады каких-то новых сюжетов или героев, он обращается к уже традиционным для этого жанра сюжетным схемам, но эти устойчивые формы он наполняет совершенно новым содержанием.
Успех баллад Катенина был результатом обращения к неисчерпаемому богатству народной культуры. Поэт сумел органически объединить в новом жанре баллады и былину, и элегию, и быль, и эпос, и сказку, создав своеобразные жанровый синтез,давший новую жизнь уже известному жанру. Его находки получили продолжение в балладах Пушкина, Лермонтова, поэзии Некрасова. Он объединил тайну русской сказки с книжной фантастикой, бытовые истории с историческими былями.
Одно из ведущих мест в поэзии романтизма занимает жанр баллады, к которому обращались почти все писатели эпохи: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие. Немаловажное место в становлении и формировании жанрового канона баллады занимает творчество П. Катенина.
Павел Александрович Катенин (1792-1853) известен как поэт, драматург,переводчик, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, член Союза спасения и друг будущих декабристов. Среди литераторов начала XIX в. он выделяется самостоятельностью литературно-критического мышления,умением отстаивать свои литературные и философско-политические взгляды наперекор чужому мнению. Независимость Катенина сказалась на его литературной репутации двойственно. С одной стороны, с его суждениями считались, А.С. Пушкин, например,признавал авторитет Катенина как критика и ценил его поэтический талант. С другой стороны, у Катенина было мало последователей и учеников, кроме того, вынужденная, а потом и добровольная изоляция в родовом имении Шаево не позволяла поэту оперативно реагировать на изменение литературной ситуации.
Поэтическое наследство Катенина невелико. При жизни поэта в 1833 году в Петербурге появилось лишь двухтомное издание «Сочинений и переводов в стихах Павла Катенина». Но его баллады и идиллии принесли поэту заслуженный успех, хотя отношение к Катенину в литературных кругах было неоднозначным.
Катенинские баллады - это стихотворные новеллы, где реальная история приобретает захватывающее содержание и переплетается с фантастикой и сказкой.
Парадокс их в том, что Катенин не вводит в свои баллады каких-то новых сюжетов или героев, он обращается к уже традиционным для этого жанра сюжетным схемам, но эти устойчивые формы он наполняет совершенно новым содержанием.
Успех баллад Катенина был результатом обращения к неисчерпаемому богатству народной культуры. Поэт сумел органически объединить в новом жанре баллады и былину, и элегию, и быль, и эпос, и сказку, создав своеобразные жанровый синтез,давший новую жизнь уже известному жанру. Его находки получили продолжение в балладах Пушкина, Лермонтова, поэзии Некрасова. Он объединил тайну русской сказки с книжной фантастикой, бытовые истории с историческими былями.



