Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ №15 (с. Бада, Забайкальского края).
Выборка: 20 детей 12-13 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8
1.1 Понятие «здоровый образ жизни», его содержание и критерии 8
1.2 Методы, приемы, направления по формированию здорового образа жизни 18
1.3 Формирование здорового образа жизни на занятиях и в свободное время 23
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 37
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования 37
2.2 Реализация методики применения средств физической культуры и спорта по формированию здорового образа жизни учащихся в системе учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию 40
2.3 Результаты исследования по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта и их обсуждение 45
2.4 Методические рекомендации по повышению уровня физического развития учащихся 52
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Приобщения населения к здоровому образу жизни, остается одной из важнейших проблем на текущее время. Данная проблематика включает в себя не только состояние и проблемы со здоровьем ныне живущего поколения, но и включает в себя благополучие грядущих. Состояние здоровья населения является одной из важнейших характеристик, определяющих их положение в социуме и состояние развития самого общества. Отрицательные тенденции, связанные со здоровьем человека, свидетельствуют о социальном неблагополучии общества и его деградации.
Учитывая ухудшение экологических условий, уровня жизни, сокращение общего числа государственных программ по повышению уровня здоровья на передний план встают проблемы физического развития учащихся. На основе вышесказанного получается, что учет особенностей образа жизни, а конкретно физической активности и положительное отношение к физической культуре и спортивной деятельности, является одним из важнейших составляющих организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений. Физическое воспитание играет ключевую роль для отдельных групп населения, особенно для лиц с хроническими патологиями, с проблемами со здоровьем, имеющих низкий уровень физической подготовки.
Желание сохранить здоровье как личностный мотив возникает в большинстве случаев во взрослом возрасте, когда организм уже не справляется с внешними и внутренними факторами как раньше. К ним могут относится болезни, стресс, жизненные проблемы и другие неблагоприятные условия.
В Российской Федерации за последние 15 лет явно наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья. Значительно возросло количество детей с дефектами развития. Четко видна тенденция к ухудшению психофизического здоровья учащихся. Десятая часть молодого поколения, в возрасте до 25 лет относятся к категории условно здоровых.
Явно возросло количество случаев развития психических и умственных отклонений у учащихся. К ним относятся различные неврозы, психопатии, девиантное поведение и прочее. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека [6].
Вышеуказанные проблемы приводят к обострению необходимости развития, актуализации и внедрения более эффективных социальных технологий привития здорового образа жизни детям, подросткам и молодежи. Ко всему этому можно добавить, что обучение здоровому образу жизни является новой отраслью социальной работы, которой необходимо постоянное теоретическое и практическое осмыслении, анализ результатов, проведении специальных исследований и комплексной проработки.
Здоровый образ жизни на текущий момент не имеет четкого определения, а скорее является комплексным понятием. В общих чертах его можно описать следующим образом: это поведенческий образ жизни, направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.
В формировании здорового образа жизни большую роль играют занятия физической культурой и спортом. По мнению многих ученых оздоровительный потенциал физической культуры и спорта, если его раскрыть весь его потенциал, позволили бы систематически повышать работоспособность, избежать развития вспышек массовых заболеваний и добиться увеличения продолжительности жизни [12].
Органы здравоохранения и государственные структуры активно и систематически пропагандируют пользу и необходимость здорового образа жизни, однако уровень текущего развития общества на данном этапе времени не позволяет в достаточной мере реализовать возможности. Причиной этому является необходимость в личной мотивации каждого индивида для формирования ЗОЖ, а также возможность его реализации, как в материальном, так и в социальном плане [11].
Проблема исследования – условия эффективного формирования здорового образа жизни на занятиях физической культурой и спортом.
В данной работе поднимаются вопросы привития заинтересованности к занятиям физической культуре, как неотъемлемому компоненту здорового образа жизни.
Цель исследования – определить и обосновать принципы, содержание, особенности и формы учебно-воспитательного процесса
в формировании здорового образа жизни у учащихся средствами физической культуры и спорта.
Объект исследования – процесс физического воспитания
в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – средства, методы, формы организации
и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у обучающихся.
Гипотеза исследования – мы имеем основание полагать, что систематически и целенаправленно организуемая в учебно-воспитательном процессе деятельность, направленная на культивирование физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, сможет обеспечить учащимся школы успешную адаптацию к возрастающей учебной нагрузке, интенсифицировать процесс овладения знаниями
и навыками, полученными в процессе обучения, что в конечном счете позволит раскрыть им наиболее полно духовный, моральный, интеллектуальный потенциал своей личности.
Задачи исследования:
1) Всесторонне рассмотреть аспекты здорового образа жизни.
2) Определить социальные ценности и потребности учащихся в сфере физической культуры и спорта.
3) Обосновать принципы и определить содержание учебно-воспитательной программы, выявить факторы, способствующие формированию здорового образа жизни.
4) Определить средства физической культуры и спорта, применяемые в системе физического образования и воспитания учащихся с целью формирования здорового образа жизни.
5) Разработать и протестировать методику использования средств физической культуры и спорта по формированию здорового образа жизни учащихся, определить ее эффективность;
6) Выработать методические рекомендации для преподавателей
по применению средств, методов и способах формирования здорового образа жизни учащихся в системе учебно-воспитательного процесса.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогический эксперимент;
4. Педагогическое тестирование;
5. Математическая статистика.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №15, с. Бада, Забайкальского края.
В исследовании принимало участие 20 детей 12-13 лет, не имеющих противопоказаний и предоставивших медицинские документы. Дети были разделены на 2 группы: экспериментальная 10 человек и контрольная
10 человек.
Экспериментальное исследование проходило с августа 2023 по июнь 2024 года и включало 3 этапа.
На первом этапе (август 2023 г.) изучалась научно-методическая литература по теоретическим и методическим аспектам формирования здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры
и спорта. Проводился подбор тестов для оценки уровня физических возможностей организма школьников. На основании изученной научно-методической литературы формулировались цель и гипотеза, определялись задачи и методы исследования.
На втором этапе (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.) была проведена оценка уровня физических качеств детей экспериментальной
и контрольной групп. На данном этапе исследования разрабатывалась методика повышения физических качеств и увеличения скорости восстановления выносливости и нормального сердцебиения учащихся.
На третьем этапе исследования (июнь 2024г.) была проведена повторная оценка уровня развития функциональных возможностей организма учащихся, математическая обработка результатов исследования, анализ полученных данных, формулировка выводов и оформление работы.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, 7 таблиц и 3 рисунка, заключение, выводы после глав, список использованных источников.
Таким образом, здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек.
Применительно к учащимся общеобразовательных учреждений необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ученик может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов.
На основании проведенного анализа литературных источников
и личного опыта, можно сделать вывод, что в современной России задача формирования здорового образа жизни является очень сложной
и трудноразрешимой проблемой. В условиях всеобщего кризиса духовности и нравственных ориентиров многие люди не уверены нужно ли им здоровье. Большинство из них даже не задумывается, что здоровый человек нужен везде – в семье, в трудовом коллективе, а самое главное, перед ним открыты все возможные карьеры. И совсем забывают простую истину, что здоровье человека зависит на пятьдесят процентов от образа его жизни и только на двадцать – от состояния медицинского обслуживания.
В то же время, пропаганда и формирование здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения, пользуется пока еще недостаточным вниманием со стороны государства. В стране отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, недостаточно развита нормативно-правовая база, не выработаны единые подходы к участию в деятельности по пропаганде и формированию здорового образа жизни населения на всех этажах и ветвях государственной власти. Именно поэтому сегодня так важно ведение активной социальной работы по пропаганде здорового образа жизни.
Главное – чтобы сами дети стремились стать лучше, но, к сожалению, не всегда это бывает возможным. Эта проблема очень актуальна, но разрешима. Все зависит от условий, которые будут созданы для учащихся, их возможностей и желанием потрудиться над собой. При проведении профилактической социальной работы по формированию установок на здоровый образ жизни во главу угла должны ставиться цели формирования у детей, подростков и молодежи навыков личной ответственности за свое здоровье, развитие умений принятия самостоятельных и безотносительных от внешних условий решений.
Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью
и нормальному физическому развитию. Негативное влияние гипокинезии на организм учащихся очень велико. У детей двигательный дефицит приводит к тому, что отмечается заметное снижение внимания, координации, точности и быстроты движений, ухудшение зрения.
Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость
к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.
Есть еще фактор, подчеркивающий необходимость физической разрядки в процессе умственного труда – это значительное количество информации, получаемой в школе. Увеличенная умственная нагрузка ускоряет утомляемость, требуя соответствующего роста физической активности. Данную роль выполняет учитель физкультуры, основной целью которого является воспитание здоровых, социально
и психологически активных учеников.
Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью, а также путем оптимизации индивидуального использования природных условий внешней среды.
Физическое воспитание направленно на формирование двигательных навыков и физических качеств человека, совокупность которых
в решающей мере определяет его физическую работоспособность.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, построенной на представлениях о ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, создании здорового образа жизни, сохранении здоровья. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Разрабатываются многообразные концепции в создании новой системы физического воспитания
и образования.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения
и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека, к созданию в школе здоровье-сохраняющих и укрепляющих условий обучения.
В ходе исследования разработана экспериментальная методика формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений.
В данной работе представлена специфика формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в условиях учебно-воспитательного процесса. Определены и обоснованы принципы, содержание, особенности и формы учебно-воспитательного процесса
в формировании здорового образа жизни у учащихся образовательных учреждений средствами физической культуры и спорта. Представлен опыт создания систематической и целенаправленно организуемой в учебно-воспитательном процессе деятельности, направленной на культивирование физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.
Был рассмотрен вопрос здорового образа жизни; выявлены социально-ценностные ориентации и потребности учащихся в сфере физической культуры и спорта; обоснованы принципы и содержание учебно-воспитательного процесса; определены средства физической культуры и спорта, применяемые в системе физического образования
и воспитания учащихся с целью формирования здорового образа жизни; разработана методика применения средств физической культуры
и спорта по формированию здорового образа жизни учащихся в системе учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию; подготовлены методические рекомендации для учителей о средствах, методах и способах формирования здорового образа жизни учащихся
в системе их физического образования и воспитания, разработана
и проверена практически учебная программа внеурочной деятельности.
1. Авазов Ш. И. Необходимость физической культуры и спорта
в физическом развитии молодежи / Ш. И. Авазов // Вестник науки — 2022. — № 4. — С. 233-237.
2. Авазов Ш. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе / Ш. И. Авазов // Вестник науки — 2022. — С. 9-13.
3. Ахметов Л. Г. Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя / Л. Г. Ахметов,
С. Р. Шарифуллина // Вестник евразийской науки — Казань, 2015. — № 5. — С. 4.
4. Бахарева Е. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников / Е. В. Бахарева, Л.В. Иванова, Е. А. Коваленко // Евразийский научный журнал — Иркутск, 2015. — С. 98-104.
5. Бурцев В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева// Фундаментальные исследования — 2015. — С. 2-21.
6. Величко А. И. Проблемы физического воспитания и обучения
в современных условиях образовательной школы / А. И. Величко,
К. Р. Саакова, О. А. Татаринцева // Наука — 2019. — № 6. — С. 65-71.
7. Воробьева А. С. Воспитание мотивационно-ценностного отношения студентов медицинского вуза к физической культуре
и ведению здорового образа жизни / А. С. Воробьева // Гуманитарные
и социальные науки — Ростов-на-Дону, 2016. — № 6. — С. 244-247.
8. Гамер Б. И. Современные противоречия оптимизации здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта /
Б. И. Гамер, В. Г. Манолаки // Проблемы современного педагогического образования — Казань, 2018. — № 84. — С. 20-24.
9. Гончаров А. С. Физическая культура как способ подготовки
к профессиональной деятельности / А. С. Гончаров, Н. С. Шумилина // Форум молодых ученых — Оренбург, 2019. — № 6. — С. 373-378.
10. Грец И. А. Исследование значимости физкультурно-спортивной деятельности в современном образе жизни учащихся старшего школьного возраста / И. А. Грец, Т. М. Булкова, А. В. Кондрашенкова,
В. В. Корнюхин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта — Москва, 2021. — № 5. — С. 97-101.
11. Гурьянова М. П. Педагогическая новация в сфере здоровья детей / М. П. Гурьянова, В. М. Малинин // Вестник Костромского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 161-166.
12. Гурьянова М. П. Социальный педагог и проблемы здоровьесбережения школьников / М. П. Гурьянова, В. М. Малинин // Народное образование — Нерехта, 2016. — № 1. — С. 57-64.
13. Доронцев А. В. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов / А. В. Доронцев, Л. Н. Порубайко, Н. А. Зинчук, М. А. Зеренинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта — Астрахань, 2021. — № 3. — С. 105-110.
14. Дьяхонтова Т. М. Условия формирования качества жизни студентов различных учебных отделений в системе высшего профессионального образования / Т. М. Дьяхонтова, И. М. Шайдарова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта — СПб, 2015. — № 8. — С. 55-62.
15. Заусайлова Т. В. Эффективность применения здоровье-сберегающих технологий на уроках физической культурой /
Т. В. Заусайлова, И. А. Извекова, А. Н. Петухов // Эксперимент
и инновации в школе — 2015. — № 4. — С. 37-42.
16. Ильин С. Н. Уровень развития физической культуры и спорта
в образовательном учреждении / С. Н. Ильин, Н. Ф. Ишмухаметова,
А. Б. Хабибулин // Образование и право — Казань, 2024. — № 6. —
С. 462-465.
17. Карабанова О. Н. Формирование социально-значимых качеств студентов в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности /
О. Н. Карабанова, М. Ю. Трескин, Е. Н. Хабарова // Проблемы современного педагогического образования — Симферополь, 2020. —
№ 84. — С. 166-168.
18. Карпов В. Ю. Физкультурно-спортивная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков / В. Ю. Карпов,
М. В. Еремин, Д. А. Иванов // Евразийский Союз Ученых — Москва, 2015. — № 10. — С. 48-50.
19. Козулько А. Н. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям. / А. Н. Козулько // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта — Брест, 2017. — № 3. — С. 174-181.
20. Латыпов И. К. Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта / Б. И. Гамер, В. Г. Манолаки // Проблемы современного педагогического образования — Казань, 2018. — № 84. —
С. 20-24.
21. Лучкова И. Ю. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни у студенческой молодежи / И. Ю. Лычкова,
М. В. Иванекина // Достижения науки и образования — Калининград, 2020. — С. 48-51.
22. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы / В. И. Лях,
А. А. Зданевич — Москва, 2016. — С. 86.
23. Лях Г. Ю. Здоровье студентов как детерминант их конкурентоспособности и роль физического воспитания в его формировании / Г. Ю. Лях // Мир науки, культуры, образования. — Краснодар, 2024. — № 5. — С. 158-160.
24. Магомедов Р. Р. Функциональные возможности студентов специальной медицинской группы медицинского вуза в рамках элективной дисциплины «физическая культура и спорт» / Р. Р. Магомедов.,
Д. А. Злобина // Образовательный вестник «Сознание» — Ставрополь, 2022. — № 11. — С. 4-5.
25. Маценко Л. Н. Занятия физической культурой как образ жизни современной молодежи / Л. Н. Маценко, С. Г. Гареев // Наука
и образование сегодня — Магнитогорск, 2018. — № 4. — С. 52-53.
26. Новиков И. С. Культура здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи / И. С. Новиков // Здоровье нации в XXI веке — Смоленск, 2022. — № 3. — С. 6.
27. Озеров А. А. Социально-педагогическое проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности как инновационный метод подготовки будущих педагогов / А. А. Озеров, Т. В. Татьянина, Е. Н. Иванова // Теория и практика физической культуры. – Екатеринбург, 2018. – С. 21–23.
28. Погосова С. Н. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи / С. Н. Погосова, Г. С. Тиникашвили // Научен вектор на Балканите — Владикавказ, 2019. — № 3. — С. 41-43.
29. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе / В. И. Ревякина // Вестник Томского государственного педагогического университета — Томск, 2014. — № 3. — С. 127-130.
30. Рогачев А. И. Формирование спортивной культуры в старших классах общеобразовательной школы / А. И. Рогачев, Л. Г. Майдокина // Science Time— Саранск, 2015. — С. 374-378.
31. Родионов С. И. Воспитательный потенциал физического
и спортивного образования / С. И. Родионов // Наука — Москва, 2016. — С. 74.
32. Родиченко В. С. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко, В. В. Столбов,
А. Т. Контанистов // Олимпийский комитет — Москва, 2022. — С. 205.
33. Рыжков В. А. Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся среднего звена школы средствами ВФСК «Готов к труду и обороне» / В. А. Рыжков // Современная высшая школа: инновационный аспект — Челябинск, 2019. — № 2. — С. 115-121.
34. Сангинов Б. К. Особенности мотивации учащихся со слабым здоровьем к физической культуре и спорту / Б. К. Сангинов // Балтийский гуманитарный журнал — 2018. — № 4. — С. 293-295.
35. Саракаева С. А. Основные направления повышения
у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни /
С. А. Саракаева, Х. А. Сокаев // Балтийский гуманитарный журнал — Владикавказ, 2018. — № 2. — С. 317-320.
36. Сергеев А. В. Современные детерминанты государственной политики России по формированию физической культуры студентов /
А. В. Сергеев // Право и политика — Владикавказ, 2018. — № 3. —
С. 14-20.
37. Сопко М. В. Развитие физической культуры в жизни каждого студента / М. В. Сопко, О. Н. Плескачева // Вестник науки — Ростов-на-Дону, 2024. — № 5. — С. 710-716.
38. Столбов В. В. История физической культуры и спорта /
В. В. Столбов // Физкультура и спорт — 2014. — С. 48.
39. Сысюк В. Н. Социальные аспекты влияния на физическую культуру молодежи в системе образования / В. Н. Сысюк // Sciences of Europe — 2022. — № 110. — С. 175-179.
40. Ткаченко А. В. Физическая культура в системе современного образования / А. В. Ткаченко // Научные известия — Воронеж, 2022. —
№ 28. — С. 240-244.
41. Угрюмова Е. И. Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника / Е. И. Угрюмова,
Л. А. Китляр, Г. А. Ручка, А. В. Мозговой // Молодой ученый. — 2022. — № 84. — С. 61–64.
42. Худайназаров Т. Х. Педагогические основы физического воспитания в системе высшего образования / Т. Х. Худайназаров // Проблемы науки — Ташкент, 2020. — № 5. — С. 80-82.
43. Цыглакова Е. А. Формирование культуры здоровья на уроках физической культуры у учащихся средних классов / Е. А. Цыглакова // Национальная ассоциации ученых. — 2015. — № 6. — С. 74–77.
44. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Чесноков // Спорт Академ — 2014. — С. 108.
45. Чориев У. С. Пути развития физической подготовленности молодежи в физическом воспитании и спорте / У. С. Чориев // Просвещение и познание — Карши, 2023. — С. 1-5.
46. Шаповалов А. В. Содержание здоровьесберегающей педагогической деятельности общеобразовательной организации /
А. В. Шаповалов, С. А. Хазанова, А. А. Клименко // Гуманитарные науки — Владикавказ, 2016. — № 3. — С. 89-96.
47. Шашкин Н. Г. Роль учителя физической культуры в физическом воспитании подрастающего поколения / Н. Г. Шашкин,
Д. А. Рукавишников // Вестник Российского университета кооперации — Чебоксары, 2019. — № 4. — С. 94-96.
48. Якунин Н. И. Актуальные вопросы физического воспитания молодежи / Н. И. Якунин // Форум молодых ученых — Ярославль, 2018. — № 12. — С. 918-922.
49. Яременко Я. С. Физическая культура и спорт как средство формирования здорового образа жизни и профилактики социально- негативных явлений среди учащейся молодежи / Я. С. Яременко // Академическая публицистика — 2020. — № 2. — С. 138-142.
50. Яхонтов Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е. Р. Яхонтов // Высшая школа тренеров по баскетболу. — СПб, 2018. — С. 91.