Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НОРМАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Работа №171079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Самоконтроль как психологический феномен 7
1.2 Особенности развития самоконтроля в дошкольном возрасте 11
1.3 Приемы и средства развития самоконтроля у детей дошкольного возраста 18 Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
НОРМАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2 Результаты исследования уровня развития самоконтроля у детей 5-6 лет 27
2.3 Использование нормативных проектов в качестве средства развития
самоконтроля у детей 5-6 лет 32
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Актуальность:
Исследователи из России в области педагогики и психологии, такие как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и П.П. Блонский, изучали волевую сферу и видели самоконтроль как ключевой элемент повышения эффективности образования. Также они рассматривали способность к самоконтролю как проявление заинтересованности личности в самопознании и самовоспитании. Исследования психологов, таких как П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие, считали, что самоконтроль играет важную роль в развитии личности, обеспечивая мотивацию, планирование и организацию поведения, а также предотвращение нежелательных поступков. Эффективность самоконтроля зависит от физиологического и психоэмоционального состояния человека, изменений в окружающей среде, готовности и способности человека нести ответственность за процесс и результаты его действий. Самоконтроль, как процесс сознательной регуляции деятельности и поведения, выполняет задачи предупреждения, выявления и устранения ошибок при различных действиях и деятельности.
Самоконтроль играет важную роль в эмоциональном и поведенческом развитии детей старшего дошкольного возраста. Он помогает детям контролировать свои импульсы, управлять своими чувствами и правильно вести себя в различных ситуациях. Однако развитие самоконтроля у дошкольников требует поддержки и руководства со стороны взрослых в развитии этого навыка.
Каждое учебное заведение обязательно переходит на новый образовательный стандарт. Главное направление современного образования - развитие личности, проявляющей самостоятельность и активность в обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, как приоритетные задачи дошкольного образования. Один из важных элементов самостоятельности и саморегуляции - самоконтроль. Кроме того, известно, что саморегуляция и самоконтроль особенно важны для подготовки ребенка к школьному обучению. Действия самоконтроля рассматриваются как необходимое условие успешного обучения. Несмотря на значимость самоконтроля в осуществлении деятельности, его существенную роль в подготовке ребенка к школьному обучению в дошкольных учреждениях недостаточно осознают. В научной и методической литературе недостаточно информации о механизмах развития самоконтроля в детском возрасте и рекомендаций по его развитию.
Из этого следует, что для развития самоконтроля детей дошкольного возраста необходимо определить средства и условия, способствующие эффективному формированию этой функции. Анализ психолого­педагогической литературы позволяет предположить, что наиболее подходящим средством может быть метод нормативных проектов.
Нормативный проект организует деятельность детей, когда они, при поддержке педагога, самостоятельно разрабатывают нормы и правила поведения в коллективе. Это способствует осознанию и самоконтролю. При этом важно определить эффективное использование этого метода и условия его реализации.
Вышесказанное определяет цель работы.
Цель исследования: определить педагогические условия использования нормативных проектов для развития самоконтроля детей 5-6 лет.
Объект исследования: развитие функции самоконтроля детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования нормативных проектов в качестве средства развития самоконтроля у детей 5­6 лет.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить сущность самоконтроля и особенности его развития у детей дошкольного возраста.
2. Эмпирически изучить уровень развития самоконтроля у детей 5-6 лет.
3. Определить необходимые педагогические условия использования нормативных проектов и разработать содержание мероприятий, направленных на развитие самоконтроля детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что нормативные проекты будут положительно влиять на развитие самоконтроля детей 5-6 лет при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. Организовать методическую работу с педагогами ДОО с целью повышения профессиональных компетенций в области использования нормативных проектов с целью развития функции самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
2. В основу содержания нормативных проектов положить типичные ситуации, которые связаны с обеспечением безопасного поведения детей в группе.
3. Активизировать функцию самоконтроля посредством создания и внедрения детьми сигнальных знаков безопасного поведения в группе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотетический метод, формализация, абстрагирование научной и методической литературы.
Эмпирические методы: эксперимент. (Использование методики «Цветовой диктант»).
Количественные методы анализа результатов.
Практическая значимость исследования: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики для организации деятельности педагогов по развитию волевой сферы детей.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № ХХ" г. Красноярск. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Дипломная работа состоит из введения; основной части, включающая две главы, из шести параграфов; выводов; библиографического списка и 5 приложений. Общий объем работы (без приложения) - 51 страница. Библиографический список - 50 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешность ребенка в школе определяется рядом факторов, среди которых выделяются работа самоконтроля и самооценки ребенка. Многие российские авторы рассматривают формирование самоконтроля как одно из основных условий развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Самоконтроль понимается как осознание и оценка субъектом собственного поведения, основанная на наличии критериев, и возможность получения информации о контролируемом поведении и состоянии.
Самоконтроль входит во все виды детской деятельности и имеет место на всех этапах ее осуществления. Он включает сенсорные, психические и моторные компоненты и позволяет детям наблюдать за собственным поведением и его последствиями, корректировать их в зависимости от поставленных целей, изменять реализацию намеченных планов поведения и воздерживаться от нежелательного или неправильного поведения.
Отмечается, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления детей, повышает их мотивацию к дальнейшему обучению в школе.
Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме самоорганизации, дает основание для вывода о том, что исследователи связывают самоорганизацию детей старшего дошкольного возраста с появлением в этом возрасте так их важных психических новообразований, как произвольность психических процессов. Появление произвольности у детей должно кардинально изменить содержание и форму общения с детьми, способы руководства их деятельностью. Появится возможность формировать у детей умение распознавать задачи, планировать деятельность, осуществлять саморегуляцию и самооценку.
Теоретический анализ литературы подтверждает актуальность проблемы формирования самоконтроля у детей дошкольного возраста. Дети, у которых не развивается самоконтроль, испытывают эмоциональную и социальную недостаточность.
Развитие самоконтроля обеспечивает комфорт в деятельности ребенка, снижает негативные эмоции, позволяет действовать с удовольствием и желанием, дает инструменты для управления учебным процессом наследующем этапе (начальное образование).
Практический этап исследования показал, что большинство детей в возрасте 5-6 лет имеют средний уровень развития самоконтроля. Около трети детей имеют высокий уровень развития этого навыка. Пятнадцать процентов детей, принявших участие в исследовании, имеют низкий уровень развития этого навыка.
Анализируя полученные данные, можно отметить тот факт, что ориентировка дается детям 5-6 лет труднее, чем другие навыки самоконтроля. Навыки выполнения и контроля даются детям легче, чем навыки ориентировки. Однако и здесь определенный процент детей (15%) имеет низкий уровень развития данного навыка.
Исходя из анализа научной литературы по теме исследования, а также полученных результатов, можно сделать вывод, что дети 5-6 лет имеют средний уровень самоконтроля. Это связано с появлением произвольности во всех психических процессах, а также с тем, что в этом возрасте происходит переход от внешнего контроля (указания взрослого) к внутреннему(самоконтролю). Именно поэтому только треть детей, участвовавших в исследовании, имели высокий уровень развития самоконтроля.
В ходе исследования была проведена работа в двух направлениях: с детьми и с педагогами. Для педагогов разработаны семинары и мастер- классы, а также собрания по теме «Организация проектной деятельности с детьми: нормативные проекты».
С детьми же предлагается организовывать проектную деятельность с учетом педагогических условий: организация работы с педагогами с целью повышения педагогических компетенций по развитию самоконтроля при использовании нормативных проектов, выделение повторяющихся ситуаций с нежелательным поведением детей, а также изготовление знаков-правил, стимулирующих детей следовать новой норме.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольности психических процессов (спонтанность регулировать собственное поведение, ставить цели деятельности, подбирать рациональные средства их достижения, реализовывать контроль). Улитина В.В. отмечает, что процесс формирования у ребенка-дошкольника умения сознательного подчинения собственных действий определенному мотиву ведет к устойчивой способности постановке и реализации цели, так как выбор деятельности или отказ от нее должен быть мотивирован ребенком, где важно понимание детьми значимости выполняемого действия (для себя и для окружающих).


1. Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии.
М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 7-16. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-sistemnosti-v-sovremennoy-psihologii- predposylki-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения 11.11.2023).
2. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 55-61. URL: https: //persev.ru/bibliography/specifika- uchebnogo-deystviya-kontrolya (дата обращения 11.11.2023).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/ (дата обращения 15.10.2023).
4. Болатаева В.Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников. // Молодой ученый. 2015. № 10.5 (90.5). С. 6-7. URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 14.10.2023).
5. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности. М.: Наука, 1988. 299 с.
6. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.:
Институт психологии РАН, 2006. URL:
https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 002956570/ (дата обращения:
15.10.2023) .
7. Вербианова О.М. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 148-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- tselepolagayuschey-deyatelnosti-u-detey-4-5-let (дата обращения: 10.11.2023).
8. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика Синтез, 2010. С. 99. URL: https://ds 1.edu.korolev.ru/wp- content/uploads/sites/43/2020/03/Веракса-Н.Е.-Веракса-А.Н.-Проектная- деятельность-дошкольников.-Пособие-для-педагогов-дошкольных- учреждений..pdf (дата обращения 20.01.2024).
9. Воробьева Н.А. Технология самоорганизации практико­познавательной деятельности ребенка. // Управление дошкольным образованием. 2013. № 2. С. 91-99. URL: https://elib.kspu.ru/get/145571 (дата обращения 20.01.2024).
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
С. 520. URL:
https://vk.com/doc60469018 641751203?hash=qGjhZlKzDfuipuMZHyoxOmuPu wufzWKe8Wzeq3baBFL&dl=gGUUXIwE0d6mz0KHlLc 1cOZxny5vVzRaURGA mH11NED (дата обращения: 10.11.2023).
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
С. 536. URL:
https://vk.com/doc368557744 661200869?hash=5l7KaY3BEJ0weDLSZ04vERyv ruY2TxBwEZqoM7JGsBH&dl=QUcTHSZCcENaQV25LIfnPvYGcaWAOz5z5q NleZ8C9vP (дата обращения: 11.11.2023).
12. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samokontrolya-u- mladshih-shkolnikov-kak-faktor-uspeshnosti-ih-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.11.2023).
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512 с. URL: https://vk.com/doc-
135142459 513264895?hash=EfGXjyage4POhGDydvJDRK56YeCHsuCeDUfZf WXgZHX&dl=mNaNcwL17Bns5RFpnKxj4YNw3Z8WCWnstpQJrzxmfzg (дата обращения: 11.11.2023).
14. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников. // Психологические исследования. 2009. Т. 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.11.2023).
15. Гударёва О.В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002.
№ 3. С. 24-34. URL:
https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002 n3/Smirnova (дата обращения:
12.11.2023) ....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ