ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Самоконтроль как психологический феномен 7
1.2 Особенности развития самоконтроля в дошкольном возрасте 11
1.3 Приемы и средства развития самоконтроля у детей дошкольного возраста 18 Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
НОРМАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2 Результаты исследования уровня развития самоконтроля у детей 5-6 лет 27
2.3 Использование нормативных проектов в качестве средства развития
самоконтроля у детей 5-6 лет 32
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Актуальность:
Исследователи из России в области педагогики и психологии, такие как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и П.П. Блонский, изучали волевую сферу и видели самоконтроль как ключевой элемент повышения эффективности образования. Также они рассматривали способность к самоконтролю как проявление заинтересованности личности в самопознании и самовоспитании. Исследования психологов, таких как П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие, считали, что самоконтроль играет важную роль в развитии личности, обеспечивая мотивацию, планирование и организацию поведения, а также предотвращение нежелательных поступков. Эффективность самоконтроля зависит от физиологического и психоэмоционального состояния человека, изменений в окружающей среде, готовности и способности человека нести ответственность за процесс и результаты его действий. Самоконтроль, как процесс сознательной регуляции деятельности и поведения, выполняет задачи предупреждения, выявления и устранения ошибок при различных действиях и деятельности.
Самоконтроль играет важную роль в эмоциональном и поведенческом развитии детей старшего дошкольного возраста. Он помогает детям контролировать свои импульсы, управлять своими чувствами и правильно вести себя в различных ситуациях. Однако развитие самоконтроля у дошкольников требует поддержки и руководства со стороны взрослых в развитии этого навыка.
Каждое учебное заведение обязательно переходит на новый образовательный стандарт. Главное направление современного образования - развитие личности, проявляющей самостоятельность и активность в обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, как приоритетные задачи дошкольного образования. Один из важных элементов самостоятельности и саморегуляции - самоконтроль. Кроме того, известно, что саморегуляция и самоконтроль особенно важны для подготовки ребенка к школьному обучению. Действия самоконтроля рассматриваются как необходимое условие успешного обучения. Несмотря на значимость самоконтроля в осуществлении деятельности, его существенную роль в подготовке ребенка к школьному обучению в дошкольных учреждениях недостаточно осознают. В научной и методической литературе недостаточно информации о механизмах развития самоконтроля в детском возрасте и рекомендаций по его развитию.
Из этого следует, что для развития самоконтроля детей дошкольного возраста необходимо определить средства и условия, способствующие эффективному формированию этой функции. Анализ психологопедагогической литературы позволяет предположить, что наиболее подходящим средством может быть метод нормативных проектов.
Нормативный проект организует деятельность детей, когда они, при поддержке педагога, самостоятельно разрабатывают нормы и правила поведения в коллективе. Это способствует осознанию и самоконтролю. При этом важно определить эффективное использование этого метода и условия его реализации.
Вышесказанное определяет цель работы.
Цель исследования: определить педагогические условия использования нормативных проектов для развития самоконтроля детей 5-6 лет.
Объект исследования: развитие функции самоконтроля детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования нормативных проектов в качестве средства развития самоконтроля у детей 56 лет.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить сущность самоконтроля и особенности его развития у детей дошкольного возраста.
2. Эмпирически изучить уровень развития самоконтроля у детей 5-6 лет.
3. Определить необходимые педагогические условия использования нормативных проектов и разработать содержание мероприятий, направленных на развитие самоконтроля детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что нормативные проекты будут положительно влиять на развитие самоконтроля детей 5-6 лет при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. Организовать методическую работу с педагогами ДОО с целью повышения профессиональных компетенций в области использования нормативных проектов с целью развития функции самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
2. В основу содержания нормативных проектов положить типичные ситуации, которые связаны с обеспечением безопасного поведения детей в группе.
3. Активизировать функцию самоконтроля посредством создания и внедрения детьми сигнальных знаков безопасного поведения в группе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотетический метод, формализация, абстрагирование научной и методической литературы.
Эмпирические методы: эксперимент. (Использование методики «Цветовой диктант»).
Количественные методы анализа результатов.
Практическая значимость исследования: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики для организации деятельности педагогов по развитию волевой сферы детей.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № ХХ" г. Красноярск. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Дипломная работа состоит из введения; основной части, включающая две главы, из шести параграфов; выводов; библиографического списка и 5 приложений. Общий объем работы (без приложения) - 51 страница. Библиографический список - 50 источников.
Успешность ребенка в школе определяется рядом факторов, среди которых выделяются работа самоконтроля и самооценки ребенка. Многие российские авторы рассматривают формирование самоконтроля как одно из основных условий развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Самоконтроль понимается как осознание и оценка субъектом собственного поведения, основанная на наличии критериев, и возможность получения информации о контролируемом поведении и состоянии.
Самоконтроль входит во все виды детской деятельности и имеет место на всех этапах ее осуществления. Он включает сенсорные, психические и моторные компоненты и позволяет детям наблюдать за собственным поведением и его последствиями, корректировать их в зависимости от поставленных целей, изменять реализацию намеченных планов поведения и воздерживаться от нежелательного или неправильного поведения.
Отмечается, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления детей, повышает их мотивацию к дальнейшему обучению в школе.
Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме самоорганизации, дает основание для вывода о том, что исследователи связывают самоорганизацию детей старшего дошкольного возраста с появлением в этом возрасте так их важных психических новообразований, как произвольность психических процессов. Появление произвольности у детей должно кардинально изменить содержание и форму общения с детьми, способы руководства их деятельностью. Появится возможность формировать у детей умение распознавать задачи, планировать деятельность, осуществлять саморегуляцию и самооценку.
Теоретический анализ литературы подтверждает актуальность проблемы формирования самоконтроля у детей дошкольного возраста. Дети, у которых не развивается самоконтроль, испытывают эмоциональную и социальную недостаточность.
Развитие самоконтроля обеспечивает комфорт в деятельности ребенка, снижает негативные эмоции, позволяет действовать с удовольствием и желанием, дает инструменты для управления учебным процессом наследующем этапе (начальное образование).
Практический этап исследования показал, что большинство детей в возрасте 5-6 лет имеют средний уровень развития самоконтроля. Около трети детей имеют высокий уровень развития этого навыка. Пятнадцать процентов детей, принявших участие в исследовании, имеют низкий уровень развития этого навыка.
Анализируя полученные данные, можно отметить тот факт, что ориентировка дается детям 5-6 лет труднее, чем другие навыки самоконтроля. Навыки выполнения и контроля даются детям легче, чем навыки ориентировки. Однако и здесь определенный процент детей (15%) имеет низкий уровень развития данного навыка.
Исходя из анализа научной литературы по теме исследования, а также полученных результатов, можно сделать вывод, что дети 5-6 лет имеют средний уровень самоконтроля. Это связано с появлением произвольности во всех психических процессах, а также с тем, что в этом возрасте происходит переход от внешнего контроля (указания взрослого) к внутреннему(самоконтролю). Именно поэтому только треть детей, участвовавших в исследовании, имели высокий уровень развития самоконтроля.
В ходе исследования была проведена работа в двух направлениях: с детьми и с педагогами. Для педагогов разработаны семинары и мастер- классы, а также собрания по теме «Организация проектной деятельности с детьми: нормативные проекты».
С детьми же предлагается организовывать проектную деятельность с учетом педагогических условий: организация работы с педагогами с целью повышения педагогических компетенций по развитию самоконтроля при использовании нормативных проектов, выделение повторяющихся ситуаций с нежелательным поведением детей, а также изготовление знаков-правил, стимулирующих детей следовать новой норме.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольности психических процессов (спонтанность регулировать собственное поведение, ставить цели деятельности, подбирать рациональные средства их достижения, реализовывать контроль). Улитина В.В. отмечает, что процесс формирования у ребенка-дошкольника умения сознательного подчинения собственных действий определенному мотиву ведет к устойчивой способности постановке и реализации цели, так как выбор деятельности или отказ от нее должен быть мотивирован ребенком, где важно понимание детьми значимости выполняемого действия (для себя и для окружающих).
1. Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии.
М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 7-16. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-sistemnosti-v-sovremennoy-psihologii- predposylki-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения 11.11.2023).
2. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 55-61. URL: https: //persev.ru/bibliography/specifika- uchebnogo-deystviya-kontrolya (дата обращения 11.11.2023).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/ (дата обращения 15.10.2023).
4. Болатаева В.Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников. // Молодой ученый. 2015. № 10.5 (90.5). С. 6-7. URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 14.10.2023).
5. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности. М.: Наука, 1988. 299 с.
6. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.:
Институт психологии РАН, 2006. URL:
https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 002956570/ (дата обращения:
15.10.2023) .
7. Вербианова О.М. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 148-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- tselepolagayuschey-deyatelnosti-u-detey-4-5-let (дата обращения: 10.11.2023).
8. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика Синтез, 2010. С. 99. URL: https://ds 1.edu.korolev.ru/wp- content/uploads/sites/43/2020/03/Веракса-Н.Е.-Веракса-А.Н.-Проектная- деятельность-дошкольников.-Пособие-для-педагогов-дошкольных- учреждений..pdf (дата обращения 20.01.2024).
9. Воробьева Н.А. Технология самоорганизации практикопознавательной деятельности ребенка. // Управление дошкольным образованием. 2013. № 2. С. 91-99. URL: https://elib.kspu.ru/get/145571 (дата обращения 20.01.2024).
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
С. 520. URL:
https://vk.com/doc60469018 641751203?hash=qGjhZlKzDfuipuMZHyoxOmuPu wufzWKe8Wzeq3baBFL&dl=gGUUXIwE0d6mz0KHlLc 1cOZxny5vVzRaURGA mH11NED (дата обращения: 10.11.2023).
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
С. 536. URL:
https://vk.com/doc368557744 661200869?hash=5l7KaY3BEJ0weDLSZ04vERyv ruY2TxBwEZqoM7JGsBH&dl=QUcTHSZCcENaQV25LIfnPvYGcaWAOz5z5q NleZ8C9vP (дата обращения: 11.11.2023).
12. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samokontrolya-u- mladshih-shkolnikov-kak-faktor-uspeshnosti-ih-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.11.2023).
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512 с. URL: https://vk.com/doc-
135142459 513264895?hash=EfGXjyage4POhGDydvJDRK56YeCHsuCeDUfZf WXgZHX&dl=mNaNcwL17Bns5RFpnKxj4YNw3Z8WCWnstpQJrzxmfzg (дата обращения: 11.11.2023).
14. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников. // Психологические исследования. 2009. Т. 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.11.2023).
15. Гударёва О.В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002.
№ 3. С. 24-34. URL:
https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002 n3/Smirnova (дата обращения:
12.11.2023) ....50