Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Работа №171075

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА 8
1.1. Понятие о толерантности и этнотолерантности 8
1.2. Особенности педагогического процесса формирования
этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Педагогический потенциал произведений искусства как средства
формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста... .19 Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПОНЕНТОВ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА 35
2.1.Организация эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 48
2.3. Опыт формирования компонентов этнотолерантности детей старшего
дошкольного возраста посредством произведений искусства ..53
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эмпирического исследования 61
Выводы по главе2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Актуальность темы исследования: существует немалое количество социальных проблем в человеческом обществе, и одна из них - ненависть и пренебрежение по отношению ко всему непонятному, непохожему. Нередко мы можем наблюдать проявления неприязненного отношения к людям, чья внешность, культура, национальность, раса отлична от нашей собственной. Данная проблема актуальна и для нашей страны в силу того, что Российская Федерация - полиэтничное государство, на территории которого проживает огромное количество различных этнических общностей, и люди с раннего детства сталкиваются в повседневной жизни с многообразием наций. Поэтому перед государством и образованием стоит очень важная задача: создание благоприятных условий для познания детьми культур других народов, воспитание толерантного отношения друг к другу вне зависимости от этноса и расы без нарушения самобытности каждой отдельно взятой культуры. В соответствии с законом «Об образовании», одним из принципов государственной политики является единство образовательного пространства на территории России, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства. В связи с этим социальные институты, отвечающие за образование в целом и дошкольные образовательные организации в частности, ставят перед собой задачу воспитания этнокультурной толерантности у детей.
Согласно ФОП ДО, в области формирования гражданственности и патриотизма педагоги должны воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь и уважение к Родине; обогащать представления детей о том, что Россия - большая многонациональная страна, воспитывать уважение к людям разной национальности и их культуре; развивать интерес к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям. В результате ребёнок старшего дошкольного возраста должен быть положительно настроен по отношению к окружающим, ориентироваться на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками; иметь чёткие представления о том, что хорошо и что плохо; в оценке поступков опираться на нравственные представления; проявлять уважение к Родине, родному краю, к людям разных национальностей, их обычаям и традициям. Таким образом, наиважнейшей задачей является научить подрастающее поколение понимать и ценить собственную культуру, уникальность и своеобразие других культур, а также воспитывать в детях уважение культур других народов [44].
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования также является учёт этнокультурной ситуации развития детей. В основе данного принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа. Предполагается, что воспитательный процесс поспособствует позитивной социализации ребёнка и формированию доброжелательного отношения к малым народам России.
Однако результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается настороженное или индифферентное отношение к представителям других народов, населяющих нашу страну. Они не проявляют по отношению к детям, чья национальность и культура отличаются, дружелюбия и интереса, так как воспитатели не всегда уделяют достаточное внимание развитию этнической толерантности, в особенности её поведенческому компоненту, что значительно отличается от выдвигаемых ФОП ДО и ФГОС ДО требований. Таким образом, необходимо проведение целенаправленной работы по формированию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: возможно ли сформировать компоненты этнической
толерантности детей старшего дошкольного возраста в достаточной степени посредством произведений искусства?
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-практическим путем проверить результативность формирования компонентов этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства.
Объект исследования: компоненты этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства.
Гипотеза исследования: предполагаем, что такие компоненты
этнической толерантности детей дошкольного возраста как перцептивный (ребёнок воспринимает внешность людей другой расы,
культуры),когнитивный (ребёнок знает основные правила общения, нормы морали), эмоционально-оценочный (ребёнок понимает, что мир многогранен, и окружающие имеют право на отличие), поведенческо-рефлексивный (ребёнок действует на основе уважения другого человека, способен к самоанализу, самокритике и рефлексии), могут быть сформированы посредством произведений искусства.
Задачи исследования:
• выявить теоретические аспекты формирования компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• выявить особенности формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО;
• проанализировать педагогический потенциал произведений искусства как средства формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста;
• провести эмпирическое исследование по изучению уровня сформированностикомпонентовэтнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать комплекс мероприятий по формированию компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• осуществить опыт формирования компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• провести контрольное эмпирическое исследование по изучению уровня сформированности компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили труды Асмолова А.Г., Батуриной Г.И., Волкова Г.Н., Латышиной Д.И., Ломова Б.Ф., Масловской Т.С., Радыновой О.П., Хайруллина Р.З., Хухлаевой О.В., Чумичевой Р.М.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ДОО ХХХ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические методы: тестирование;
• методы математической обработки данных.
В эмпирическом исследовании была использована адаптированная методика по выявлению уровня этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста Николаевой Е.И. и Поведенок М.Л.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательном процессе детского сада по формированию компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования апробированы в следующих публикациях:
1. Петрова Т.И., Мамедова А.В. Формирование этнической
толерантности детей как актуальное направление работы дошкольной образовательной организации по сохранению психологического здоровья воспитанников // Психология и
педагогика детства: обеспечение психологического здоровья детей и взрослых: сборник статей в двух частях. 2024. Часть 2.
«Методологические и методические подходы в решении проблемы обеспечения психологического здоровья детей и взрослых». С. 474.
2. Мамедова А.В. Особенности формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник дошкольного образования. 2024. № 15 (267). Часть 1. «Актуальные вопросы дошкольного образования». С. 31.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам формирования компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства, а второй - эмпирическому исследованию компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства. Объем выпускной квалификационной работы без приложений составляет 63 страницы.
В приложении находятся подробные результаты исследования, а также дополнительные материалы к опытно-практической работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели особенности формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста, выявили потенциал произведений искусства как средства формирования компонентов этнической толерантности, а также провели эксперимент по их формированию посредством выбранного нами средства.
В процессе работы наша гипотеза о том, что все компоненты этнической толерантности (перцептивный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий) детей дошкольного возраста могут быть сформированы посредством произведений искусства, была подтверждена частично: данное средство помогает в формировании перцептивного, когнитивного и эмоционального компонентов в большей степени, а вот оказать значительное влияние на уровень сформированности поведенческого компонента не удалось.
В процессе работы были решены следующие задачи:
• изучили теоретические аспекты формирования компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• выявили особенности формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО;
• выявили педагогический потенциал произведений искусства как средства формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста;
• провели эмпирическое исследование по изучению уровня сформированности компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста;
• разработали комплекс мероприятий по формированию
компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• осуществили опыт формирования компонентов
этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства;
• провели контрольное эмпирическое исследование по изучению уровня сформированности компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения исследований использовались тексты различных научных работ, методических пособий, научных статей и других теоретических материалов.
В ходе работы было определено, что формирование этнической толерантности следует начинать в старшем дошкольном возрасте, так как у старших дошкольников формируются предпосылки к восприятию основ позитивного отношения к людям других рас и национальностей за счёт того, что дети начинают осознавать себя как полноценную часть общества, погружаются в межличностные отношения и становятся заинтересованными в том, чтобы взаимодействовать с другими людьми.
Формирование этнической толерантности в условиях ДОО должно происходить с учётом всех принципов нравственного воспитания, так как нравственно воспитание является основой для формирования этнотолерантности и знакомит детей дошкольного возраста с моральными ценностями и правилами поведения в обществе.
Также на констатирующем этапе нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что перцептивный компонент у 100% опрошенных сформирован на оптимальном уровне, что говорит о том, что все дети способны воспринимать людей другой расы и этноса по внешним признакам. Когнитивный компонент сформирован на 64
оптимальном уровне у 20% детей, на допустимом у 70%, а низкий уровень был выявлен лишь у 10%. То есть, в большинстве своём, дети имеют достаточно представлений и знаний о расах и национальностях. Эмоциональный компонент сформирован на оптимальном и низком уровне у одинакового количества детей (оптимальный - 20%, низкий - тоже 20%), а у 60% детей сформирован на допустимом уровне что говорит о том, что в целом дети имеют представления о необходимости уважительного отношения к представителям разных рас и этносов, но их интерес к ним непостоянный и обусловлен личными интересами и внешними обстоятельствами. Поведенческий компонент сформирован на оптимальном уровне у 15% детей, на допустимом - у 75%, и у 10% - на низком уровне, что указывает на наличие нечётких представлений о способах разрешать конфликты и невысоком уровне навыка межнационального общения. Этнотолерантность в общем сформирована на допустимом уровне у большинства (65%), и лишь у 5% на низком уровне.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что перцептивный компонент у 100% опрошенных сформирован на оптимальном уровне, что говорит о том, что все дети способны воспринимать людей другой расы и этноса по внешним признакам. Когнитивный компонент сформирован на оптимальном уровне у 50% испытуемых, что на 30% больше, чем было до проведения нами формирующего эксперимента. У 45% был выявлен допустимый уровень сформированности когнитивного компонента, а низкий - у 10%. Оптимальный уровень сформированности эмоционального компонента был выявлен у 55% детей, у 35% - допустимый, у 10% - низкий. Мы можем заметить положительную динамику: на констатирующем этапе исследования детей с низким уровнем сформированности эмоционального компонента оказалось на 10% больше, а оптимальный уровень был выявлен всего у 20%. Оптимальный уровень поведенческого компонента был выявлен у 35% испытуемых, что на 20% больше по сравнению с результатами констатирующего этапа. Допустимый уровень поведенческого компонента 65
выявлен у 55% детей, а низкий - у 10%. Этнотолерантность в общем у 40% детей сформирована на допустимом уровне, у оставшихся 60% - на
оптимальном, а детей с низким уровнем сформированности этнотолерантности не оказалось совсем, в то время как на констатирующем этапе детей с низким уровнем было выявлено 5%.
В дальнейшем результаты данного исследования могут быть использованы при построении воспитательного процесса и формировании компонентов этнической толерантности детей в условиях дошкольных образовательных организаций.


1. Абибулаева Э.Л. Воспитание у дошкольников этнической толерантности: проблемы и пути решения // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 11. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 11-13.
2. Акимова Е. И. Воспитание толерантности у старших дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 95­97. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9744/ (дата обращения: 25.11.2023)
3. Артемьева В.А. Анализ понятия «толерантность» в современной
научной литературе // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 471-474. URL:
https://moluch.ru/archive/82/14888/ (дата обращения: 01.12.2023).
4. Асмолов А.Г Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995
6. Болдырева Н.Г. Устное народное творчество как средство
формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 27 (213). С. 154-156. URL:
https://moluch.ru/archive/213/51972/ (дата обращения: 13.05.2023)
7. Борзиева З.М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой
ученый. 2018. № 50 (236). С. 312-314. URL:
https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 5.12.2023)
8. Букина В. С. Роль киноискусства в социально-нравственном и
духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме // Молодой ученый. 2017. № 1.1 (135.1). С. 21-25. URL:
https://moluch.ru/archive/135/37734/ (дата обращения: 14.05.2023).
9. Велиева Э.Э. Деятельность воспитателя по формированию межэтнической толерантности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2018. № 4 (8). С. 121­130.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
11. Володина Л.А. Развитие межэтнической толерантности детей
дошкольного возраста средствами сказки и игры // СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и
ИННОВАЦИИ: сборник статей победителей VIII международной научно­практической конференции, Пенза, 20 июня 2017 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. С. 102-106.
12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. А. М. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. 95с.
13. Гизатуллина Г.Р., Лашкова Л.Л. Мультипликационное кино как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/59924- mulytiplikacionnoe-kino-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennyh-predstavleniy- u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta (дата обращения: 08.05.2023)
14. Гладкова Ю.А. Поликультурное образование ребенка в современном мире: теория и практика. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. 176 с.
15. Гундорова И.В. Телевидение и дети как проблема для современных родителей и педагогов: учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. 68 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ