Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Работа №171074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 9
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Определение уровня развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 17
2.2. Применение комплекса проблемных ситуаций для развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 31
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Актуальность исследования. В современной педагогике и психологии актуальной проблемой является развитие познавательной активности старших дошкольников. Исследователи, занимающиеся данной темой, считают, что познавательная активность дошкольника возникает из стремления получить новые впечатления и опыт, которое присуще каждому человеку с самого рождения. В процессе развития познавательной деятельности, основанной на этой потребности, дошкольник формирует желание узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Важность развития познавательной активности у старших дошкольников была изучена множеством авторов, таких как Б. Г. Ананьев [4], М. Ф. Беляев [6], М. Н. Беспаленко, Л. И. Божович [8], С. Л. Рубинштейн [44], Г. И. Щукина [54] и другие. Их исследования подтверждают, что познавательная активность является одним из ключевых аспектов психического развития дошкольников. Эта активность формируется в период дошкольного детства и играет важную роль в познавательном развитии ребенка. Значимость работы по познавательному развитию детей отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Сегодняшняя система образования в Российской Федерации придерживается Концепции [1], которая уделяет особое внимание интеллектуальному развитию подрастающего поколения и его активности в области познания. В соответствии с Федеральным законом, дошкольная образовательная организация является первым этапом образовательной системы в целом. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» акцентируется внимание на стимулировании любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности [2]. Целью данной системы является воспитание и развитие активной и творческой личности, способной успешно адаптироваться к современным условиям и принимать нестандартные решения.
Развитие у дошкольников познавательной активности - это важная проблема в дошкольной образовательной организации, которая затрагивает все аспекты воспитательно-образовательного процесса. Она имеет огромное значение, так как является неотъемлемым условием для формирования комплексно развитой личности, а также ее самостоятельности и инициативности [34].
Объект исследования - познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - познавательная активность детей старшего дошкольного возраста будет развиваться эффективнее если:
• будет использоваться метод проблемного обучения: проблемные ситуации;
• проблемные ситуации будут носить характер систематичности и непрерывности.
Цель исследования - изучение влияния проблемных ситуаций на уровень развития познавательной активности у старших дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования.
1. Раскрыть понятие «познавательной активности».
2. Изучить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Детский сад № Х» г. Красноярска. Воспитанники старшей группы в количестве 28 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что по результатам проведенного эмпирического исследования на выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста были составлены методические рекомендации для педагогов по созданию условий для её развития.
Содержание и структура курсовой работы: в работе представлены введение, две главы, заключение и список используемой литературы, включающий 50 источников, приложения А, Б.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие познавательной активности старших дошкольников является актуальной проблемой в сфере педагогики и психологии. Согласно многим исследователям, познавательная активность ребенка в этом возрасте формируется из желания получать новые впечатления и опыт, что является врожденной потребностью каждого человека. Процесс развития познавательной активности в дошкольном возрасте стимулирует стремление узнать и исследовать все больше нового.
Множество авторов в своих работах выделяют познавательную активность как одно из главных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является одним из главных двигателей познавательного развития ребенка.
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие задачи.
1. Было раскрыто понятие «познавательной активности».
2. Изучены особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобраны диагностические методики для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявлен уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проведен анализ результатов эмпирического исследования.
Была раскрыта сущность познавательной активности на основе мнений различных педагогов и психологов. Мы пришли к выводу, что познавательная активность является качеством личности, которое выражает стремление ребенка к познанию и представляет собой интеллектуальную реакцию на процесс познания (Г. И. Щукина).
Также были изучены особенности познавательной активности у старших дошкольников. Познавательная активность проявляется у детей с самого рождения и интенсивно развивается в течение всего дошкольного возраста. Она проявляется в различных видах деятельности и выражается через постановку и решение детских проблем, сравнение, экспериментирование и задавание вопросов, нацеленных на более глубокое понимание окружающих предметов и явлений.
По подобранным и описанным выше диагностическим методикам, было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Детский сад» г. Красноярска. Результаты диагностических методик показали, что можно сделать вывод о том, что развитие познавательной активности у меньшинства детей находится на низком уровне, а это значит, что познавательная активность по характеру деятельности репродуктивно - подражательная.
Большинство детей показали средний уровень развития познавательной активности. Дети испытывали трудности в решении задач, но обращались за помощью к педагогу, задавали вопросы для уточнения, получив подсказку, выполнял задание до конца, что свидетельствовало об интересе ребенка к данной деятельности. Познавательная активность данных детей по характеру деятельности - поисково-исполнительская.
Малая доля детей имеют высокий уровень развития познавательной активности. В случае затруднений дети проявляли инициативу и самостоятельность в поиске ответа для достижения нужного результата. Познавательная активность детей по характеру деятельности - творческая.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у большинства детей уровень развития познавательной активности низкий и средний, что говорит о необходимости ее развития.
На основании полученных результатов диагностических методик был подобран и апробирован комплекс проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой.
Также была изучена технология «Вопрошайка» или вопрошающее обучение. Вопрошающее обучение - это процесс поиска ответа на главный вопрос занятия, основывается на методах исследования (наблюдение, экспериментирование, поиск, анализ и др.) под руководством педагога, который конкретизирует вопрос и помогает воспитанникам с поиском источников для ответа. Применение данной технологии на практике позволило обучить детей правильно формулировать и задавать вопросы.
После проведения повторной диагностической работы с детьми было выявлено, что уровень развития познавательной активности детей в экспериментальной группе изменился в лучшую сторону, почти все дети достигли среднего уровня развития познавательной активности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при использовании проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста повысился уровень познавательной активности. По нашим наблюдениям дети стали чаще задавать нужные вопросы для решения ситуаций, также проявлялась большая заинтересованность у детей в деятельности (с желанием выполняли различные задания), стали самостоятельно выбирать средства для достижения результата.
После проведения повторной диагностической работы с детьми было выявлено, что уровень развития познавательной активности детей в экспериментальной группе изменился в лучшую сторону, почти все дети достигли среднего уровня развития познавательной активности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при использовании проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста повысился уровень познавательной активности. По нашим наблюдениям дети стали чаще задавать нужные вопросы для решения ситуаций, также проявлялась большая заинтересованность у детей в деятельности (с желанием выполняли различные задания), стали самостоятельно выбирать средства для достижения результата.
Таким образом, все поставленные задачи были успешно выполнены, и цель исследования достигнута.


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ.М.: ТЦ Сфера,2013.
3. Алферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования, 2022. №87-5. С. 11-13.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. Отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
5. Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В.В., Леонова Н.П., Шкатова Е.А. (авт.-сост.). Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. Словарь-справочник. Магадан: «Охотник», 2011. 112 с.
6. Беляев М.Ф. Психология интереса: дис. ... д-ра психол. наук / М.Ф. Беляев. Иркутск, 1944. 769 с.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: монография / Под редакцией Л.И. Ларионовой и А.И. Савенкова. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2017. 176 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М. : МПСИ, Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с.
9. Болдырева Т.Ю. Развитие познавательной активности у дошкольников через совместную деятельность с педагогами / Т.Ю. Болдырева, Л.П. Ремнева, Н.В. Черноусова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов XXIV международной научно-практической конференции. Белгород: ООО ГиК, 2019. С. 169-172.
10. Быкова Е.В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 3 (9). С. 64-68. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 19.04.2024).
11. Вебер И.С. Сущность понятия «познавательная активность» // Молодой ученый. 2024. № 3 (502).С. 136-138. URL: https://moluch.ru/archive/502/110270/ (дата обращения: 22.03.2024).
12. Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание, 2007. № 2. С.9-14
13. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 281 с.
14. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 284 с.
15. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. 152 с....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ