ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие, компоненты, показатели развития 8
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 24
2.3. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития
эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 34
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 39
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Тема эмоционального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми.
Эмоциональный интеллект это способность воспринимать и выражать свои эмоции, различать мысли и эмоции, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать свои собственные эмоции [4].
Эмоциональный интеллект рассматривается в контексте психологии личности и психологического развития, а также в рамках современных психологических концепций, таких как теория Даниэля Гоулмана о эмоциональном интеллекте.
На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению большинства ученых (Л.С. Выготский, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Гоулман, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин и др.), происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом [3].
В современном обществе формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста набирает наибольшую актуальность в связи с выдвижением новых требований к системе образования. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям[1]. Развитие этого важного аспекта личности ребенка не только способствует формированию его психологического благополучия, но и является ключевым фактором успешной адаптации в социуме и общественной жизни.
Исследование развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников через театрализованную деятельность представляет собой интересную и перспективную тему исследования. Однако проведение исследования в этой области также встречает определенные трудности и противоречия. Во-первых, сложностями может стать разработка методов оценки, адаптированных к специфике театральной деятельности и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, реализация такого исследования может потребовать значительных ресурсов, включая время и участие квалифицированных специалистов. Так же, важно учитывать, что уровень эмоционального интеллекта зависит от многих факторов, которые в условиях образовательной организации регулировать тяжело. Наконец, несмотря на потенциальную пользу театрализованной деятельности для развития эмоционального интеллекта, необходимо учитывать, что это не единственный и не всегда оптимальный способ достижения этих целей.
Таким образом, существует противоречие между требованиями ФГОС ДО, потребностью общества в воспитании человека, чье поведение будет соответствовать общепринятым ценностям и нормам, эмоционально отзывчивого, психологически благополучного и недостаточностью разработанных психолого-педагогических средств развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические средства развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить результативность применения театрализованной деятельности в процессе развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что театрализованная деятельность будет результативным средством развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
• если будет подобран комплекс этюдов и упражнений, направленных на развитие всех компонентов эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
• если в развивающей работе будут использоваться групповые и индивидуальные формы работы с детьми;
• если обучающийся становится активным субъектом
образовательного процесса через ознакомление ребенка с сутью
эмоционального интеллекта и его компонентами, развитие самоанализа, поощрение стремления ребенка развивать свои способности и др.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты по теме исследования и выявить понятие, компоненты, показатели развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать театрализованную деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению актуального уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить практическую работу по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности.
5. Проанализировать результаты контрольного этапа опытно экспериментальной работы.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ; сравнение; обобщение.
2. Эмпирические методы: тестирование.
3. Методы презентации результатов данных: таблицы и диаграммы.
4. Математические методы: статистический анализ результатов и других эмпирических данных.
В работе использованы следующие диагностические методики.
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Беседа «Осознание детьми собственных эмоций» (авторы: Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, И. О. Карелиной).
Методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Методика «Наблюдение за поведением детей» (авторы: А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова).
Теоретико-методологическими основами исследования стали работы Макарова И. А., Мухаметзянова З., Ошкина А. А., Панасенко К. Е., Полетаева Е. П., Семина Р Р., Смирнова Е. О., Уланова А. Ю., Урунтаева Г. А., Цыганкова И. Г. и др.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «ХХ» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие эмоционального интеллекта детей с помощью театрализованной деятельности, а также студентами педагогических вузов и колледжей для подготовки докладов по данной теме.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В ходе выполнения нашей научно-практической работы по теме «Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников с использованием театрализованной деятельности» мы сфокусировались на важности развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста с использованием форм театрализованной деятельности.
Рассмотрим, как были выполнены поставленные задачи и как подтвердилась гипотеза исследования.
В рамках работы мы проанализировали теоретические аспекты эмоционального интеллекта (ЭИ), рассмотрели его понятие, компоненты и показатели развития у детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные теории ЭИ, а также методы его диагностики и развития. Мы определили, что эмоциональный интеллект включает способность к восприятию, пониманию, выражению, регулированию и оценке эмоций, что является ключевыми компонентами, необходимыми для гармоничного развития личности ребенка.
Также в рамках исследования мы охарактеризовали театрализованную деятельность как эффективное средство развития ЭИ у дошкольников. Театрализованная деятельность, включающая ролевые игры, этюды и постановки, способствует развитию всех компонентов ЭИ. Дети учатся выражать и понимать эмоции, развивают эмпатию и навыки саморегуляции. Игровые формы театральной деятельности оказались наиболее интересными для детей, так как они позволяют активно участвовать и проявлять свои эмоции через творчество и взаимодействие с другими детьми.
Было проведено эмпириче ское исследование, направленное на выявление актуального уровня развития ЭИ у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика показала, что начальный уровень ЭИ у большинства детей был средним, что подтверждает необходимость целенаправленной работы по его развитию. Были использованы методики наблюдения, тестирования и анкетирования для оценки различных компонентов эмоционального интеллекта.
При проведении практической работы по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников через театрализованную деятельность мы разработали и реализовали план занятий, направленный на развитие всех компонентов эмоционального интеллекта. Занятия включали ролевые игры, театральные этюды и по становки, которые проводились как в групповой, так и в индивидуальной формах. Дети активно участвовали в образовательном процессе, что способствовало их эмоциональному и личностному росту. Контрольный этап исследования показал значительное улучшение уровня ЭИ у детей, что подтверждает эффективность использования театрализованной деятельности. Дети стали лучше понимать и выражать свои эмоции, улучшились их коммуникативные навыки и способность к саморегуляции. Наша гипотеза подтвердилась. Театрализованная деятельность действительно является результативным средством для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Эффективность этой методики обусловлена следующими условиями.
В развивающей работе были использованы как групповые, так и индивидуальные формы работы с детьми.
Дети активно участвовали в образовательном процессе, ознакомились с сутью эмоционального интеллекта и его компонентами, развивали навыки самоанализа и стремление к самосовершенствованию.
В процессе работы мы подтвердили важность и эффективность использования театрализованной деятельности для развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Результаты исследования показывают, что дети, участвуя в театрализованных играх и этюдах, демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта, лучше понимают свои эмоции и умеют их контролировать, что способствует их личностному и социальному развитию.
Однако, несмотря на положительные результаты, полученные в ходе исследования, следует отметить, что реализация некоторых компонентов мероприятий оказалась более сложной и требовала дополнительного времени и усилий. В частности, для полного освоения и усвоения детьми некоторых навыков и концепций, предусмотренных нашими мероприятиями, потребуется более длительное и систематическое занятие.
Тем не менее, наша работа позволила подчеркнуть важность использования театрализованных методик при развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников и проложила путь для дальнейших исследований и практической работы в данном направлении.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384).
2. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 104-109.
3. Андрес К. Как приручить волков / под ред. И. Левоной. М.: Редкая птица, 2019. 28 с.
4. Антонова Ю.Д. Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений / Ю. Д. Антонова, Ю. В. Волобуева, С. Ю. Селеменева. Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы ХМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). Краснодар: Новация, 2019. С. 12-15.
5. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №5. С.24-31.
6. Битюцких Е.В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е.В. Битюцких. Текст: непосредственный 91 // Молодой ученый. 2019. № 27 (265). С. 142-144.
7. Брекина О.В. Актуальные проблемы эмоционального развития современных российских детей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-emotsionalnogo-razvitiyasovr emennyh-rossiyskih-detey. (дата обращения: 20.04.2024)
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / авт.-сост. В.К. Вилюнас. Санкт-Питербург: Питер, 2006. 496 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 160 с.
10. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Дж. Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. 5-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 272 с.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой 6-е изд. М.: Манн, Иванов и Ферббер, 2018. 544 с.
13. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет : учеб.-метод. пособие. М., 2014. 159 с. 16. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества : учеб.-метод. пособие. М., 2001. 194 с.
14. Дремина Ю.В. Киса Алиса и мир эмоций. Сказка для детей 3-6 лет / Ю.В. Дремина. М.: АРКТИ, 2017. 40 с.
15. Жукова И. И. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 208-210....52