Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
|
Введение...................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития эмпатии в
дошкольном возрасте......................................................................................... 6
1.1. Сущностные характеристики эмпатии в современных
психолого-педагогических исследованиях...................................................... 6
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста........................................................................ 17
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у
дошкольников....................................................................................................... 22
Выводы по первой главе............................................................................. 29
Глава II. Эмпирическое исследование развития эмпатии детей
старшего дошкольного возраста........................................................................ 31
2.1. Констатирующий этап. Диагностика проявления эмпатии у
дошкольников........................................................................................................ 31
2.2. Формирующий этап............................................................................ 38
2.3. Результаты контрольного этапа исследования............................... 42
Выводы по второй главе............................................................................. 48
Заключение.................................................................................................... 50
Список использованной литературы........................................................ 54
Приложение
Глава I. Теоретические основы изучения развития эмпатии в
дошкольном возрасте......................................................................................... 6
1.1. Сущностные характеристики эмпатии в современных
психолого-педагогических исследованиях...................................................... 6
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста........................................................................ 17
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у
дошкольников....................................................................................................... 22
Выводы по первой главе............................................................................. 29
Глава II. Эмпирическое исследование развития эмпатии детей
старшего дошкольного возраста........................................................................ 31
2.1. Констатирующий этап. Диагностика проявления эмпатии у
дошкольников........................................................................................................ 31
2.2. Формирующий этап............................................................................ 38
2.3. Результаты контрольного этапа исследования............................... 42
Выводы по второй главе............................................................................. 48
Заключение.................................................................................................... 50
Список использованной литературы........................................................ 54
Приложение
Актуальность исследования. Актуализация новых ценностей в
образовании, кардинальные изменения в социально - экономической и
культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека
нового типа. Одним из ведущих приоритетов образования является создание
условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является
значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию,
сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей
обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном
пространстве.
Исследование эмпатии имеет в современном обществе особую
значимость в связи с увеличением уровня агрессии и ростом безразличия к
окружающим людям, что особенно ярко проявляется в мегаполисах. Эмпатия
является уникальным феноменом, который, с одной стороны, развивается в
процессе социализации личности под влиянием социальной ситуации
развития, а с другой - способствует процессу социализации как механизм
познания. Эмпатия заключает в себе некую открытость миру,
восприимчивость к влиянию других людей, механизм отражения социальной
действительности, что является необходимым для процесса социализации.
Эмпатия необходима для достижения взаимопонимания между людьми и при
этом сама развивается в процессе межличностного общения.
Обращение исследователей к эмпатии, с одной стороны, и
недостаточная изученность такого важного для межличностного
взаимодействия феномена, с другой, определили область исследования
дипломной работы.
Степень изученности: В научной литературе существуют различные
подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова,
Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А.
Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер,
А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения
эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели
процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно
разработаны и представлены конкретные технологии.
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась
проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский,
Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста
(Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким
образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой
проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем
дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально - нравственной
культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у
детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых,
усилением значимости такого принципиально важного для межличностного
взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной
разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту.
Проблема исследования: каковы условия развития эмпатии у детей
дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
эмпатии детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий
развития эмпатии у дошкольников.
Объект, предмет и цель исследования определили следующий круг
задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о сущности понятия
«эмпатия», о ее особенностях развития в дошкольном возрасте;
2.Проанализировать психолого-педагогические условия,
способствующие развитию эмпатии.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у
старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых
игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего
дошкольного возраста и составить рекомендации воспитателям.
Учитывая актуальность данной проблемы, выдвигается следующая
гипотеза исследования: если использовать специальную программу,
направленную на развитие эмпатии, то повысятся уровни эмоционального,
поведенческого и когнитивного компонентов эмпатии у дошкольников.
Методологическую основу исследования составили труды Е.Р.
Овчаренко, направленные на изучение педагогических условий развития
эмпатии детей, А.Д. Кошелевой, которая разработала диагностические
методики на основе исследованных особенностей развития эмпатии, А.П.
Стрелковой, Т.П. Г авриловой об особенностях развития эмпатии.
Методы и методики исследования: теоретические: анализ научной
литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: диагностическая
методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных
состояний», диагностическая методика А.Д.Кошелевой «Изучение
эмоциональных проявлений детей», наблюдение и качественный анализ
результатов диагностических методик.
Практическая значимость исследования: приведенные в данной
работе теоретическая часть, практические результаты исследования могут
быть полезны педагогам, воспитателям для составления программы по
развитию эмпатии у детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад № 4 г. Кызыла.
Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложений.
образовании, кардинальные изменения в социально - экономической и
культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека
нового типа. Одним из ведущих приоритетов образования является создание
условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является
значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию,
сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей
обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном
пространстве.
Исследование эмпатии имеет в современном обществе особую
значимость в связи с увеличением уровня агрессии и ростом безразличия к
окружающим людям, что особенно ярко проявляется в мегаполисах. Эмпатия
является уникальным феноменом, который, с одной стороны, развивается в
процессе социализации личности под влиянием социальной ситуации
развития, а с другой - способствует процессу социализации как механизм
познания. Эмпатия заключает в себе некую открытость миру,
восприимчивость к влиянию других людей, механизм отражения социальной
действительности, что является необходимым для процесса социализации.
Эмпатия необходима для достижения взаимопонимания между людьми и при
этом сама развивается в процессе межличностного общения.
Обращение исследователей к эмпатии, с одной стороны, и
недостаточная изученность такого важного для межличностного
взаимодействия феномена, с другой, определили область исследования
дипломной работы.
Степень изученности: В научной литературе существуют различные
подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова,
Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А.
Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер,
А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения
эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели
процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно
разработаны и представлены конкретные технологии.
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась
проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский,
Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста
(Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким
образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой
проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем
дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально - нравственной
культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у
детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых,
усилением значимости такого принципиально важного для межличностного
взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной
разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту.
Проблема исследования: каковы условия развития эмпатии у детей
дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
эмпатии детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий
развития эмпатии у дошкольников.
Объект, предмет и цель исследования определили следующий круг
задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о сущности понятия
«эмпатия», о ее особенностях развития в дошкольном возрасте;
2.Проанализировать психолого-педагогические условия,
способствующие развитию эмпатии.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у
старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых
игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего
дошкольного возраста и составить рекомендации воспитателям.
Учитывая актуальность данной проблемы, выдвигается следующая
гипотеза исследования: если использовать специальную программу,
направленную на развитие эмпатии, то повысятся уровни эмоционального,
поведенческого и когнитивного компонентов эмпатии у дошкольников.
Методологическую основу исследования составили труды Е.Р.
Овчаренко, направленные на изучение педагогических условий развития
эмпатии детей, А.Д. Кошелевой, которая разработала диагностические
методики на основе исследованных особенностей развития эмпатии, А.П.
Стрелковой, Т.П. Г авриловой об особенностях развития эмпатии.
Методы и методики исследования: теоретические: анализ научной
литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: диагностическая
методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных
состояний», диагностическая методика А.Д.Кошелевой «Изучение
эмоциональных проявлений детей», наблюдение и качественный анализ
результатов диагностических методик.
Практическая значимость исследования: приведенные в данной
работе теоретическая часть, практические результаты исследования могут
быть полезны педагогам, воспитателям для составления программы по
развитию эмпатии у детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад № 4 г. Кызыла.
Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложений.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры
эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели
существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают
многообразие направлений в исследовании этого явления: эмпатия
определяется как психический процесс, направленный на моделирование
внутреннего мира переживаний (Т. Баррет - Ленкорд, В. Айкес, А.П.
Сопиков, Т.П. Г аврилова); эмпатия рассматривается в качестве психической,
эмпатической реакции в ответ на стимул (И.М. Юсупов); эмпатия
определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную
аффективно - когнитивно - поведенческую природу (Д. Майерс, И.П.
Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова и др.).
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили
выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в
контексте эмоционально - нравственного развития в период дошкольного
возраста.
Старший дошкольный возраст - очень важный период в развитии детей,
когда происходит становление новых психологических образований. Именно
возраст 5 - 6 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период
во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии,
позволяет нам выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
эмоциональный, когнитивный, поведенческий. По результатам
констатирующего эксперимента нами было выделено три основных уровня
развития эмпатии у детей 5 - 6 лет: низкий (60%), средний (33%), высокий
(7%).
При анализе сущности сюжетно-ролевой игры мы отметили, что она
является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного
возраста. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С.
Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в своем исследовании мы выделили
именно сюжетно-ролевую игру в качестве основного педагогического
средства, способствующего развитию эмпатии у дошкольников.
В связи с этим, нами была разработана формирующая программа,
состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие
эмпатии у детей 5-6 лет:
- сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию
эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального
компонента эмпатии;
- игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и
переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента
эмпатии;
- сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее
поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие
поведенческого компонента эмпатии.
По результатам контрольного эксперимента подтверждена
эффективность использования комплекса сюжетно-ролевых игр на практике.
Так, в итоговом исследовании дети продемонстрировали высокий и средний
уровни развития эмпатии (73% и 27% соответственно). Проявления низкого
уровня не было зафиксировано.
Таким образом, использованная программа формирующего
эксперимента оказалась достаточно эффективным средством для повышения
уровня развития эмпатии у старших дошкольников. Гипотеза о том, что если
использовать специальную программу, направленную на развитие эмпатии,
то повысятся уровни эмоционального, поведенческого и когнитивного
компонентов эмпатии у дошкольников частично подтвердилась, так как по
результатам проведенного исследования у дошкольников повысились уровни
развития поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов
эмпатии. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическими
рекомендациями.
Рекомендации для воспитателей по формированию эмпатии у детей:
• Создавайте положительный эмоциональный фон в группе. Это
способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя
чувствует, он не может думать о других;
• Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем
вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения;
• Не забывайте, что вы пример для своих воспитанников. Дети учатся,
подражая действиям окружающих людей;
• Помогайте детям распознавать эмоциональные состояния по рисункам
и фотографиям, которые можно найти в книгах и журналах;
• Читайте детям рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с
ними поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите
внести изменения в сюжет или придумать другую концовку;
•Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с
детьми, как "демонстрация расположенности": ласковое прикосновение и
поглаживание;
•Учитесь видеть себя со стороны: стремитесь ставить себя на место
ребенка;
• Поговорите с детьми на, казалось бы, обычные темы: почему мы
должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы
ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда
стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит
или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя
есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать
ребенку, насколько важна ориентация на других людей;
• Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.
эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели
существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают
многообразие направлений в исследовании этого явления: эмпатия
определяется как психический процесс, направленный на моделирование
внутреннего мира переживаний (Т. Баррет - Ленкорд, В. Айкес, А.П.
Сопиков, Т.П. Г аврилова); эмпатия рассматривается в качестве психической,
эмпатической реакции в ответ на стимул (И.М. Юсупов); эмпатия
определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную
аффективно - когнитивно - поведенческую природу (Д. Майерс, И.П.
Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова и др.).
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили
выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в
контексте эмоционально - нравственного развития в период дошкольного
возраста.
Старший дошкольный возраст - очень важный период в развитии детей,
когда происходит становление новых психологических образований. Именно
возраст 5 - 6 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период
во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии,
позволяет нам выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
эмоциональный, когнитивный, поведенческий. По результатам
констатирующего эксперимента нами было выделено три основных уровня
развития эмпатии у детей 5 - 6 лет: низкий (60%), средний (33%), высокий
(7%).
При анализе сущности сюжетно-ролевой игры мы отметили, что она
является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного
возраста. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С.
Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в своем исследовании мы выделили
именно сюжетно-ролевую игру в качестве основного педагогического
средства, способствующего развитию эмпатии у дошкольников.
В связи с этим, нами была разработана формирующая программа,
состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие
эмпатии у детей 5-6 лет:
- сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию
эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального
компонента эмпатии;
- игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и
переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента
эмпатии;
- сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее
поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие
поведенческого компонента эмпатии.
По результатам контрольного эксперимента подтверждена
эффективность использования комплекса сюжетно-ролевых игр на практике.
Так, в итоговом исследовании дети продемонстрировали высокий и средний
уровни развития эмпатии (73% и 27% соответственно). Проявления низкого
уровня не было зафиксировано.
Таким образом, использованная программа формирующего
эксперимента оказалась достаточно эффективным средством для повышения
уровня развития эмпатии у старших дошкольников. Гипотеза о том, что если
использовать специальную программу, направленную на развитие эмпатии,
то повысятся уровни эмоционального, поведенческого и когнитивного
компонентов эмпатии у дошкольников частично подтвердилась, так как по
результатам проведенного исследования у дошкольников повысились уровни
развития поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов
эмпатии. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическими
рекомендациями.
Рекомендации для воспитателей по формированию эмпатии у детей:
• Создавайте положительный эмоциональный фон в группе. Это
способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя
чувствует, он не может думать о других;
• Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем
вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения;
• Не забывайте, что вы пример для своих воспитанников. Дети учатся,
подражая действиям окружающих людей;
• Помогайте детям распознавать эмоциональные состояния по рисункам
и фотографиям, которые можно найти в книгах и журналах;
• Читайте детям рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с
ними поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите
внести изменения в сюжет или придумать другую концовку;
•Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с
детьми, как "демонстрация расположенности": ласковое прикосновение и
поглаживание;
•Учитесь видеть себя со стороны: стремитесь ставить себя на место
ребенка;
• Поговорите с детьми на, казалось бы, обычные темы: почему мы
должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы
ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда
стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит
или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя
есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать
ребенку, насколько важна ориентация на других людей;
• Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.



