Введение 3
1.Теоретические основы обучения сотрудников в области информационной безопасности 6
1.1 Роль информационной безопасности в современном бизнесе 6
1.2 Особенности обучения сотрудников информационной безопасности 8
1.3 Анализ доступных решений для обучения 9
1.4 Проблематика обучения информационной безопасности 14
2.Проектирование и реализация программной системы 16
2.1 Оценка уровня знаний сотрудников ООО «ИТ Дистрибуция» в области информационной безопасности 16
2.2. Функциональные и нефункциональные требования к программной системе 18
2.3 Проектирование архитектуры и пользовательского интерфейса программной системы 24
2.4 Разработка структуры базы данных 29
2.5 Реализация программной системы 35
2.6 Реализация пользовательского интерфейса 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Информационные технологии в современном мире стали неотъемлемой частью инфраструктуры любой организации. В связи с чем остро возникает вопрос обеспечения информационной безопасности (далее – ИБ). Зачастую злоумышленники получают доступ к информационным активам компании не путём сложных технических атак или программного взлома компонентов инфраструктуры, а средствами простых и проверенных методов, которые основаны на отсутствии грамотности, знаний и невнимательности рядовых сотрудников в области ИБ.
Мир информационных технологий никогда не стоит на месте: создаются новые приложения, выходят обновления, структура организаций становится более сложной и комплексной, что в совокупности приводит к появлению новых угроз и уязвимостей.
Очень низкая осведомленность сотрудников может понести за собой финансовые, а также репутационные риски, которые негативно скажутся на бизнесе. Обучение сотрудников становится одним из ключевых аспектов для качественной и надежной защиты информации организации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью создания эффективного инструмента для обучения сотрудников компании «ИТ Дистрибуция» в области информационной безопасности. Существующие решения зачастую не учитывают специфику компании, не предоставляют персонализированного подхода к обучению и не позволяют отслеживать прогресс сотрудников в реальном времени. Разработка специализированной программной системы, адаптированной под нужды компании, позволит решить эти проблемы и повысить уровень киберграмотности персонала.
Целью работы является разработка программной системы для обучения сотрудников компании «ИТ Дистрибуция» в области информационной безопасности, которая будет включать в себя модули для изучения теоретических материалов, прохождения тестов и анализа результатов обучения.
Для качественной разработки любой программной системы требуется тщательный подход. Один из важнейших компонентов — интерфейс. Необходимо руководствоваться правилом, что интерфейс должен быть интуитивно понятен и приятен для восприятия. После всех подготовительных мероприятий (проектирование, дизайн, сбор материалов) в разработке комплекса следует важный шаг — MVP, момент, когда решение представляет собой осязаемый продукт, который можно тестировать и дорабатывать.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ текущего уровня знаний сотрудников в области информационной безопасности и выявить основные проблемы.
2. Изучить существующие решения для корпоративного обучения и определить их недостатки.
3. Сформулировать требования к разрабатываемой системе, включая функциональные и нефункциональные аспекты.
4. Разработать архитектуру системы и выбрать подходящие технологии для ее реализации.
5. Реализовать основные модули системы, включая модуль обучения, тестирования и отчетности.
6. Провести тестирование системы и оценить ее эффективность.
7. Разработать рекомендации по внедрению и использованию системы в компании.
Объектом исследования является процесс обучения сотрудников в области информационной безопасности. Предметом исследования выступает разработка программной системы, направленной на повышение уровня знаний сотрудников компании «ИТ Дистрибуция».
Практическая значимость работы заключается в создании инструмента, который позволит компании повысить уровень осведомленности сотрудников в области информационной безопасности, снизить риски, связанные с человеческим фактором, и обеспечить соответствие требованиям современных стандартов безопасности.
Структура работы включает введение, теоретическую часть, анализ требований, проектирование и реализацию системы, её функционал, заключение и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы, определены объект и предмет исследования, а также описана практическая значимость разрабатываемой системы.
В ходе прохождения практики и анализа проблематики стало очевидно, что организация «ИТ Дистрибуция» испытывает высокую потребность в качественном обучении сотрудников для обеспечения должного уровня знаний и навыков в области информационной безопасности.
Компания в виду своей сферы деятельности очень остро ставит вопрос компетенции по информационной безопасности не только администраторов, но и всех сотрудников фирмы. Существующие на рынке аналоги платформы для обучения персонала с уклоном на ИБ не удовлетворяют всем функциональным и ценовым требованиям и потребностям компании. Также некоторые решение слишком дорогие для небольшой организации
Таким образом было принято решение о разработке программного решения, которое будет иметь требуемый функционал, а также сможет обучить сотрудников распознавать фишинговые ссылки, понимать механизмы распознавания угроз, осознавать риски и ответственность, которые влекут за собой инциденты, и в совокупности внедрить культуру ИБ в организации для повышения общей защищенности организации и её репутации.
Подробное проектирование и детализация требований к компонентам разрабатываемой системы обеспечивает систематический подход к разработке. Это гарантирует, что программное решение для обучения будет соответствовать требованиям и будет способствовать выполнению своего ключевого функционала – повышение знаний и осведомленности сотрудников в области информационной безопасности
В результате данной научно-исследовательской работы представлена разработка жизнеспособного продукта, который в своем функционале выполняет заявленные потребности. Реализация позволила собрать обратную связь, изучить ошибки и осознать новые идеи, которые позволят в дальнейшем качественно доработать и улучшить продукт.
Разработанная система успешно решает задачи, поставленные компанией «ИТ Дистрибуция»:
Повышение киберграмотности сотрудников за счет интерактивных курсов и практических заданий.
Снижение рисков, связанных с человеческим фактором, благодаря обучению распознаванию фишинга, работе с паролями и другим ключевым аспектам ИБ.
Экономическая эффективность с окупаемостью менее года за счет сокращения инцидентов и штрафов.
Внедрение системы не только соответствует текущим потребностям компании, но и создает основу для будущих улучшений, таких как:
интеграция искусственного интеллекта для персонализации обучения;
интеграция решения с Microsoft Active Directory;
расширение аналитики для прогнозирования рисков.
Программная система для обучения сотрудников в области информационной безопасности демонстрирует высокую эффективность благодаря продуманной архитектуре, современным технологиям и методам разработки. Компоненты системы, такие как интуитивный интерфейс, мощный бэкенд и надежная база данных, работают в комплексе, обеспечивая удобство использования и защиту данных. Методы, включая MVP, тестирование и интеграцию, позволили минимизировать риски и достичь поставленных целей. Это решение не только решает текущие задачи «ИТ Дистрибуция», но и служит платформой для инноваций в области корпоративного обучения.
1. Eric Evans. Domain-Driven Design: Tackling Complexity in the Heart of Software. Addison-Wesley, 2003.
2. Ho, J. «The Cybersecurity Handbook: A Practical Guide to Cybersecurity Risk Management» - Wiley, 2020. – P. 22-40, 88-100.
3. Martin Fowler. UML Distilled: A Brief Guide to the Standard Object Modeling Language. 3rd Edition. Addison-Wesley, 2004.
4. Robert C. Martin. Clean Architecture: A Craftsman's Guide to Software Structure and Design. Prentice Hall, 2017.
5. Sweeney A., & Wexler, J. «Cybersecurity Awareness Training: A practical Guide for the Information Age» - O’Reilly Media, 2019. – P. 12-30, 45-60.
6. Web APIs - MDN Web Docs. Mozilla. https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API.
7. Белоусов, А.В. «Основы информационный безопасности: Теория и практика.» - М.: Издательство «Наука», 2020. – C. 45-67, 112-130.
8. Вербах К., Профессиональный React. Современная разработка приложений React с использованием Hooks, Redux и Next.js. — М.: Диалектика, 2021.
9. Голландер А., Django для профессионалов: разработка API и серверных приложений. — СПб: Питер, 2022.
10. Григгс С., Flask. Разработка веб-приложений на Python. — СПб: Питер, 2021.
11. Григгс С., Flask. Разработка веб-приложений на Python. — СПб: Питер, 2021.
12. Косяков, В.А. «Информационная безопасность в современных информационных системах». – М.: Издательство «ИНФРА-М», 2019. – С. 25-40, 78-85.
13. Лассер М., Python и машинное обучение. Сборник рецептов. — СПб: Питер, 2020.
14. Левин А., Анализ требований и проектирование систем. — СПб: БХВ-Петербург, 2018.
15. Макконнелл С., Совершенный код: мастер-класс, 2-е издание. — М.: Вильямс, 2015.
16. Мартин Р.К., Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения. — М.: Питер, 2018.
17. Стандарты управления информационной безопасность. Документ ISO/IEC 27000 https://www.iso.org/
18. Таненбаум Э., Остин Т., Структура и интерпретация компьютерных программ. — М.: Вильямс, 2021.
19. Фаулер М., Проектирование программного обеспечения. Шаблоны корпоративных приложений. — М.: Вильямс, 2020.
20. Флэнаган Д., JavaScript. Подробное руководство, 6-е издание. — СПб: Символ-Плюс, 2020.
21. Фримен Э., Робсон Э., Изучаем программирование на Python. 3-е издание. — М.: Вильямс, 2019.
22. Шунатов, В.В. «Методология проектирования учебных систем» - М.: Издательство «Высшая школа», 2020. – С. 33-50, 90-100