Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реконструкции праздничной иконы XIX века "Преображения Господня"

Работа №170989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Иконография иконы Преображения Господня в системе двунадесятых праздников северных областей России 7
1.1. Обычай поклонения праздничным иконам на Руси 7
1.2. Иконография праздничной иконы Преображения Господня 13
1.3. Сравнительный анализ икон северного письма с монастырским
письмом центральных регионов России 22
Реставрационный паспорт 30
Заключение 58
Библиографический список источников 60
Приложение 1. К паспорту реставрации 68
Приложение 2. Иллюстративный материал 109


Иконография - неотъемлемая часть исследований в реставрации иконописной живописи. Она охватывает широкую область знаний в изучении искусства, культуры и агиографии в истории. Изучение символических кодов иконописи дает знание не только о смысловых формах, но и о значении иконописных изводов в христианской иконографии. Данная наука охватывают знания христианских обычаев, ритуалов, традиций и является отражением текстов Священного Писания.
История станковой темперной живописи включает большой период исторического времени различных культур и народов. Особое место занимают памятники православной культуры - иконы. На протяжении почти двух тысяч лет памятники иконописи являясь каноничными, выполняются в традиционных техниках живописи и материалах, мало изменяются, что дает обширное пространство для изучения данных памятников культуры не только в плане иконографии, истории, культуры, но и реставрации, консервации.
Светское искусство России выросло из иконописной традиции средневековья. Основными законами иконописи были каноны житийных списков, созданные богословами средневековых монастырей. Традиция иконопочитания была принесена на русскую почву из греко-византийского региона.
Изображения сюжетов с циклами или отдельными сценами включены в библейские сюжеты, которые иллюстрировались со времен появления иконописи. Уже в первые века христианства складывается ряд устойчивых иконографических изводов, которые взаимодействуя на протяжении многих веков традиционно узнаваемы.
Важнейшими праздниками в православной церкви являются Двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, они же входят в число Великих праздников. В систему изображений двунадесятых праздников включены наиболее значимые иконы Христологического и Богородичьего цикла. Иконография, которых соотносима с ритуалом определенного праздника.
Несмотря на строгость соблюдения канонов, с течением времени происходили изменения в социальной среде, которые влияли на перемены в сакральном искусстве. Иконография икон изменялась вместе с ними, но при этом основные аспекты оставались нетронутыми.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что массив иконописного монастырского письма Севера России мало изучен. Духовные письмена Севера, являясь выражением мысли и веры народа сурового края, несут в себе искреннее благочестие и формы святости в живописных образах.
В настоящий момент присутствует тенденция повышенного интереса к православию и возрождению русской духовности, влияющая на заинтересованность молодежи к изучению памятников православной культуры, как станкового, так и монументального искусства...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении столетий иконографические схемы мало -помалу претерпевали переформирования иконописи на Руси, что повергло к созидательной оригинальности художников-иконописцев, они по-своему интерпретировали устаревшие иконографические схемы и разрабатывали новые, каждые со своими индивидуальными особенностями. Массовое создание и бытование таких икон стало непреложным фактором существования различных школ иконописи и новых списков. Внешний вид и строй таковых икон устанавливают особые каноны, развивающиеся столетиями в обществах различных регионов и районов России.
Русь в средние века широко славилась своими иконописцами из различных районов государства, которых определял характер написания каждой иконы. Так стали славиться северные иконописцы своей особой самобытностью и примитивизмом в изображениях икон. Широкое общение с окружающим миром, как и сама культура древнерусской живописи, носителями которой оказались иконописцы, явились теми факторами, которые определили значительную развитость нанесения и развития этого ремесла. Особую роль сыграли Новгород и Ростов в иконописи Севера, которые привнесли немало изменений в структуру композиций икон, в которой мелодический ритмический строй с усилением контуров силуэтов, как специальное средство, утверждения невесомой плоти, находящейся в воздухе окружающей атмосферы особо подчеркивается, также как и приглушенные тона иконы, прекрасно гармонирующие с интерьерами деревянных церквей северных районов.
Основной темой дипломной работы является исследование иконографии и реконструкции праздничной иконы «Преображение Господня». В ходе исследования была подробно рассмотрена история возникновения и развития иконографических образов двунадесятых праздников и определена специфика формирования северной иконы.
На основе проделанной теоретической и практической работы были выполнены все поставленные задачи и сформированы следующие выводы:
1. Икона «Преображение Господня» XIX века является одним из уникальных памятников Рыбинской школы иконописи северного района России, что подтверждается ее иконографией и технико-технологическими приемами.
2. Иконография развивалась в контексте соединения византийских и русских традиций и впитала в себя образы святых, Богородицы и самого Бога.
3. Этнические особенности народного произведения отражают его духовную культуру, что подтверждается многочисленными произведениями искусства.
4. Анализ северных источников с данным изводом показал, что икона отличается колористикой, детальностью, прорисовкой, прописями и особой металлической подложкой.
5. Исследование видов разрушений данной иконы показало, что икона подвергалась термическому ожогу, а также из -за нарушения техники и технологии изготовления данной иконы произошли утраты красочного слоя по всей поверхности иконы и ее коробление.
В ходе практической работы были разобраны методики и условия реставрации темперной живописи. Также были продемонстрированы особенности методов тонирования и укрепления грунта, и красочного слоя данной техники.
Цель работы иконографическое исследование реставрации иконы «Преображение Г осподня» XIX века. В ходе него были изучены основные виды разрушения иконы и обнаружены следующие особенности утрат произведения:
- отслоение красочного слоя из-за неправильной техники исполнения живописи и отсутствия адгезии между слоями;
- сгрибливание и приподнятости красочного слоя;
- мелкосетчатый кракелюр по периметру живописного слоя;
осыпи красочного слоя;
термический ожог на нижней части лицевой стороны иконы; крупносетчатый грунтовый кракелюр с загрязнениями внутри.



1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. - СПб., 2002.
2. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М., 1984.
3. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи/ М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1948-1955.
4. Анисимов А. И. О древнерусском искусстве / А. И. Анисимов. - М.: Наука, 1983.
5. Атрибуция и экспертиза икон: Программа курса по специальности 070501 «Реставрация» / Сост. В. Н. Лебедев: СПбГУКИ, кафедра Истории русской культуры. - СПб.: СПбГУКИ, 2007.
6. Басов Д., Басов С. Иконы в храме и в вашем доме / Д. Басов, С. Басов. - СПб.: А. В. К. Тимошка, 2001.
7. Безансон А. Запретный образ: интеллектуальная история
иконоборчества / А. Безансон. - М., 1999.
8. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. - М.: Российское библейское общество, 2002.
9. Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). - 3-е изд. - М. : Издательство Сретенского монастыря, 2012. - 248 с.
10. Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). - 3-е изд. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. - 248 с.
11. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи / Ю. Г. Бобров. - Л.: Художник РСФСР, 1987.
12. Бобров Ю. Г. Основа иконографии древнерусской живописи/ Ю. Г. Бобров. - СПб.: Аксиома, 1996.
13. Будур Н. В. Библия в русской живописи / Н. В. Будур. - М., 2003.
14. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф. И. Буслаев. - СПб.: Лига Плюс,2001.
15. Буслаев Ф. И. О русской иконе. Общие понятие о русской иконописи/ Ф. И. Буслаев. - М.: Международный православный фонд «Благовест», 1997...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ