ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие как форма мышления 5
1.2. Языковые понятия как объект изучения в начальной школе 13
1.3. Загадки в процессе обучения младших школьников 20
Выводы по I главе 25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАГАДОК В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анализ результатов констатирующего среза 26
2.2 Комплекс лингвистических загадок в процессе формирования языковых
понятий 35
1. 3. Результаты формирующего эксперимента 42
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 56
В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы - сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учебной деятельности заключается в особой организации деятельности обучающегося при изучении понятия. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.
Центральной линией развития младшего школьника, по ФГОС второго поколения, является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов .
Методика преподавания русского языка в начальной школе призвана изучать закономерности речевого развития детей на разных этапах, закономерности формирования языковых понятий у школьников.
Педагогическая ценность загадок состоит в том, что они знакомят ребенка с радостью открытия. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. На уроках русского языка и чтения загадки позволяют уточнить представления детей об изучаемом языковом, литературоведческом понятии или жизненном явлении.
Несмотря на очевидную значимость загадок в развитии учащихся, в учебно-методической литературе по русскому языку загадки, ориентированные на освоение языковых явлений, не представлены.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения психологии, педагогики, лингвистики и методики преподавания русского языка в начальной школе. Исследование опирается на теоретическое обоснование классификации загадок В.В. Митрофановой, Ю.Г. Илларионовой, В.П. Аникина. Важными методическими источниками явились работы М.С. Соловейчик, Н.Н. Светловской, Т.С. Пичеоол.
Цель работы: исследовать эффективность использования лингвистических загадок в процессе формирования языковых понятий.
Объект исследования: процесс формирования языковых понятий.
Предмет исследования: лингвистические загадки в процессе формирования языковых понятий.
Гипотеза: процесс формирования языковых понятий будет эффективным, если на уроках русского языка использовать лингвистические загадки.
Задачи исследования:
1. Дать анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс диагностических заданий для исследования уровня овладения младшими школьниками языковыми понятиями.
3. Экспериментальным путем установить актуальный уровень сформированности языковых понятий у учащихся третьих классов.
4. Разработать и апробировать комплекс лингвистических загадок в процессе формирования языковых понятий.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников.
2. Тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Методы обработки результатов исследования.
База исследования - МБОУ «СОШ №149» Советского района г. Красноярска.
Процесс формирования понятий - неотъемлемая часть социального опыта людей, необходимое условие существования человеческого общества. Овладение понятиями является важной составляющей частью познавательной деятельности человека.
Формирование языкового понятия является одним из важнейших направлений при изучении грамматики, обеспечивающим усвоение школьниками грамматической системы, средством развития логического и грамматического мышления школьников (способности абстрагировать, обобщать, типизировать, сравнивать явления языка, сопоставляя общее с частным и конкретным).
Анализ теоретической литературы по теме исследования позволил определить, что под «понятием» понимается мысль, фиксирующая признаки отражаемых в ней предметов и явлений, позволяющих отличить эти предметы и явления. Основными характеристиками понятия являются содержание понятия и объем. С учетом этих характеристик в методической науке выделяются следующие критерии освоения понятия: умение подводить родовое понятие под данный вид (объем); знание всех существенных признаков языкового явления (содержание); умение использовать определение понятия при анализе языкового материала (глубина).
С учетом этих параметров был проведен констатирующий срез, который показал преобладание низкого и среднего уровней по всем исследуемым параметрам, что определило поиск эффективных путей освоения младшими школьниками языковых понятий.
С учетом результатов констатирующего среза на этапе формирующего эксперимента был разработан комплекс лингвистических загадок (1 группа - загадки, направленные на определение слова по совокупности его фонетических или грамматических признаков; 2 группа - загадки, направленные на утверждение или отрицание того или иного признака языковой единицы; 3 группа - загадки, направленные на выбор языковой единицы из ряда предположенных по ее грамматическим признакам, который содержал возможности совершенствования процесса освоения языковых понятий. Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали положительную динамику процесса освоения понятий учащихся экспериментального класса, следовательно, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.
1. Алексеева И.А.. Русский язык. Методика и практика преподавания. - Р-н-Д.: Феникс, 2002
2. Анненкова И.М.Загадка на уроках русского языка и чтения как средство развития мышления и речи младших школьников.// Конференция Дней науки студентов и аспирантов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - 9 по 27 апреля 2012 года. [Электронный ресурс]:
http://sntk.vlsu.ru/index.php/component/cck/?task=download&file=tezis&id=2363
3. Баранов М.Т.. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Академия, 2000
4. Бахмутова Е.А. Культура речи. - Казань , 1964.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П.Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006.
6. Березин Н.А., Цырельчук Н.А. Ч. 2. Психология и педагогика. - Мн., 2002.
7. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
8. Богоявленский Л. Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе. - 1996. - № 9. - С. 98.
9. Буркшайтис И.А. Особенности формирования языковых понятий у младших школьников. Методические рекомендации [Электронный ресурс]: http://area7.ru/metodic-material.php?5966
8. Волина В.В. Весёлая грамматика М.: Знание, 1995.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991
11. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: Методика двоичной стимуляции. -М.: Академия, 1995. - 197с.
12. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
13. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: логикопсихологические проблемы построения учебных предметов.-М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
14. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 160с., с.6.
15. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - 5 -е изд. - М., 1955.
... всего 40 источников