Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №170978

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Предпосылки изучения проблемы использования нестандартных задач в процессе развития логического мышления младших школьников 9
1.1. Процесс развития логического мышления как объект
педагогического исследования 9
1.2. Особенности развития логического мышления у учащихся
младшей школы 20
1.3. Методические особенности использования нестандартных задач в
процессе развития логического мышления у младших школьников 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 2. Методика применения нестандартных задач на уроках математики к начальной школе 50
2.1. Исследование актуального уровня развития логического
мышления у учащихся начальных классов 50
2.2. Использование нестандартных задач в процессе развития логического мышления на уроках математики в начальной школе (программа
экспериментального обучения) 55
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96


Развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса на современном этапе начального образования. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, творческий потенциал, самостоятельность - одна из основных задач современной школы.
Целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер. Необходимы конкретные программы, направленные на развитие логического мышления. От того, насколько оно будет развито у ребёнка в младших классах, во многом зависит успешность обучения по всем общеобразовательным предметам в дальнейшем.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Подумать, логически рассудить и проанализировать задание, чтобы свести условие к известному. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что процесс становления приемов мышления не может реализоваться сам собой, педагог должен активно и умело работать в этом направлении. Необходимо организовать весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал учащихся в начальной школе новыми знаниями, а с другой, формировал приемы логического мышления, способствовал подъему познавательного интереса и творческих способностей школьников .
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во- первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические, а также постановку и решение проблемы.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Этим вопросом в течении долгих лет занимались и занимаются многие учёные: Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, Н.Б. Истомина, Л.С. Выготский, Р.С.Немова, Д.Д. Зуев, В.В. Краевский и др. Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская и Н.Б. Истомина считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приёмов мышления.
Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он написал в своей книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ...".
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках математики дети почти все время решают учебнотренировочные типовые задания. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей постепенно свертывалось, это тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, мышления. В связи с этой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения, или, наоборот, имеет несколько решений.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого - педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблема развития логического мышления актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования. Процесс мышления, более всего, берет своё начало на уроках математики, так как на этих уроках учащиеся выполняют задания, направленные на активизацию мыслительных операция, логического мышления.В программе по математике нет ограничений в отношении подбора задач, поэтому учитель может по своему усмотрению включать задачи и из другой математической структуры. Вместе с тем надо учитывать основные требования программы в отношении уровня умений решать нестандартные задачи учащимися. Обучение детей младшего школьного возраста решению нестандартных задач также важно. Эта работа развивает логическое мышление, формирует интерес к уроку математики.
Для изучения особенностей логического мышления младших школьников, мы провели констатирующий эксперимент, который состоял из двух методик. Методика «Исключение лишнего» автор Р. Р. Римская и С. А. Римский,цель - исследовать способности младших школьников к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, методика «Числовой ряд» автор М. Р. Битянова,цель - исследование логического аспекта математического мышления. Полученные результаты позволили нам выявить уровень логического мышления младших школьников. По результатам исследования методик, мы можем сказать, что в среднем половина учащихся класса имеет высокий уровень логического мышления. Остальные 50% имеют низкий и средний уровень.
Полученные результаты подтверждают наши предположения о том, что развитие логического мышления у учащихся младшей школы актуальная проблема современного образования. В связи с этим, мы считаем целесообразным разработку программы включающую комплекс нестандартных задач, для развития логического мышления у учащихся начальной школы.
Необходимо развить у обучающихся «гибкость ума», «скорость ума», «глубину ума», критичность[53]. Это позволит в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи. Все это можно сделать с помощью использования нестандартных задач на уроках математики.
Основываясь на результате психолого - педагогических исследований в области использования нестандартных задач для развития логического мышления мы разработали программупозволяющую использовать нестандартные задачи в процессе развития логического мышления младших школьников и отобрали текст нестандартных задач, соответствующие классификации.
В процессе экспериментальной работы, пришли к тому, что работу над нестандартными задачами вести необходимо в системе всей работы над задачами на протяжении четырёх лет, применять различные приёмы и методы решения в комплексе развивающих задач, использовать занимательный материал, стимулировать творческую и познавательную деятельность самих учащихся.
Таким образом, цель исследования - разработать программу, позволяющую использовать нестандартные задачи в процессе развития логического мышления младших школьников - достигнута.



1. Авдонина Т. Формирование независимости мышления // Математика. -2006. -№ 18.
2. Альперович С. А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Начальная школа. -
1. - № 5. - С.30 - 33.
3. Акимова С. Занимательная математика. - Санкт-Петербург, «Тригон», 1997. - 608 с.
4. Арбатская Л. Ф. Решение задач жизненного содержания // Начальная школа. - 1977. - № 1. - С. 42.
5. Артемов А. К. О развитии математического мышления // Начальная школа. - 1979. - № 5. - С.36 - 38.
6. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. - М.: Издат.-школа, «Райл», 1997.
7. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.- 1976.
8. Белокурова Е. Е. Обучение решению комбинаторных задач с помощью таблиц и графов// Начальная школа. - 1995. - №1.
9. Белокурова Е. Е. Характеристика комбинаторных задач // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.34 - 38.
10. Белокурова Е. Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики // Начальная школа. - 1992. - № 1. - С.20 - 23.
11. Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника// Начальная школа плюс до и после, 2010, № 9. - 15с.
12. Вейль Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. В. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. - М.: Наука. Гл. ред. Физ. - мат. лит., 1989. -400с.
13. Возлинская М. В. Задачник. Нестандартная математика в школе. - М.: Лайда.- 1993. - 96с.
14. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие
классы школы) / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - М.:
Просвещение.- 1966.
15. Воровщиков С.Г., Гладин Н.В., Орлова Е.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. М.: «5 за знания», 2011 - 215 с.
... всего 59 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ