Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУМИЗМАТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работа №170976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы использования нумизматических образцов при реализации принципа наглядности на уроках истории 6
1.1 Средства наглядности и их функции в обучении истории 6
1.2 Методические принципы использования нумизматических образцов с
целью развития познавательного интереса на уроках истории 17
Глава II Экспериментальное исследование эффективности использования нумизматических образцов на уроках истории 32
2.1 Организация и методика экспериментального исследования 32
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 34
2.3 Разработка комплекса приемов по использованию нумизматических
образцов на уроках истории в 6 классе 40
2.4 Оценка эффективности комплекса 51
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложения 62


информационной эпохи на первое место выходит умение человека работать с большими объемами информации. Особенно важным это является для учащихся средних общеобразовательных школ. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности, готовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена.
Следует отметить, что для большинство учащихся современной школы - это поколение визуалов, обучение и развитие напрямую зависит от средств наглядности. Именно наглядные средства обучения способствуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного взаимоотношений к полученным знаниям, убедительности преподавания. Выполняя самостоятельное наблюдение, проводя практические исследования, либо наблюдая за презентацией их педагогом, учащиеся удостоверяются в истинности приобретаемых знаний, действительности тех или иных действий и явлений, о которых идет речь на уроке.
Благодаря внедрению в образовательный процесс средств наглядности педагогу можно осуществить диалог с обучающимися, активизировать и повышать их мыслительную и познавательную деятельность. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса. Наглядность активизирует их память, внимание и мышление, заставляя переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя его.
Принцип наглядности отражен в исследованиях ряда ученых по педагогике, дидактике (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Б.А. Голуб, В.А. Ситаров, В.И. Загвязинский). Эффективность использования наглядных средств обоснована в учебных пособиях М.В. Коротковой, М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева, В.В. Шогана.
Нумизматика - это вспомогательная историческая дисциплина, «изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежное обращения». В толковом словаре дается более общее определение: «научное описание и собирание старинных монет и медалей» . Под монетой понимается «металлический денежный знак» . В определении неслучайно рядом стоят слова «монета» и «медаль», т.к. история знает случаи существования «жалованных монет» - предшественников современных медалей.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к обучению и развитию учащихся, к изучению современных методов, форм и приемов работы на уроках истории некоторые аспекты этой проблемы остаются недостаточно изученными. Например, одним из наглядных средств обучения являются нумизматические образцы. Нумизматический материал можно использовать как на уроках истории, так и на обществознании, он применим на вводных занятиях вначале учебного года; при закреплении материала, а также по отдельным темам, например, «Петровские реформы», где, в частности, изучается переход от серебряной копейки к медной, или «Внутренняя политика Николая I», в рамках которой рассматривается денежная реформа министра финансов графа Е.Ф. Канкрина. В большинстве случаев, педагоги используют на уроках ограниченный и достаточно однообразный арсенал наглядности, что притупляет интерес учеников, Вместе с тем, нумизматические источники для них явление необычное, редкое, и, следовательно, можно сыграть на этом элементе новизны в формировании познавательного интереса.
Сказанное выше подтверждает актуальность выбранной темы данной работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие выводы:
Наглядное обучение - это обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или же с помощью их изображения. Особое значение наглядность имеет в обучении школьников, что соответствует возрастным особенностям восприятия и усвоения знаний. Средства наглядности,
воздействуя на разные органы чувств (зрительные, тактильные, слуховые и т. д. ), обеспечивают разностороннее формирование образа или понятия, способствуют прочному усвоению учениками знаний, пониманию общей связи научных знаний с жизненным опытом.
Развитие познавательных интересов на уроках истории напрямую зависит от методов обучения. С помощью методов обучения учащиеся учатся самостоятельно определять существенное в объяснениях учителя, учиться формулировать вопросы и выделять основные и второстепенные признаки в изучаемом. Следует отметить, что методы обучения должны быть разнообразными, понятными, должны соответствовать возрасту
учащихся. Работа с нумизматическими образцами на уроках истории может проводится следующим образом: показ материала каждому ученику; выдача материала учащимся на руки; демонстрация монет с помощью эпидиаскопа; изготовление плакатов с изображением монет; изготовление увеличенных фотографий монет. Изучение нумизматических образцов приучает
обучающихся подходить к изучению этого предмета не догматически, а сознательно, формируя познавательный интерес к историческому материалу.
Обобщая результаты констатирующего этапа исследования, отметим, что как для учащихся, так и для педагогов, преподающих историю, вопрос наглядности и использования нумизматических образцов играет
немаловажную роль. Вместе с тем, ограниченная материальная база, а также 55
незначительный выбор данных средств для приобретения в свободном доступе, приводит к тому, что денежные единицы, их историю и
особенности, учащиеся могут изучить из литературных источников, а также посредством ИКТ.
Был разработан комплекс упражнений с использованием
нумизматических образцов, который был предложен для апробации на уроках в 6 классе. В комплекс вошли 9 упражнений. Помимо вышеприведенных упражнений, педагогам было предложено разработать свои варианты заданий для детей с использованием нумизматических образцов. Следует отметить, что большинство учителей использовали или задания в форме презентаций с изображением монет, или виртуальные экскурсии в музеи. Это связано, в первую очередь с тем, что в кабинете у учителей хранится очень мало натуральных образцов или их нет вовсе.
Результаты проведенного интервью учащихся и учителей на
контрольном этапе исследования свидетельствуют об эффективности
разработанного комплекса, о необходимости использования
нумизматических образцов и заданий с ними на уроках истории, а также важности совершенствования работы по формированию исторических знаний учащихся средствами наглядности.



1. Абдулаев Э. Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 23-26.
2. Абдулаева Н. А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории / Н. А. Абдулаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 3. - С. 57-59.
3. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А. Г. Колоскова. - М. : «Академия», 2004. - 250 с.
4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 2008. - 136 с.
5. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 240 с.
6. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова - М. : ВЛАДОС, 2013. - 384 с.
7. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28-32.
8. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения / П. В. Гора. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 239 с.
9. Жданова С. В. Использование наглядных средств обучения на уроках
истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся / С. В. Жданова // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 90-91. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/237/55066/ - Дата доступа:
11.01.2021
10. Забелина О.Е. О наглядности в преподавании истории / О. Е. Забелина // Новые педагогические технологии. - 2014. - № XX. - С. 12-14.
11. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: АРКТИ, 2006. - 314 с.
12. Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / Под ред. В. Г. Тюкавкина. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
13. Кокебаева Г. К. Методика преподавания истории / Г. К. Кокебаева, Г. Т. Жакупова. - Алматы, 2015. - 160 с.
14. Копьяк А.С. Использование нумизматических образцов на уроках истории / А. С. Копьяк, Е. И. Боброва // Академия педагогических идей «Новация». - 2019. - №3 (март). - АРТ 135-эл. - 0,2 п. л. - Режим доступа: http://akademnova.ru/page/875548 - Дата доступа: 11.10.2020.
15. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в
использовании наглядных средств на уроках истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 3-8.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ