Введение 3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними
1.1. Система средств обучения географии в школе 5
1.2. Наглядные средства обучения в географии 10
1.3. Таблицы как средство наглядности в обучении социально-экономической географии 17
Глава 2. Типология стран мира
2.1. Цели и источники составления типологии стран мира 25
2.2. Показатели по типологии стран мира 31
2.3. Предложения по типологии стран мира 36
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Нормативно-правовая база изучения экономической и социальной географии мира в школе 39
3.2. Урок « Разработка статистических материалов в табличной форме при изучении типологии стран мира» 43
Заключение 53
Библиографический список 54
Актуальность исследования типов стран мира диктуется различными причинами, важнейшей из которых является дробление политической карты мира в ХХ и ХХ1 вв. Если в начале ХХ в. на карте мира существовало 30 суверенных государств, во времена Второй мировой войны - 73, то в начале ХХ1 в. - 240 стран и территорий.
Изучать каждую страну в школе по отдельности невозможно из-за недостатка времени, поэтому на школьных уроках по экономической и социальной географии зарубежных стран целесообразнее изучать их по типам.
Типология стран мира важна для различных международных научных, политических и экономических организаций для разработки взаимоотношений со странами, для бизнеса при решении проблем инвестирования средств в экономику зарубежных стран, просто для любознательных людей.
Объект исследования - процесс изучения типов стран мира на уроках экономической и социальной географии зарубежных стран.
Предмет исследования - применение статистических данных в табличной форме.
Цель исследования - выявление возможностей лучшего усвоения социально-экономической информации школьниками с помощью таблиц.
Задачи исследования:
- о Изучить типы стран мира
- о Выявить потенциал применения статистических данных в виде таблиц на уроках экономической и социальной географии зарубежных стран о Отобрать социально-экономические показатели для изучения типов стран
- о Разработать систему таблиц, содержащих социально-экономические показатели, облегающие понимание темы.
Методы исследования - аналитический, сравнительный, картографический, исторический, статистический.
Источники: научно-методическая литература по географии, школьные учебники по социально-экономической географии зарубежных стран, статистические данные отдела социально-экономической статистики Статистического комитета ООН и Всемирного банка.
Предложения по типологии стран мира довольно многочисленны и разнообразны, но каждое предложение основывается на определённой системе социально-экономических показателей. На уроках по социально-экономической географии мира важно не только дать учащимся яркие и запоминающиеся характеристики отдельных типов стран, но и попытаться показать технологию выделения этих типов. В ходе самостоятельной работы по разделению стран на типы по заранее известному алгоритму будут формироваться логические учебные действия, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление отношений между объектами и т. д.
Необходимость выработки у учащихся универсальных учебных действий, к которым относятся логические действия, зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы.
Помимо этого, на подобных уроках школьники будут иметь возможность узнать источники социально- экономической информации по странам, познакомиться с сайтами крупнейших международных экономических организаций, таких, как ООН, Всемирный банк и др., что будет способствовать расширению их научного кругозора.
На основании анализа материала данных сайтов можно заниматься со школьниками научной работой, формировать у них такие компетенции, как владение умением применять географическое мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших социально-экономических процессов.
Именно такой подход к процессу обучения географии в школе, активно формирующий необходимые компетенции учащихся, востребован ФГОС среднего (полного) общего образования.