Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование приемов мнемотехники при изучении слов с непроверяемыми

Работа №170961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения младшими школьниками
слов с непроверяемыми
орфограммами 4
1.1. Основы изучения орфографии в начальной школе 4
1.2. Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе 7
1.3. Виды упражнений с трудными словами на уроках русского языка в
начальных классах 17
Выводы по главе 1 33
Глава II. Использование мнемотехнических приемов при изучении слов с непроверяемыми орфограммами
34
2.1. Особенности написания четвероклассниками слов с непроверяемыми
орфограммами 34
2.2. Использование приемов мнемотехники при изучении слов с
непроверяемыми орфограммами 55
2.3. Результаты экспериментального обучения 62
Выводы по главе II 76
Заключение 77
Список используемых источников 79
Приложение 85


Изучение слова с непроверяемыми орфограммами важнейших проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Никто не будет отрицать, что начальная школа - важное время для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно превращаются в проблемы среднего звена и т.д.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилом не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате выполнения упражнения над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Однако многолетний опыт работы многих педагогов доказывает, что знакомство, запоминание и написание трудных слов требует от учащихся больших усилий. Известно, что младшие школьники при написании таких слов допускают ошибки. Среди таких ошибок представлены слова с удвоенными согласными (аллея, шоссе, класс); слова с непроизносимыми согласными (солнце, лестница, праздник); слова с безударными гласными, непроверяемые ударением (картина, береза, вагон) и т.д.
Актуальность нашего исследования подтверждается и требованиями ФГОС: младшие школьники должны овладеть «первоначальными
представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических и грамматических)».
Цель: разработать и апробировать специальные упражнения,
включающие мнемотехнические приемы при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.
Объект: процесс изучения слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет: специальные упражнения, включающие мнемотехнические приемы при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.
Гипотеза: изучение младшими школьниками слов с непроверяемыми орфограммами будет успешнее, если использовать на уроках русского языка упражнения, включающие мнемотехнические приемы, основанные на зрительных и звуковых ассоциациях.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую, методическую, лингвистическую литературу по теме исследования;
2. Выявить особенности написания младшими школьниками слов с непроверяемыми орфограммами.
3. Разработать специальные упражнения, направленные на изучение слов с непроверяемыми орфограммами и включающие мнемотехнические приёмы.
4. Апробировать разработанные упражнения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме изучения трудных слов младшими школьниками. В методике выделяют два направления: грамматическое и антиграмматическое. Согласно антиграмматическому направлению, представителем которого был К.Д. Ушинский, при формировании орфографических навыков важно усвоение грамматических знаний. Антиграмматисты (Борман, В.П. Шереметьевский) считают выработку орфографического навыка механическим процессом.
В данной работе рассмотрены такие понятия, как «орфограмма», «орфографическое поле», «опознавательные признаки орфограмм».
Основной единицей орфографии как прикладного раздела языкознания является орфограмма.
Рассмотрены различные виды упражнений с трудными словами на уроках русского языка. У младших школьников необходимо развивать все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Но главная задача это сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
В работе представлены особенности написания трудных слов младшими школьниками. С этой целью проведен констатирующий срез, результаты которого показали, что четвероклассники допускают ошибки при написании следующих орфограмм:
1.Безударные непроверяемые гласные в корне слова: агроном, горизонт, хозяйство, багаж, малина, завод, кастрюля, самолет, морковь, газета.
Непроверяемые согласные в корне слова: здесь, экскурсия,
Удвоенные согласные: шоссе, суббота.
Правописание согласных по звонкости - глухости в конце слова: багаж, завод. 78
В связи с этим были разработаны специальные упражнения, основанные на мнемотехнических приемах. Мы экспериментально показали, что упражнения, включающие мнемотехнические приемы, основанные на зрительных и звуковых ассоциациях, являются результативными при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.
Таким образом, гипотеза о том, что изучение младшими школьниками слов с непроверяемыми орфограммами будет успешнее, если использовать на уроках русского языка упражнения, включающие мнемотехнические приемы, основанные на зрительных и звуковых ассоциациях, подтвердилась.



1. Агофонов, В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы / В.В. Агофонов. — М.: Ювента, 2007. — 64 с.
2. Алексеева, Н.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / Н.В. Алексеева, А.В. Веселовацкая // Современная наука. - 2011. - № 2. - С. 35-38.
3. Амирова, Т.А. Прагматический аспект орфографии / Т.А. Амирова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 611. - С. 9-15.
4. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова / И.Ю. Амосова // Нач. шк. - 2014. - № 5.- С.69-70.
5. Анохина, Т.М. Русский язык. Работа со словарными словами. Занимательные материалы / Т.М Анохина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 269с.
6. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. - М.: Владос, 2001.-142 с.
7. Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно - орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина// Нач. шк. - 2000. - №3. - С. 22-27.
8. Бельдина, Е.В. Работа над словами с непроверяемым написаниями / Е.В. Бельдина// Нач. шк. - 2002. - № 1.- С. 32-36.
9. Бессчастная, Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка /Е.И. Бессчастная // Нач. шк. -1999. -№ 8.- С.64-66.
10. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - 2-е изд., перераб и. доп. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. — 416 с.
11. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
12. Борисова, Л.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка / Л.В. Борисова, М.Б. Булгакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 3. - С. 213-215.
13. Бутенко, А.В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в начальной школе / А.В. Бутенко // Международный студенческий вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 587-588.
14. Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 1983.-206 с.
15. Воробцова, А.Ю. Работа над орфографией при обучении русскому языку в начальной школе / А.Ю. Воробцова // Педагогика и современность. - 2013. - № 4. - С. 57-60.
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ