Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИХИЯ ОГНЯ В ЛИРИКЕ А. ФЕТА

Работа №17096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА СТИХИИ ОГНЯ... 5
1.1. Мифологическая и романтическая семантика стихии огня 5
1.1. Мотив огня в поэтике А.А. Фета 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТИХИИ ОГНЯ В ЛИРИКЕ А.А.ФЕТА 21
2.1. Комплекс «природный огонь» 26
2.2. Комплекс «огонь-творчество» 30
2.3. Комплекс «огонь-любовь» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Библиография 44


Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) - выдающийся русский поэт,переводчик, лирик. Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета перед русской поэзией. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.
Другая, не менее значительная заслуга поэта - изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм.
Настоящая работа посвящена исследованию поэтического наследия Афанасия Афанасьевича Фета с точки зрения выявления и осмысления стихии огня и создания более полного представления о лирическом творчестве поэта.
Проведенный анализ работ, посвященных жизни и творчеству А.А.Фета,позволил убедиться, что в них исследовались мотивы золота, серебра и драгоценных камней, философские мотивы, мотивы мгновения и вечности,мотив красоты, мотив смерти, мотивы природы. Однако до сих пор отсутствуют работы, исследующие огненный мотив в творчестве A.A. Фета.
В работах Б.В. Никольского, H.H. Страхова, Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба и других исследователей рассматриваются различные аспекты творчества и поэтики А.А.Фета, но мотив огня в этих работах затрагивается лишь частично. Поэтому подход к поэтическому миру А.А.Фета с точки зрения функционирования в нем стихии огня представляется актуальным.
Исследование велось с опорой на понятия «мотив», «лейтмотив»,«образ» и «мифологема»:
«Мотив (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения» [6, с.466]. «Более строгое значение термин «мотив» получает тогда, когда он содержит элементы символизации (дорога у Н.В. Гоголя, сад у Чехова). Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым у Тютчева, изгнанничество - у Лермонтова». [31, с.230].
Мотив тесно связан со многими другими литературоведческими понятиями,так как форма его бытования в тексте может быть самой разнообразной:тема, идея, образ и т.д.
«Художественный образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении». [52, с.253]
«Лейтмотив (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - регулярно воспроизводимый в отдельном сочинении, в цикле произведений или в творчестве автора смысловой мотив». [18]
«Мифологема - это мифическая идея или мотив. Несколько мифологем,соединенных в единое повествование, создают миф». [49] «Стихия - в древних натурфилософских учениях один из основных элементов природы: огонь, вода, воздух, земля». [34]
Теоретическую основу работы составляют труды по теории мотива(А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинского и др.), по теории лирического рода литературы (Л.Л. Гинзбург, В.Е. Хализева и др.), по теории мифа (Е.М. Мелетинского, О.М. Фрейденберг, К.Г. Юнга, М.Элиаде и др.),по творчеству A.A. Фета (Б.Я. Бухштаба, Д.Д. Благого и др.), сборники сочинений А.А.Фета.
Актуальность исследования продиктована отсутствием работ,систематизирующих огненные мотивы и образы поэтического мира А.А.Фета и недостаточной изученностью вопроса связи этой мотивной системы с философскими воззрениями поэта.
Цель работы: Изучение мотива огня как стихии в лирике А. А. Фета.
Задачи:
- рассмотреть стихию огня в мифологии и романтизме;
- сделать выборку текстов, где присутствуют образы огня в лирике Фета;
- проанализировать функционирование мотива огня в стихотворениях А.Фета.
Методы исследования: биографический и филологический анализ текста.
Объект исследования: стихия огня в лирике Фета.
Предмет исследования: образы и функции стихии огня в лирике Фета.
Материал исследования: лирические произведения Фета.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки системы лирических мотивов, изучения поэтического наследия А.А.Фета, а также при подготовке курсов лекций, семинаров по истории русской литературы и уроков русской литературы в школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Во введении представлены краткие сведения из биографии поэта, дан краткий обзор работ, посвященных творчеству и биографии поэта, отмечены и определены основные термины, используемые в исследовании.
Обоснованы актуальность и практическая значимость, обозначены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены мифологическая и романтическая семантика стихии огня и ее значение в поэтике А.А. Фета.
Вторая глава посвящена роли стихии огня в лирике Фета, ее функционирование и частные проявления.
Каждая глава содержит выводы.
В заключении представлены выводы, сделанные в результате всего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В творчестве любого поэта наблюдается тема, образ или мотив,которому он отдает предпочтение на протяжении всей творческой деятельности. Литературоведы называют этот тематический, мотивный или образный повтор лейтмотивом.
Настоящей работой было доказано, что стихия огня является лейтмотивом творчества А.А.Фета: стихия огня во всем разнообразии проявлений присутствует в его лирических произведениях, выполняет различные функции и предстает в различных своих образах. Стихия огня изменчива, носит двойственный характер, сочетая в себе силы небесные и земные, разрушение и созидание одновременно, но она является вечным образом, который могут понять и принять все. В литературе огонь - это архетипический образ, мифологема. Было определено, что схожесть функций мифологии и литературы дает возможность проникновения мифологических элементов в литературу. Но глубже остальных течений в мифологию обращается именно романтизм, строящий свою, идеальную, реальность,направленную в сферы духовной жизни. Поэтому эта вечная стихия представляла для Фета-романтика неисчерпаемый источник для выражения своих взглядов в поэтической форме. Фет дополняет и развивает мифологическую семантику стихии огня, он рождает свое понимание огненного образа. Также обращение к этой огненной стихии объясняется личными переживаниями Фета, в жизни которого огонь оставил трагический отпечаток - от огня погибла любимая женщина поэта.
Фет рассматривает вопросы бытия, жизни и творчества, любви и страсти через «призму» огненной стихии. Так, жизнь и творчество для поэта равнозначные понятия, так же как и жизнь и любовь. И все эти понятия переданы через мотив огня. Главные темы творчества А.А.Фета - природа,любовь и творчество - пронизаны огненными образами и характеристиками.
Стихия огня - изменчивая, яркая, подвижная - отвечала эстетическому взгляду Фета, не случайно она стала основным мотивом для творчества поэта.
С помощью классификации по принципу семантической функции мотива огня выявлены такие комплексы огненных образов:
1) Комплекс «Природный огонь;
2) Комплекс «Огонь-любовь»;
3) Комплекс «Огонь-творчество».
Данная классификация позволила детально рассмотреть мотив огня в творчестве поэта. Так, огонь в стихотворениях о природе представлен в богатом разнообразии и выполняет описательную функцию для передачи цветов и оттенков пейзажа, фиксирует состояние природы. В философской лирике Фета наблюдается частое обращение к огненным образам, которые в большинстве своем переплетены с образом ночи. Это объясняется тем, что А.А.Фет отождествлял ночь с жестокой жизнью, приземленной и темной, а в образе огня он видел спасение, освобождение от прозы жизни. Поэтому в философской лирике Фета мотив огня отвечает его философским взглядам,что говорит о глубокой мировоззренческой функции стихии огня. Любовная лирика Фета также неизменно богата огненными образами, само чувство любви у поэта ассоциируется с мотивом горения. Семантика стихии огня использована не с отрицательной стороны, а с точки зрения силы и глубины чувства любви: мифологема огня у Фета представлена вечной и яркой, и именно такой он видел сущность любви - всевластной, всепоглощающей и яркой. Таким образом, стихия огня раскрывает и поэтически преобразовывает взгляд поэта на любовное чувство.



1. Аношкина В.Н., Громова Л.Д. История русской литературы XIX
века. 40-60-е гг.: уч. пособие, 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,1986.
3. Башляр Г. Психоанализ огня. - М.: Прогресс, 1994.
4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Художественная литература, 1973.
5. Благой Д.Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета). - М.:Наука, 1975.
6. Благой Д.Д. Мотив // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1. - Л.: Френкель, 1925.
7. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920. - М.: Художественная литература, 1965.
8. Бухштаб Б.Я. A.A. Фет: Очерк жизни и творчества. - Л.: Наука,1990.
9. Вейман Р. История литературы и мифология, пер. с нем. М.:Прогресс, 1975.
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. шк., 1940.
11. Воронова O.E. Импрессионизм как способ поэтического мировидения в лирике Фета // Проблемы художественного метода, жанра,стиля в русской литературе. - М., 1995. С. 24-33.
12. Воронова O.E. Мифопоэтизм в художественной системе Фета. //Филологические науки. - М., 1995. - №3. - С.23-32.
13. Гаспаров M.JI. Фет Безглагольный. Композиция пространства,чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М.,1997.
14. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М.: Наука, 1994.
15. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. - Л.: Советский писатель, 1974.
16. Голан А. Миф и символ. - М.: Русслит, 1993.
17. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987.
18. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн, 2006.
19. Гудонене В. Поэтика ночи в «Вечерних огнях» А. Фета // Русистика и компоративистика: Сборник статей. №3. - М.: МГПУ, 2008. - С. 130-138.
20. Кожевникова H.A. Метафоры А. Фета // Избранные работы по языку художественной литературы. - М.: Знак, 2009. - С. 673-684.
21. Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология. - М.: Флинта, 2013.
22. Котерелл А. Мифология. Энциклопедический справочник. - М.:Белфакс, 1996.
23. Кошелев В.А. О месте Фета в истории русской культуры и его новом собрании сочинений // Литературоведческий журнал №30: Научн.журн. - М.: ИНИОН, 2012. - С. 18-47.
24. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии, №7. - М.,1970.
25. Лотман Л.М. A.A. Фет / История русской литературы. В 4-х тт. Т. 3.- Л.: Наука, 1980.
26. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб.:Искусство-СПБ, 2002.
27. Маймин Е.А. Афанасий Афанасиевич Фет. - М.: Просвещение, 1989.
28. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: Российский гуманитарный университет, 1994.
29. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976.
30. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
31. Незванкина Л.К., Щемелева Л.М. Мотив // Лингвистический
энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.45
32. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. - М.:Художественная литература, 1948-1953.
33. Никольский Б. Фет A.A. // Философские течения русской поэзии. -СПб.: Тип. М. Меркушева, 1896.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. - М.:Русский язык, 1989.
35. Петрова Г.В. A.A. Фет и русские поэты конца XIX - первой трети XX века: монография. - Спб: Астерион, 2010.
36. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976.
37. Розенблюм Л.А. Фет и эстетика «чистого искусства» // Вопросы литературы, №2, 2003.
38. Степин B.C. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. - М.:Мысль, 2000.
39. Страхов H.H. A.A. Фет // Литературная критика: Сборник статей. -СПб.: РХГИ, 2000. - С. 416-431
40. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. - М.: МГУ, 2000.
41. Телицын B.JI., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. Символы, знаки,эмблемы: Энциклопедия. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
42. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. - М.:Советская энциклопедия, 1992.
43. Фет A.A. Воспоминания / Предисл. Д. Благого. Сост. и прим. А.Тархова. - М.: Правда, 1983.
44. Фет А.А. Вечерние огни. - М.: Наука, 1971.
45. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Советская Россия,1988.
46. Фрезер Дж. Золотая ветвь / Перевод М.К.Рыклина. - М.: Полиздат,1980.
47. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: Восточная литература, 1978. 
48. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высшая школа.2002.
49. Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / Перевод В. Мершавки. - М.: Класс, 2010.
50. Шопенгауэр А. О воле в природе. Мир как воля и представление.T.2-3. - М.: Наука, 1993.
51. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Инвест ППП, 1996.
52. Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 252-257.
53. Юнг К. Г. О современных мифах. - М.: Практика, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ