Введение 2-4
Глава 1. Специфика изучения древнерусской литературы в школе 5-21
1.1. Особенности освоения школьниками древнерусских текстов 5-8
1.2. Анализ учебно-методических комплексов 8-12
1.3. Современные педагогические технологии 12-21
Глава 2. Описание заданий по современным педагогическим технологиям для изучения произведений древнерусской литературы 22-35
2.1. Тест Джефферсона 21-24
2.2. Театрализация 24-30
2.3. Геременевтический круг 30-35
Заключение 36-37
Список литературы 38-40
Приложение
Древнерусская литература, с одной стороны, связана с церковной и деловой письменностью, с другой стороны - устным поэтическим народным творчеством. Д.С. Лихачев в своей книге «Поэтика древнерусской литературы» говорит о необходимости изучения, понимания и сохранения памятников древнерусской письменности. Главная задача словесника состоит в раскрытии их эстетической ценности.
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, декларированное системой современного образования, предполагает обращение к различным инновационным технологиям. В соответствии с ФГОС: «Приоритетная задача педагогов - переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий» .
Актуальность нашей работы подкрепляется тем, что в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, потрясения, сопровождающиеся серьезными духовными потерями изучение древнерусской литературы особенно актуально. Жития святых, летописи, исторические песни и хроники, все эти произведения воспевают самые лучшие качества, присущие русскому народу - любовь к родной земле, веру в Бога, в торжество добра и справедливости. А в настоящее время, так как мы наблюдаем неутешительную тенденцию отсутствия интереса школьников к древнерусской литературе, применение современных педагогических технологий в этой сфере поможет раскрыть личностный потенциал учеников.
Приемы: «Тест Джефферсона», «Герменевтические круги» и «Театрализация», которые мы представили в данной работе позволят сделать занятия по древнерусской литературе более близкими и понятными для школьников.
Объект: современные педагогические технологий.
Предмет: приемы и задания современных педагогических технологий.
Материал: «Слово о Полку Игореве», «Житие святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских», «Повесть о житии и храбрости Александра Невского»
Методическая база: работы таких авторов как М. А. Снежневской, А. А. Маныкиной, Е. Д. Жировой, B. А. Глезер, Э. М. Румянцевой, Е. Н. Ковалевской, А. М. Зуевой и других исследователей.
К творчеству древнерусских авторов было обращено внимание таких исследователей как Н.А. Комарова, Н.С. Коралев, Н.А. Кузнецова, Д.С. Лихачев и др. Многие ученые уделяют внимание актуальным педагогическим технологиям, применению электронных учебников, использованию интерактивных методов в преподавании Древнерусской литературы.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней представлены задания, составленные с использованием элементов и приемов современных данных педагогических технологий для изучения конкретных произведений древнерусской литературы.
Цель: раскрыть своеобразие и продемонстрировать необходимость включения приемов и элементов современных педагогических технологий при изучении произведений древнерусской литературы.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
1. выявить особенности преподавания древнерусской литературы в школе;
2. проанализировать различные методы и технологии изучения древнерусской литературы в различных программах;
3. описать отдельных элементы и составить задания по произведениям: «Слово о полку Игореве», «Житие святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских», «Повесть о житии и храбрости Александра Невского».
В процессе написания работы мы использовали такие методы, как обобщения, культурно-исторический и сравнительно-исторический.
Практическая значимость. Данные методические разработки и технологии педагоги смогут использовать на урочной и внеурочной деятельности при изучении вышеуказанных произведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух тематических глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 30 источников. Во введении раскрываются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первом разделе рассмотрены специфика изучения древнерусской литературы в школе. Во втором разделе описана опытно-экспериментальная работа по изучению произведений древнерусской литературы во внеурочной деятельности. В заключении представлены основные выводы по данной работе.
Древнерусская литература не теряет своей актуальности и с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых литература осознается как национально-культурная ценность народа, предмет культурной самоидентификации. Также современный школьный курс способствует формированию квалифицированного читателя с эстетическим вкусом, способного понимать художественный текст, анализировать его и осознавать художественную картину мира. Несмотря на ограниченный список произведений Древней Руси, включенный в школьную программу, и его раздробленность на несколько классов, можно говорить о большой роли древнерусской литературы в формировании эстетической культуры, познавательного интереса и целостного мировоззрения учащихся. Стоит отметить актуальность в современном мире вопроса национальной идентификации и внимание к исконным традициям Руси, в связи с этим все чаще обращаются именно к памятникам древнерусской письменности как к источнику национальных традиций предков. Древнерусская литература способствует не только формированию национального сознания, но и внимательному отношению к другим народам и культурам.
Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Литература Древней Руси - это единое целое при всём многообразии жанров, тем, образов, это средоточие русской духовности и патриотизма. На страницах произведений древних авторов ведется речь о важнейших философских, нравственных проблемах, прославляется мудрость, доброта, храбрость, самоотверженность людей, красота русской земли. Именно поэтому тема нашей работы актуальна в настоящее время. Знание истоков отечественной литературы необходимо каждому человеку, живущему в России, любящему свою страну, свой язык, свою литературу.
Настоящей работой мы хотим обратить на то, что литература Древней Руси универсальна и многопланова, под нее можно подстроить многие интересные и продуктивные педагогические приемы. Важно иметь смелость и желание рассмотреть в древних памятниках основу для современности. Литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы осознавали свою полноценность.
Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям - насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом от учителей-словесников.
Такие современные методические приемы как «Тест Джефферсона», «Герменевтический круги» и «Театрализация» способствуют процессу изучения школьниками произведений древнерусской литературы, делают данные тексты более близкими и понятными. Данные элементы позволяют раскрыть своеобразие и выявить необходимость включения приемов и элементов педагогических технологий в изучении произведений древнерусской литературы.
Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала древнерусской литературы - поистине «неупиваемой чаши» нашей духовности.
1. Адилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе
обучения / Н. Ф. Адилова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35). - Т. 2. - С. 121-124. - URL:
https://moluch.ru/archive/35/3957/ (дата обращения: 14.06.2023).
2. Боргес Х.Л. Использование интерактивных технологий в преподавании Древнерусской литературы // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - № 3 (55). С. 142-148.
3. Гречихина Н.Ф. Использование технологий при изучении Древнерусской литературы // Инновации в образовании. - 2016. - № 3 (9). С. 35-39.
4. Клюева Л.Б. Проблема стиля в экранных искусствах. - М.: ГИТР, 2007. - 148 с. http// ciberlininca.ru
5. Коваленко О.В. Применение электронных учебников при изучении Древнерусской литературы // Вестник технологического университета. -
1. - № 6 (23). С. 132-136.
6. Комарова Н.А. Современные педагогические технологии в преподавании Древнерусской литературы // Информационные технологии и образование. - 2017. - № 6 (33). С. 55-59.
7. Королев Н.С. Использование дистанционного обучения при изучении Древнерусской литературы // Российский научный журнал. - 2018. - № 3 (24). С. 54-58.
8. Крившина И.Н. Древнерусский эпос: теория и методика исследования. - М.: Издательство МГУ, 1997.
9. Кузнецова Н.А. Использование аудиовизуальных технологий в преподавании Древнерусской литературы // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. - 2016. - № 2 (24). С. 120-124.
10. Левенцов А.А. Древнерусская литература: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2013.
11. Лепихова И.В. Герменевтика кинореальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, - 2014. - № 5. С. 64-85.
12. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Москва, 1967.
13. Николаева Е.В. Современные технологии в преподавании Древнерусской литературы // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6. С. 121-125.
14.Островских И.Н. статья: Жанровый подход к изучению древнерусской литературы в 5-9 классах средней школы // журнал «Литература в школе». - 2020. - № 1. С. 27-37.
1. Остроумова А.С. Применение интерактивных методов обучения в преподавании Древнерусской литературы // Вестник Уральского государственного юридического университета. - 2018. - № 4 (132). С. 610.
... всего 31 источников