ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ СЕРИИ ПЛАКАТОВ ПО ТЕХНИКАМ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ 7
1.1 Методический плакат как форма учебного пособия 7
1.2 Значение печатной графики в современном обществе 18
1.3 Развитие методического плаката в России с использованием техник
печатной графики 28
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СЕРИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПЛАКАТОВ
ПО ТЕХНИКАМ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ 52
2.1 Проектирование серии методических плакатов по техникам печатной
графики 52
2.2 Создание серии методических плакатов по техникам печатной графики .... 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методические плакаты как форма учебного пособия 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Развитие методического плаката в России с использованием техник печатной графики 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В Серия методических плакатов по техникам печатной графики 95
Плакат - разновидность прикладной печатной графики, один из древнейших видов рекламы. Этим словом мы называем броские, выразительные изображения с кратким текстом или вовсе без него.
Плакаты являются привычным фоном нашей повседневной жизни и играют значительную роль в формировании облика современного города. Несмотря на развитие более современных средств массовой коммуникации, интерес к использованию плакатов не перестает возрастать.
Важнейшие функции плаката - информационная и воздействующая. В зависимости от цели плакат может быть ориентирован на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям, доводя до сознания людей информацию в сжатой, художественно выраженной форме, или на передачу в лаконичной и выразительной форме научной, учебной, инструктивно - методической информации.
В отдельную тематическую разновидность плаката выделяется методический или учебный плакат, получивший распространение в СССР. Издательства Советского Союза выпускали инструктивно - методические, инструктивно - технические и учебные плакаты на самые разные темы. Такие плакаты имели сугубо прикладной характер и использовались на производстве, в учебных заведениях в процессе обучения. Плакаты предупреждали, призывали быть осторожными и внимательными в процессе работы, пропагандировали научные знания, различные правила, различные схемы, технологии выполнения работ.
Графика является одним из древнейших и продуктивных способов передачи информации. Визуальная информация воспринимается проще и с большим интересом.
Использование плакатов как одного из способов успешного и эффективного обучения не устаревает по сей день. Для большей эффективности воздействия плаката разрабатываются новые методы привлечения внимания. В XXI веке они часто основаны на знании психологических аспектов восприятия информации, требующих от зрителя интеллектуальной деятельности, побуждающих осмыслить и зафиксировать увиденное, усвоить большие объемы информации, легко запомнить и проследить взаимосвязь между блоками информации.
Новые технологии делают плакат более динамичным - на смену статичным изображениям приходит кинетический плакат с динамическими компонентами. Новые формы развития плаката продиктованы развитием современной коммуникации: сейчас плакат может взаимодействовать с видео и медиаобъектами, интерактивными акциями. Трансформируясь через
медианосители, плакат меняется, становясь новым по форме, интерактивным.
Информационно-коммуникативные технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Синтезируя новые возможности графики, используя фотографию, типографику, новейшие технологии, создаются интерактивные плакаты...
В современной системе образования печатный плакат представляет собой наиболее распространённый вид графического дизайна, имеющий большие преимущества в силу того, что информация преподносится доступным и лаконичным способом. Современные методические плакаты помогают преподавателям при изложении материала и нужны учащимся для усвоения нового и закрепления пройденного материала.
Применение плакатов в качестве дополнительного наглядно - иллюстрированного материала позволяют процесс обучения сделать эффективнее и интереснее.
Целью данной квалификационной работы было создание серии методических плакатов по техникам печатной графики.
Для осуществления поставленной цели были решены следующие задачи:
- Исследована история развития методического плаката как одного из видов графического искусства. Систематизация подобранной информации позволила сделать вывод, что возникновение методического плаката в России тесно связано с историей развития плакатного искусства в Западной Европе.
- Изучена информация о методическом плакате в качестве учебного пособия. Проработка материалов и изучение всех видов методических плакатов наглядно показали, что применение учебно-методических плакатов позволяет точным и доступным способом изложить сложную информацию и пользоваться схемами и таблицами.
- Проанализирована особенность и специфика проектирования учебно - методических плакатов по разным техникам печатной графики. Поскольку главная функция методического плаката - дидактическая, обучающая, при проектировании плаката надо учитывать, что методический плакат должен ясно, лаконично, понятно передавать учебный материал, делая процесс обучения более эффективным.
- Разработаны основные визуальные и художественные образы плакатов и их стилистика. Визуальное изображение птицы как центрального образа плаката позволило более ярко показать особенности работы в разных техниках печатной графики.
- Решены задачи целостности проекта: серия плакатов выполнена в композиционном, графическом и художественном единстве. Серия плакатов разработана в стилистическом единстве: единая структура плакатов, расположение текстовых и иллюстративных блоков, основное визуальное изображение и цветовое решение плакатов.
Серия разработанных плакатов соответствует своей основной дидактической функции: лаконично, точно, с высокой степенью наглядности продемонстрированы виды печатной графики в соответствии с темой, определённой заголовком плаката.
Техники печатной графики интересны и доступны в работе, в частности, монотипию используют для развития детского воображения. Поэтому данная серия плакатов может быть использована в образовательном процессе в школах, профильных учебных заведениях и вузах.
1. Архангельская И.Д. Реклама в старые добрые времена (конец XIX - начало XX века)/ М.: Октопус, 2009. С.7.
2. Бабурина. Н.И. Русский плакат (вторая половина XIX - начало XX века): Л., Художник РСФСР, 1988. С. 8.
Бабурина. Н.И. Русский плакат (вторая половина XIX - начало XX века): Л., Художник РСФСР, 1988. С. 28.
3. Боровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний // Музей, 10. М., 1989. С.124.
Боровский Д.А. Плакат модерна.htpp://www.raruss.ru/russe-moderne/3970- borovsky-
4. Гладун О.Д. К национальному вопросу в визуальном языке графического дизайна // Строгановские чтения. Декоративное искусство и предметно¬пространственная среда. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М., Московская государственная художественно¬промышленная академия имени С.Г. Строганова, 2010. - С. 196-199.
5. Глинтерник Э.М. Понятие «графических искусств» в печатном деле на рубеже XIX-XX веков и становление терминологической системы дизайнграфики // Теория искусства, традиционная культура и творческий процесс / Мат. межд. научн. конф. МГХПА им. С.Г. Строганова. М., 2015. C. 177-182.
Глинтерник Э.М. «Российская дизайн-графика в искусствоведческих исследованиях XIX-XXI веков». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 13, no. 1 (2023): 166-187.
6. Грудцына Е.С. Об этапах выполнения линогравюры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 65-67.
7. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М., 1961,- С. 165-170
8. Золотарева Л.О. ПЛАКАТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ //
Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/202 1/article/2018027813 (дата обращения: 01.03.2024 ).
9. Зоркая Н. Визуальные образы войны // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 741.
Зоркая Н.М. Визуальные образы войны. http://magazines. gorky .media/nz/2005/2/vizualnye-obrazy-voj ny. html
10. Игошина Татьяна Сергеевна. Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции. М.: 2009. С. 189.
11. Источник:http://www.bipost.org/page.php?id=275. История печатного дела в Петербурге начинается с 1711 года. Дата обращения: 21.04.2024 https://russianpostcardunion.ru/spravochnik/publikatsii/379/
12. Климова Е. Русский рекламный плакат: становление жанра // Русский музей представляет: Рекламный плакат в России. 1900-1920-е гг. СПб: Palace Editions, 2010. С.9.
13. Кнебель И.Н. Каталог первой Международной выставки художественных афиш в Москве в здании Строгановского училища технического рисования. М.: Скоропечатня А.А. Левенсона. 1898. с.2
14. Корецкий В. Товарищ-плакат. М.: Плакат, 1981. С. 32.
15. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие./А.Н. Лаврентьев - М: Гардарики, 2006. С. 303...31